Библиографический список. I. Круг пожеланий и благодарений

Ход занятия

I. Круг пожеланий и благодарений.

II. Чтение и обсуждение новеллы В.А. Сухомлинского «Мамин арбуз».

Летом мама оставляет на хозяйстве семилетнего Костика. Сама идет на целый день на работу, а ему приказывает: «Сиди дома, корми кур, полей капусту в огороде, когда жара спадет».

Сегодня у Костика день выдался и счастливый и трудный. Счастливый, потому что утром, как только мама ушла на работу, пришел дед Матвей и принес два арбуза. На бахче арбузы были еще зеленые, Костик это хорошо знал. Он долго расспрашивал деда Матвея, где же он взял эти два арбуза, а дед молчал и только улыбался.

– Вот твой, - показал дед на меньший арбуз, – а это – мамин. Конечно, по-другому и быть не может: мама большая – ей арбуз побольше.

– Сейчас разрезать твой арбуз или ты сам разрежешь? – спросил дед Матвей.

– Сейчас, дедушка, сейчас, – с нетерпением попросил Костик. Дед разрезал арбуз. Он был красный и душистый.

Костик смаковал, ел медленно, старался продлить удовольствие, а дед сидел и молча иногда усмехался. Усмешка деда была какая-то странная – невеселая.

Дед ушел. Кости доел арбуз. Еще раз обгрыз корочки. Пошел гулять, вернулся. Хотел еще раз обгрызть корочки, но обгрызать больше было уже нечего.

Мамин арбуз лежал на столе. Костик старался не смотреть на него, но время от времени будто кто-то поворачивал его голову к арбузу.

Чтобы не смотреть на арбуз, Костик пошел во двор. Дал курам ячмень, вытащил ведро воды из колодца.

Его неудержимо тянуло в хату. Он открыл дверь, сел возле стола, дотронулся до арбуза.

«А если половинку съесть?» – подумалось ему. Но от этой мысли Костику стало стыдно. Он вспомнил невеселую дедушкину усмешку. Ведь невеселой она была потому, что он не угостил дедушку – не дал ему ни одной дольки.

От стыда Костик ушел из дома. Он пошел в сад и сел под шелковицей. Там он долго сидел и смотрел на белые тучи в голубом небе.

Проснулся Костик вечером. Солнце садилось за горизонт.

«Скоро и мама придет», – подумал Костик.

Когда мама подходила к дому, Костик вынес навстречу ей арбуз.

– Это Вам, мама, – радостно сказал он.

Мама разрезала арбуз и радостно приглашает:

– Ешь, Костик.

– Нет, это Вам, мама. – отвечает Костик. – Ешьте, пожалуйста.

Такого внимания мама еще не знала. Она с удивлением посмотрела в радостные глаза сына и взяла ломтик арбуза.

[См.: Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике. – М.: Педагогика, 1990. – С. 287 – 288].

– Что такое «усмехаться»?

– Почему усмешка деда была какая-то странная – невеселая?

– Трудно ли было Костику отказаться от того, чтобы не попробовать мамин арбуз? Что ему помогло? (чувство стыда).

– Отчего у Костика были такие радостные глаза, когда мама взяла ломтик арбуза? (он смог победить желание, свою жадность).

III. Ознакомление детей с правилами воспитания в себе щедрости.

А вы хотите научиться побеждать в себе жадность? Для этого надо следовать следующим правилам:

1. Учим себя отдавать, делиться сначала с другом, который тебе нравится, с родными и близкими, а затем с незнакомым человеком.

2. Делимся немногим и, оказывается, совсем можем не страдать.

3. Никогда никому не говорим о том, что поделились с кем-нибудь. Учимся молчать о сделанном добре.

4. Жадность все любит считать. А если будем считать, сколько отдали, никогда от нее не избавимся.

IV. Решение с детьми житейских ситуаций.

– Петя принес в детский сад новую игрушку – самосвал. Всем детям хотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Пете подошел Сережа, выхватил машину и стал с ней играть. Тогда Петя…. Что сделал Петя? Почему?

– Саша потерял варежки, и на прогулке у него сильно замерзли руки. Тогда дети … Что сделали дети? Почему?

V. Побуждение к практическому действию. Педагог предлагает детям попробовать выполнять правила щедрости дома и в кругу своих друзей, приучать себя делиться с другими тем, что имеешь.

Групповое дело Н.Е Щуркова [2; 11] трактует как занятие группы детей определенным видом деятельности, в контексте которой совершает поступок каждый ее участник. Главная его особенность – это постоянное духовное усилие ребенка: его интеллекта, воли, творческих сил, ориентировки, памяти, внимания и других психических процессов.

Смысл организации группового дела с детьми состоит в проживании фрагмента своей жизни на ином уровне, более высоком, чем это происходит в повседневности. И дело тут не в отрыве от конкретной реальности, а в надситуативности, в умении подняться над житейской ситуацией, бросить на нее взгляд философа, отдать себе отчет в собственном отношении к происходящему, понять смысл происходящего.

Вот групповое дело «Магазин одной покупки». Дети входят в «зал покупок», рассматривают карточки с названиями товаров: «магнитофон», «велосипед», «спортивный костюм», «блок жевательной резинки», «кроссовки» и т.п. Совершив покупку, идут в «зал размышлений», читают на оборотной стороне карточки, чем придется платить за купленный товар: «Теперь мама не сможет купить себе новое платье», «Все станут смотреть на твои ноги и не взглянут на лицо», «Придется каждое утро возить младшего брата в детский сад» и т.д.

Игра веселая, но психологически напряженная, как, впрочем, все групповые дела, предлагаемые Н.Е. Щурковой [11]. Хотя решение ситуативной задачи умозрительное и, возможно, школьник в реальной повседневности поступит иначе, но здесь и сейчас он поднимается над обыденностью и размышляет о своих связях с другими людьми, о смысле своих поступков. Проживание ситуации происходит на границе игры и не-игры, веселого и серьезного, реального и вымышленного. Удовольствие, сопровождающее игровое действие, эмоционально окрашивает прожитые минуты, и тогда зарождается желание жить так, как ты жил «здесь и сейчас».

Н.Е. Щуркова называет следующие требования к поведению педагога при проведении групповых дел:

· необходимо выявлять социальное значение деятельности детей (зачем мы это делаем? какое влияние это оказывает на ход общественной жизни?);

· обязательно следует помочь детям увидеть личностный смысл производимого (как это сказывается на твоей жизни?);

· надо направлять внимание учеников на связь с другими людьми, подчеркивая, что только вместе с другими каждый человек способен достигать желаемого;

· нужно инструментовать право на свободный выбор каждым участником группового дела так, чтобы школьник ощущал себя субъектом поведения (если кто-то не хочет…; тот, кому кажется, что…; мы имеем право сделать по-другому…);

· очень хорошо, если по окончании групповой работы педагог предоставляет возможность высказать суждение о самочувствии, впечатлении, желаниях, оценке проделанного (что понравилось? что надо было сделать иначе? как я себя чувствовал сначала и потом?);

· учитель должен уметь внешне выражать личностное отношение, пленяя, заражая, вовлекая ребят в сферу ценностных переживаний, транслировать для них свое «Я», предъявляя им реальность вполне определенной ценности;

· необходимы дополнительные профессиональные усилия воспитателя для творческого раскрепощения каждого участника групповой работы, чтобы могла проявиться индивидуальность ребенка, чтобы он смог выразить свою субъектность, приобретая опыт свободного волеизъявления; для этого следует снять страх перед предстоящим делом, вселять уверенность в человеческие способности, сдерживать нетерпеливость детей, обуреваемых желанием немедленного результата, освободить их от внутренней цензуры и сковывающего конформизма [2, с. 95 – 96].

1. Амонашвили Ш.А. Школа жизни. – М.: Изд. дом Амонашвили, 1998. – 80 с.

2. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии /Под ред. Н.Е. Щурковой. – М.: Нов. шк., 1998. –208 с.

3. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня /Под ред. Н.Л. Селивановой. – М.: Пед. о-во России, 1998. – 336 с.

4. Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников: Метод. реком. для воспитателей дошкольных образовательных учреждений /Сост. Н.П. Шитякова, Т.Г. Феоктистова. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2002. – 74 с.

5. Истоковедение: В 2 т. /Под ред. И.А. Кузьмина, Л.П. Сильвестрова. – М.: Технол. шк. бизнеса, 2001. – 2 т.

6. Караковский В.А. Воспитание? Воспитание… Воспитание! – М.: Нов. шк., 1996. – С. 109 – 115.

7. Мартышин В. Уроки добротолюбия //Воспитание школьников. – 1998. – № 3. – С. 26 – 30; № 4. – С. 27 – 28; № 5. – С.19 – 24.

8. Русская православно-ориентированная школа: Традиции, настоящее и будущее /Сост. С.Ф. Иванова. – М.: Изд-во «Паломник», 1999. – 255 с.

9. Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике. – М.: Просвещение, 1990.

10. Шемшурина А.И. Основы этической культуры. – М.: Владос, 1999. – 112 с.

11. Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. – М.: Нов. шк., 1994. – 96 с.

12. Я иду на урок в начальную школу: Основы православной культуры: Кн. для учителя. – М.: Изд-во «Первое сентября», 2001. – 256 с.

13. Янушкявичюс Р.В., Янушкявичене О.Л. Основы нравственности: Беседы по этике для старшеклассников. – М.: Прогресс, 1998. – 459 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: