При изучении данной темы. · вы познакомитесь с современным опытом духовно-нравственного воспитания школьников

ПРАКТИКА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

· вы познакомитесь с современным опытом духовно-нравственного воспитания школьников;

· соотнесете данный опыт с основными направлениями духовно-нравственного воспитания.

Проект интеллектуальной игры «Русский мир» родился в 2000 году и в настоящее время приобрел статус общегородской игры. Его автор Олег Павлович Евдак, преподаватель Института дополнительных творческих профессий ЧГПУ. Он считает, что чувство патриотизма у современной молодежи есть, только «скрыто под мощной коркой, которую постепенно надо счищать». Именно это и призвана сделать интеллектуальная игра «Русский мир». Она вся пронизана русским духом. Команды называются дружинами, капитаны – воеводами, игровые туры – поединками и боями. Через всю игру проходит традиционное для русского человека число три: дружины разделены на тройки, игра состоит из трех поединков, в каждом из которых по три боя, и проходит в три этапа: школьный, районный, городской.

В ней много ритуальных моментов, которые позволяют игрокам с гордостью осознавать свою принадлежность к русскому народу: дружины выходят на поле под звуки старинных русских маршей, поднимаются флаги России и игры «Русский мир» (основой для флага игры стал Андреевский стяг). Победитель награждается орденским бантом, а в последнем, творческом конкурсе игры – Георгиевским бантом.

В содержании игры отражены семь составляющих русской культуры: история, литература, искусство, православные духовные ценности, фольклор, праздники, обряды и обычаи, русская материальная культура.

В отличие от современных телевизионных интеллектуальных игр «Русский мир» – игра командная. На первый план выходит понятие «мы», в почете – коллективное решение, совет, чувство дружбы, взаимопомощь. Это тоже является отражением особенностей русской культуры – Россия страна соборная.

Система воспитания этической культуры школьников, разработанная А.И. Шемшуриной [10], построена на логической взаимосвязи трех структурных компонентов:

· этический курс теоретико-практических занятий с детьми как специальный учебный предмет, построенный на инновационной методике с сюжетно-ролевой основой;

· повседневная педагогически инструментированная методика «этического заряда», построенная на сочетании этической установки на доброжелательность и уважение к другим с формами предупреждения конфликтной ситуации и достойного выхода из них;

· общеколлективная внеклассная деятельность с этической направленностью, специально ориентированная на включение всех учащихся в этический диалог, общение, взаимодействие.

Центральный системообразующий компонент предлагаемой системы – специализированный курс занятий «Основы этической культуры» для учащихся 1-11 классов, рассматриваемый как самостоятельный учебный предмет. Он позволяет им обобщать имеющиеся и получаемые учащимися в процессе всей учебно-воспитательной работы знания о человеке, человеческих отношениях в обществе на основе суммарных знаний об общечеловеческих ценностях, правилах культуры поведения, психологии общения; призван донести до разума учеников не только содержательную сторону этических понятий, но и историю возникновения и развития этической мысли; способствует проникновению педагога в мир отношений и общения детей, является инструментом опосредованного влияния на коллектив и индивидуальный мир развивающейся личности школьника. С этой целью в методическом построении и педагогической инструментовке занятий с детьми следует добиваться единства и взаимосвязи знания, чувства, поведения, приоритетности субъективного начала в разнообразном процессе просвещения, деятельности, игры, творчества.

Этический заряд – это эмоциональный импульс доброжелательно начатого учебного дня для младших школьников, недели – для подростков и старшеклассников. Педагог с оптимистических позиций прогнозирует поведение ребят, их отношения в коллективе. Это своеобразная психологическая установка, ориентирующая школьников на доброжелательность, уважение к окружающим и друг к другу, на добрый эмоциональный климат взаимоотношений.

Этический заряд – это и итоговая моральная «пятиминутка» в конце дня у младших школьников, недели – у более старших ребят. Она посвящается анализу нравственных конфликтов с целью совместного поиска путей их предотвращения и определения достойного способа выхода из них. Педагог терпеливо учит школьников находить корректные способы реагирования на недостойное поведение других, настойчиво культивирует умение детей простить, проявить снисходительность и благородство.

Третьим компонентом системы является внеурочная деятельность с этической направленностью. Она осуществляется в процессе разностороннего общения, взаимодействия, взаимовлияния учащихся, в основе которого педагогом определена нравственная перспектива, предусмотрена возможность ситуации успеха для каждого, созданы условия для этической рефлексии. Композиционно построить такую деятельность А.И. Шемшурина предлагает в виде театрализованного представления-диалога по разным темам и сюжетам. В начальных классах – в качестве «школы вежливости» («Доброе слово, что ясный день», «Ежели вы вежливы», «Сказка – ложь, да в ней намек»); в подростковых классах – как этические диалоги («Золотое слово народной мудрости», «Своя земля и в горсти мила», «Как наше слово отзовется»), как дискуссионный клуб общения («Ищи себя, пока не встретишь», «Судьба и Родина едины»); в старших классах – как вечера этических размышлений, романтические беседы при свечах, разговоры у костра, встречи в литературной гостиной («Живу я в мире только раз», «Интеллигент – это русское понятие», «Доброе имя дороже сокровищ мира»).

Внутри такой деятельности заложена возможность познания другого человека и самого себя, развития средств такого познания: умения сравнивать, анализировать и обобщать поступки товарища и собственные, видеть их этическое значение и оценивать его. Чем ярче и композиционно разнообразнее построена данная деятельность, тем большее влияние она оказывает на эмоциональную сторону личности, тем эффективнее результат.

Описание уроков духовной жизни в Школе жизни Ш.А. Амонашвили следует предварить его словами о ее сущности. «Человек без духовной жизни не существует. От качества, содержания, направленности духовной жизни по сути своей должно зависеть качество самой личности человека. В своей духовной жизни человек строит миры и разрушает их, творит добро и зло, страдает и торжествует, возвышается и падает, находит силы и теряет силы, рождается и умирает. Духовная жизнь есть высший план бытия, она есть личная принадлежность каждого человека, она закрыта для других. От самого человека зависит, насколько он откроется другим, доверит другим свои сокровенные помыслы, переживания, мечтания, планы и т.д. Она есть та скрытая, нематериализованная действительность, которая творит как внутреннюю, так и внешнюю, материализованную действительность. Без духовной жизни не было бы той человеческой культуры, которая создавалась веками. Источник духовной жизни человек несет в себе от рождения как главное качество духа, однако это качество может быть более или менее совершенно. Отсюда исключительная необходимость развивать, воспитывать, образовывать духовную жизнь Ребенка» [1, с. 42]. Он предлагает систему уроков со следующей тематикой: «Что такое духовная жизнь человека?», «Человек – кто он? Зачем и для кого рождается? Что значит – чело-век?», «Миссия каждого отдельного человека в земной жизни», «Сердце – дом духа», «Какие бывают сердца у людей?», «Как воспитывать свое сердце?», «Переживания сердца. Предчувствие сердца. Сердечность», «Жизнь и смерть – приход человека в земную жизнь и уход из жизни. Что такое воплощение? Бессмертие?», «Какие религии существуют? К чему они призывают людей?», «Важность уберечь ноосферу от загрязнения темными, злыми мыслеформами и мыслеобразами, обогатить ее светлыми и добрыми детищами человеческого мышления. Человек ответствен за свои мысли» и т.п.

Основные способы проведения уроков духовной жизни: беседы, рассказы учителя, свободные обсуждения, высказывания, аналитические суждения с привлечением собственного опыта, чтение легенд, анализ литературных произведений, мечтания о полетах в дальние миры, о строительстве своих городов, государств; размышления о самом себе, близких и родных, добре и зле в жизни людей, об улучшении жизни; обращение к своему сердцу; занятия по саморазвитию умения видеть сердцем, принимать сердцем, понимать сердцем, любить сердцем, болеть душой; повседневная практика посылки добрых и благих мыслей близким и родным, людям планеты, детям Земли; запись сновидений, ведение дневниковых записей о своих переживаниях, философствование.

Основным технологическим инструментарием по реализации активных форм обучения на основе программы «Истоки» [5] является тренинг, который рассматривается здесь как шаг, ступенька в приобретении социокультурного опыта, который приобретается путем собственных усилий, он идет не только от учителя к ученику, но и от ученика к ученику. Система тренингов, разработанных к каждой теме, позволит учащимся, как считают авторы, усвоить основные понятия курса, включить их в систему своего жизненного опыта; освоить грамматику общения, испытать радость от совместного успеха; научиться управлять своей деятельностью.

Поскольку наличие тренингов является отличительной особенностью программы «Истоки», то остановимся на них подробнее. Тренинг подразделяется на этапы: подготовительный, основной (индивидуальный, в паре, в группе), рефлексия.

Подготовительный этап тренинга необходим для создания атмосферы доверия, взаимоуважения, а также для мотивации детей на предстоящую работу. Педагог на доступном примере раскрывает значимость предстоящей для них деятельности, ее важный смысл. Общеизвестно: то, что значимо, интересно выполняется детьми с чувством и удовольствием. Педагог может использовать различные средства влияния на психологический климат: музыкальное оформление, соответствующий теме визуальный ряд, интерьер, знаки внимания и т.д. На данном этапе важно выразить надежду на успех («У вас все получится», «Если возникнут трудности, мы разберемся вместе»).

На основном этапе активная роль принадлежит самим детям. Педагог наблюдает за их самостоятельной работой, анализирует успехи и неудачи в общении, здесь возможны микроконфликты, которые могут отрицательно сказаться на развитии группы. Поэтому важно контролировать ситуацию, вовремя придти на помощь, подвести к компромиссу, взаимной обоюдной уступке, апеллируя к достоинствам детей, призывая к совместному поиску выхода из ситуации.

На заключительном этапе (рефлексия) педагог и дети анализируют и оценивают результаты работы. При анализе акцент делается на положительных результатах, определяется то, чему предстоит научиться в будущем.

В качестве примера приведем содержание тренинга «Ресурсный круг», который рассчитан на всю группу. Тема занятия «Имя».

1. Подготовительный этап. Все сидят в круге. Педагог рассказывает о значении имени для человека, взаимосвязи имени и внутреннего мира. Далее детям сообщается задание: необходимо назвать свое имя и одно из добрых качеств, характеризующих тебя.

2. Основной этап. Первый в круге называет свое имя и доброе качество, передает слово сидящему слева. Второй человек повторяет имя и доброе качество своего соседа справа, говорит о себе и передает слово сидящему рядом. Третий в круге повторяет имена и добрые качества предыдущих детей, называет свое имя и доброе качество, передает эстафету дальше. Последний в круге, педагог, воспроизводит всю информацию, обращаясь к каждому ученику, и завершает словом о себе.

3. Рефлексия. Педагог предлагает детям рассказать о своих чувствах, которые возникали во время разговора в круге. Он задает такие, например, вопросы: Какие моменты были особенно приятны? Что значимого узнали о себе и о других? Затем он подводит итог работы, акцентируя внимание на позитивном.

Тренинг достигнет цели (формирование мотивации на взаимодействие), если участие в нем вызовет добрые чувства друг к другу.

Еще один пример тренинга – ресурсный круг «За что я благодарен своим родителям».

1. Подготовительный этап. Дети встают в круг. Педагог произносит слова, настраивающие на тему разговора, или задает вопросы, не требующие развернутого ответа. Например:

- Кто является самым близким человеком для вас?

- Нужно ли благодарить родителей за заботу о вас?

- Вспомните, чему научила вас мама, каким добрым опытом поделился папа?

- За что каждый из нас благодарен родителям?

Первым в круге может начать педагог, приведя образец ответа.

2. Основной этап. Первый, стоящий в круге, отвечает на вопрос и передает слово стоящему слева. Второй человек дает свой ответ на поставленный вопрос и передает эстафету дальше. Высказываются все желающие.

Учитель подводит итог, выделяя наиболее глубокие и точные высказывания. Подчеркивает важность проделанной работы и выражает надежду, что эти слова благодарности учащиеся скажут своим родителям.

3. Рефлексия. Ребята высказываются о работе в круге. Можно предложить вопросы типа:

- Что было интересно для вас?

- В чем значимость данного разговора?

- О чем задумались?

- Приятным ли было общение?

Педагог предлагает взяться за руки и поблагодарить друг друга за общение.

Особенности тренинга:

1. Оптимальный состав учащихся в ресурсном круге – 15-16 человек.

2. Перед началом работы учитель напоминает детям о том, что важно внимательно слушать друг друга, поддерживать выступающего взглядом. Необходимо предупредить детей, что их ответы могут совпадать, повторение не является ошибкой.

3. Возможно, что изначально часть детей будут молчаливыми, поэтому нужно помочь ребенку начать говорить или попросить высказаться после занятия. Это необходимо для того, чтобы дети быстрее преодолели барьер в коммуникации и включились в общение.

4. В ресурсном круге педагог лояльно относится к «неправильным» ответам учащихся. Необходимо в любом высказывании найти рациональное зерно, помочь ему продолжить мысль в верном направлении.

В муниципальном дошкольном образовательном учреждении № 398 г. Челябинска педагогом Т.Г. Феоктистовой проводятся занятия, направленные на духовно-нравственное воспитание дошкольников, в соответствии с разработанной программой [4][1]. Ее основными задачами являются: формирование элементарных нравственных представлений на основе ознакомления с их духовным значением (честь, семья, любовь, добро, совесть, верность и др.); воспитание положительного отношения к духовно-нравственным ценностям, желания поступать в соответствии с ними; обогащение опыта нравственного поведения детей на основе применения правила «поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы другие поступали с тобою»; формирование нравственных умений и привычек (умение справедливо оценивать поступки людей, быть послушными, вежливыми, со всеми приветливыми, доброжелательными и др.).

Программа носит тематический характер. Ее основными темами являются: «Имя», «Семья», «Слово», «Совесть», «Благодарность и недовольство», «Добро и зло», «Щедрость и жадность», «Правда и ложь», «Доброжелательность и зависть», «Милосердие и жестокость», «Верность и предательство», «Прощение и обида» и др. В процессе реализации этих тем у детей формируются представления о важнейших нравственных ценностях и их антиподах, что позволяет подготовить ребенка к самостоятельному осознанному выбору.

Занятия состоят из нескольких этапов. На первом этапе, целью которого является создание атмосферы благожелательности, доверия и любви, проводятся ритуалы приветствия, включающие пожелания друг другу любви, здоровья, открытого любящего сердца (круг пожеланий и благодарения).

На втором этапе происходит знакомство детей с историями, сказками, притчами, сказаниями через чтение, рассказывание, театрализацию сюжета. Содержание соответствует теме и задачам данного занятия. При этом демонстрируются слайды, репродукции, звучит музыка. Далее детям предлагаются вопросы для размышления, обсуждения, помогающие более глубоко вникнуть в смысл темы занятия. Нравственные рассуждения, своеобразие взглядов, самопознание – главное на этом этапе. Педагог должен дать ученикам почувствовать, что к их мыслям, мнению относятся с уважением, вдумчиво формирует умение передать в слове свои ощущения, переживания, вырабатывает желание и умение быть лучше.

Третий этап предполагает побуждение ребенка к положительным поступкам через проведение специальных игр, разыгрывание этюдов нравственного содержания, повторение круга пожеланий и благодарения, предложения выполнить дома практическое задание по применению нравственных правил.

Сфера нравственности требует очень гибкого тонкого подхода, поэтому структура занятий может меняться, а этапы сливаться, менять свою последовательность и даже выделяться в самостоятельное занятие. Приведенные в программе методические разработки некоторых занятий дают более полное представление о методике их проведения. В качестве примера приведем занятие по теме «Щедрость и жадность».

Основная идея: проявляя щедрость, мы делаем благо для других и для себя, т.к. приобретаем радость в душе, любовь, доброту. От жадности можно избавиться, если отдавать, не считая, не думая о сделанном добре.

Цели занятия: сформировать представление о щедрости и жадности, желание быть щедрым; приучать детей избегать жадности.

Основные знания: щедрый человек – милостивый, милосердный на помощь, заботу. Жадность – скупость, нескромность в своих желаниях, присвоение чего-либо себе одному. Значение русской пословицы «Не хвались серебром, хвались добром».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: