Холостой ход синхронных генераторов

Под холостым ходом автономного синхронного генера­тора понимается такой режим работы, когда ротор враща­ется приводным двигателем, а ток в разомкнутой обмотке якоря равен нулю. В этом случае магнитное поле машины будет создаваться только током обмотки возбуждения. Это поле можно разложить на две составляющие: основное по­ле, магнитные линии которого проходят через воздушный зазор и сцепляются с обмоткой якоря, и поле рассеяния по­люсов, магнитные линии которого сцепляются только с об­моткой возбуждения.

Магнитный поток основного поля при вращении ротора индуцирует в обмотке якоря ЭДС. К ЭДС, индуцируемой в обмотке якоря синхронного генератора, и к напряжению на его выводах предъявляется требование, чтобы их форма приближалась к синусоидальной. Это вызвано тем, что при синусоидальных ЭДС и напряжении ток в якоре и в нагруз­ке при линейном характере магнитной цепи и нагрузки так­же будет синусоидальным. Вследствие этого общие потери в генераторе и у потребителей уменьшаются, так как будут отсутствовать добавочные потери от высших гармоничес­ких. Проверка синусоидальности кри­вой выполняется для линейного напряжения при рабочей схеме соединения обмотки якоря. Критерием для оценки служит коэффициент искажения синусоидальности кривой, выраженный в процентах:

где Em, Emv — амплитудное (или действующее) значение основной и высшей гармонической составляющей ЭДС.

Стандартом предписывается иметь коэффициент иска­жения кривой линейного напряжения в трехфазных генера­торах переменного тока частотой 50Гц не более 5 % для генераторов мощностью свыше 100 кВ∙А и не более 10% для генераторов мощностью до 100 кВ∙А.

Рис. 1. Полюс явнополюсного синхронного генератора с неодина­ковым воздушным зазором (а) и распределение магнитной индукции в зазоре (б)

Рис. 2. Полюсное деление неявнополюсного синхронного генератора (а) и кривая распределения МДС возбуждения (б)

Для получения кривой ЭДС, близкой к синусоиде, прежде всего необходимо, чтобы кривая поля возбуждения машины была по возможности ближе к синусоиде. В явно-полюсной машине для этого зазор между полюсом и стато­ром выполняют неодинаковым (рис. 1, а). Обычно под краями полюса зазор принимают в 1,5—2 раза большим, чем под серединой. Распределение индукции под полюсом при такой конфигурации его наконечника показано на рис. 1, б. Там же штриховой линией для сравнения, по­казана кривая индукция при равномерном зазоре.

В неявнополюсной машине улучшение формы поля воз­буждения достигается выбором соотношения между обмо­танной и необмотанной частями полюсного деления (рис. 2, а). Пренебрегая влиянием пазов, создающих некоторую ступенчатость в кривой МДС и индукции, мож­но принимать, что МДС возбуждения, а также кривая по­ля распределены по окружности цилиндрического ротора с неявными полюсами по закону трапеции. Тогда амплиту­ды основных гармоник МДС и индукции поля будут соот­ветственно равны:

где FB1 и Вσ1 —максимальные значения 1-й гармонической МДС обмотки возбуждения на один полюс и индукции в за­зоре; wB, I B —витки обмотки возбуждения на полюс и ток возбуждения.

В целях улучшения кривой поля возбуждения необмо­танную часть выбирают равной τ/3 (α=π/3). В этом случае (в кривой поля будут отсутствовать все гармоники с номером, кратным 3, а остальные высшие гармоники будут ослаблены. Кроме того, для улучшения формы кривой индуцированной ЭДС применяют распределение обмотки якоря по пазам и укорочение ее шага.

Важной характеристикой синхронной машины является характеристика холостого хода. Она представляет собой зависимость ЭДС, индуцируемой в обмотке якоря Е, от то­ка в обмотке возбуждения I B при неизменной частоте вра­щения ротора. Эта характеристика позволяет оценить насы­щение магнитной цепи машины, кроме того, ее используют для построения векторных диаграмм и других характери­стик машины.

Расчетным путем характеристика холостого хода может быть получена из расчета магнитной цепи.

На рис. 3 показана схема для снятия характеристи­ки холостого хода опытным путем. С помощью резистора R B ток возбуждения изменяют от максимального значения до нуля, записывая при этом показания амперметра и вольт­метра. Опытная характеристика холостого хода показана на рис. 4 штриховой линией. При I B= 0 ЭДС равна ЭДС от остаточного магнетизма EOCT =2÷3 % UHOM. При расчетах обычно используют характеристику холостого хода, ко­торую получают, смещая опытную характеристику вправо на отрезок A0 (сплошная линия).

На основании сравнения характеристик холостого хода различных синхронных генераторов было установлено, что эти характеристики мало отличаются друг от друга, если построение их производить в относительных единицах. При переводе ЭДС в относительные единицы ее текущее значе­ние в вольтах делят на номинальное напряжение якоря (Е*=E/UHOM). Относительное значение тока возбуждения находят по отношению текущего значения тока возбужде­ния в амперах к току, принятому за базовый I B . За базовый ток возбуждения I B принимается ток, соответствующий по характеристике холостого хода E=UНОМ.

Рис. 3. Схема для снятия –характеристики холостого хода Рис. 4. Характеристи­ка холостого хода

Полученные таким образом характеристики называются нормальными характеристиками холостого хода. Данные этих характеристик для явнополюсных и неявнополюсных генераторов приведены в таблице.

I B*   0,5   1,5   2,5   3,5
E *

Примечание. В числителе дроби дана ЭДС явнополюсных генераторов (гидрогенераторов), а в знаменателе — неявнополюсных генераторов (турбогенера­торов).

3. Реакция якоря

Если одиночный трехфазный синхронный генератор под­ключить к симметричной нагрузке, то по фазам обмотки якоря будут протекать равные, но сдвинутые относительно друг друга на электрический угол, равный 120°, токи. Эти токи создадут вращающееся магнитное поле. Поле якоря перемещается в пространстве с той же частотой вращения и в ту же сторону, что и поле возбуждения, т. е. по отношению друг к другу эти поля будут не­подвижны. Результирующее поле машины при нагрузке бу­дет создаваться совместным действием МДС обмотки воз­буждения и МДС обмотки якоря. Оно будет отличаться от поля при холостом ходе.

Воздействие МДС якоря на поле машины называется реакцией якоря. Характер этого воздействия зависит от взаимного расположения в пространстве полей возбуж­дения и якоря. Поле возбуждения всегда направлено по оси полюсов и обусловливает ЭДС в проводниках обмотки яко­ря. Принято ось, совпадающую с осью полюсов, называть продольной осью машины d, а ось, перпендикулярную ей, — поперечной q. Ориентация поля якоря в простран­стве зависит от распределения тока в проводниках его об­мотки, что в свою очередь определяется углом сдвига этого тока от индуцируемой ЭДС. В дальнейшем этот угол сдви­га будем обозначать буквой ψ. Угол ψ изменяется от π/2 до -π/2 и зависит от характера нагрузки генератора. Рас­смотрим с качественной стороны проявление реакции яко­ря в трех крайних случаях.

1) Токи в фазах отстают от соответствующих ЭДС на угол ψ=π/2. Если пренебречь относительно малым активным со­противлением фазы якоря, то можно считать, что такому углу соответствует индуктивный характер нагрузки.

На рис. 5 показан поперечный разрез двухполюсного синхронного генератора. Для упрощения обмотка каждой фазы представлена одновитковой катушкой с диаметраль­ным шагом. Будем считать, что магнитное поле полюсов имеет синусоидальный характер. При вращении ротора в обмотках фаз якоря наводятся ЭДС, направление которых определяется по правилу правой руки. Для момента времени, изображенного на рис. 6, направление этих ЭДС пока­зано значками: крестик и точка вне пределов проводника. Максимальная ЭДС будет индуцироваться в проводниках фазы А, расположенных под серединами полюсов, где ин­дукция имеет максимальное значение.

Рис. 5. Реакция якоря при чисто индуктивной нагрузке (ФB — поток возбуждения; Фα – поток якоря) Рис. 6. Векторная диаграмма синхронного генератора для момента времени, изображенного на рис. 5

Для упрощения обмотка каждой фазы представлена одновитковой катушкой с диаметраль­ным шагом. Будем считать, что магнитное поле полюсов имеет синусоидальный характер. При вращении ротора в обмотках фаз якоря наводятся ЭДС, направление которых определяется по правилу правой руки. Для момента времени, изображенного на рис. 5, направление этих ЭДС пока­зано значками: крестик и точка вне пределов проводника. Максимальная ЭДС будет индуцироваться в проводниках фазы А, расположенных под серединами полюсов, где ин­дукция имеет максимальное значение.

На рис. 6 показана векторная диаграмма ЭДС и то­ков. Величину и направление мгновенные значения токов в фазах и их направление определяют, проектируя векторы токов I A, I B, I С на вертикальную ось. Исходя из этого, на рис. 5 внутри проводников показано направление токов в фазах. Как следует из рис. 5 и 6, ток в фазе А в рас­сматриваемый момент времени равен нулю, а в фазах В и С токи равны, но противоположны по направлению. Эти токи создают магнитное поле, направление которого, определен­ное по правилу буравчика, показано на рис. 5. По отно­шению к оси полюсов оно является продольным и направ­лено навстречу полю возбуждения. Таким образом, при индуктивной нагрузке в синхронном генераторе возникает продольная размагничивающая реакция якоря вследствие чего результирующий поток и индуцированная в обмотке якоря ЭДС будут меньше, чем при холостом ходе.

Если, использовав правило левой руки по рис. 5, оп­ределить направление сил f, действующих на проводники якоря, то можно установить, что на проводники, располо­женные под одним и тем же полюсом, действуют силы, на­правленные в противоположные стороны, и результирую­щий электромагнитный момент машины будет равен нулю. Таким образом, при продольной реакции якоря в синхрон­ном генераторе не создается электромагнитного момента.

2) Емкостная нагрузка. Токи фаз опережают соответствую­щие ЭДС на угол ψ=-π/2. На, рис. 7 дан поперечный разрез синхронного генератора, соответствующий тому же моменту времени, что и на рис. 5. На нем согласно век­торной диаграмме (рис. 8) показано направление токов в проводниках обмотки якоря. В рассматриваемом случае распределение тока по проводникам якоря сохраняется та­ким же, как и при индуктивной нагрузке, но изменяется на противоположное направление тока в фазах В и С. В соответствии с этим поле якоря по отношению к оси полюсов d будет также продольным, но оно будет оказывать намагни­чивающее действие на поле возбуждения. Следовательно, при емкостной нагрузке реакция якоря в синхронном гене­раторе будет продольной и намагничивающей.

По аналогии с предыдущим случаем можно показать, что при емкостной нагрузке не создается электромагнитный момент.

Рис. 7. Реакция якоря при чисто емкостной нагрузке Рис. 8. Векторная диаграм­ма синхронного генератора для момента времени, изображенного на рис. 7

3) Формально- активная нагрузка. Нагрузка, соответствующая ψ=0. В этом случае токи фаз будут совпадать с индуцированными в них ЭДС. Для этого синхронный генератор должен быть нагружен не на активную, а на активно-емкостную нагрузку . Емкостное сопротивление хCНГ должно быть подобрано так, чтобы оно компенсировало индуктивное сопротивление фа­зы обмотки якоря.

Разрез машины и векторная диаграмма для рассматри­ваемого случая показаны на рис. 9, 10. Максимальный ток будет в фазе А, где в данный момент ЭДС также мак­симальна. В фазах В и С токи в 2 раза меньше, чем в фазе А, и противоположно направлены току в фазе А. Магнит­ное поле, созданное токами якоря, по отношению к оси по­люсов, является поперечным. Оно будет ослаблять поле на набегающей половине полюса и усиливать его на сбегающей половине полюса.

Поперечное поле якоря не изменяет потока, если маши­на ненасыщенна, и будет несколько уменьшать его в насы­щенной машине. Таким образом, при активной нагрузке, когда ψ=0, возникает поперечная реакция якоря, искажающая магнит­ное поле в зазоре машины. Для данного случая электромаг­нитные силы, создаваемые током, протекающим по проводникам обмотки статора, на­правлены в одну и ту же сто­рону, совпадающую с на­правлением вращения рото­ра.

Рис. 9. Реакция якоря при ψ=0

Рис. 10. Векторная диаграм­ма синхронного генератора для момента времени, изображенно­го на рис. 9

Рис. 11. Разложение тока I на продольную I d и поперечную Iq составляющие

Поскольку эти проводни­ки вместе со статором неподвижны, то возникает реакция на ротор, направленная в сторону, противоположную его вращению. Таким образом, при ψ=0 электромагнитные силы в генераторе будут соз­давать тормозной момент, действующий на ротор.

В общем случае, когда 0<|ψ|<90°, ток I можно раз­ложить на две составляющие (рис. 11).

Одна из этих составляющих I q совпадает по фазе с ЭДС, создает поперечную реакцию якоря и носит название поперечного тока якоря. Другая составляющая I d. пер­пендикулярна ЭДС, создает продольную реакцию якоря и носит название продольного тока якоря. Таким об­разом, в общем случае в машине при нагрузке будет суще­ствовать как продольная, так и поперечная реакция якоря.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: