Формирование индивидуального имиджа

В основе деятельности по созданию индивидуального имиджа лежит 2 основных типа мотивации:

1. психологическая мотивация, связанная с потребностью человека в повышении своей самооценки, результатом чего становится достижение психологического комфорта.

  1. прагматическая мотивация, связанная с желанием использовать имидж для более эффективного социального влияния и достижения при его помощи тех или иных внешних целей (победы на выборах, повышения зарплаты, продажи товара и т.д.).

Мотивы поведения зависят от потребностей индивида – существуют разных классификации, наиболее широко применимая и известная – Маслоу:

  1. Физиологические (картина – продажа – вор, владелец антикварной лавки)
  2. Потребности в безопасности и защищенности (владелец картины средства безопасности)
  3. Потребность в социальной принадлежности и любви (посещение аукционов).
  4. потребность самоуважения социального признания (владелец коллекции – открытие музея).
  5. потребность самоактуализации или личного самосовершенствавания (художник пишет для себя и не продает).

Первый и второй уровень служит удовлетворению прагматических целей – имидж, ориентированный на восприятие. Остальные уровни – имиджи, ориентированные на самоощущение: К ним относятся

  1. имиджи, образуемые на основе собственной Я-концепции и системе представлений. В основе – потребность самовыражения. Для такого имиджа внешняя оценки имеет небольшое значение.
  2. имиджи, ориентированные на достижение социального признания и соответственно удовлетворения потребности в самоутверждении. Для их образования используются групповые нормы и ценности.
  3. имиджи, ориентированные на создание и укрепление межличностных связей с ближайшим окружением, в рамках малой социальной группы и тем самым способствующие удовлетворению потребности в любви. При создании предпочтение отдается поощряемым в рамках данной группы образцам поведения и внешнего облика членов группы.

Источники формирования имиджа. Узнаваемые образы. Позитивный и негативный имидж.

Формирование Корпоративного имиджа.

Источники формирования позитивного имиджа организации предстваления людей:

1. информация о финансовом положении организации

2. об истории организации, её традициях и репутации

3. о личности руководителя

4. об особенностях паблисити – рекламной известности

5. об отношении к персоналу

6. об управлении организацией (прогрессивное)

7. о социальной ответственности перед обществом (помогает неимущим)

8. об этичности деятельности и отношений (честная)

Это привело к разработке 2 структурных моделей:

1. Внешняя атрибутика (название организации, фирменный стиль), финансовое благополучие, имидж руководителя и его команды, имидж персонала, качество деятельности и образ продукции, дизайн офисных помещений, деловые коммуникации организации и персонала

2. То же плюс – история организации и традиции, стоимость товара и услуг в динамике, паблисити.

Фирменный стиль. Требования к названию – краткость, звучность (эффект воздействия звукосочетаний), образность (имеющий отношение к деятельности организации, легко представляемым), принадлежность к определенной культуре (русские слова, а не иностранные), использование фамилии без оснований, осторожно с аббревиатурой, положительные ассоциации.

Фирменный стиль (эмблема, шрифт, цветовая гамма, слоган, основной текст) – использование архетипа – коллективного бессознательного, переходящего из поколение в поколение. Мифология и сказки – это источник.

Использование методов политической мифологии.

Мифология представляет собой особый интерес для ПР, поскольку позволяет опираться на неосознаваемые явно аудиторией информационные структуры. Это повтор сообщения, которое уже закодировано в глубинах памяти. Свойства мифов:

1. Соединение рационального и иррационального (вне сознания человека).

2. Эффективность воздействия мифов связана с заранее заданной истинностью. Если ему нет соответствия в действительности, то это вина действительности, а не мифа. Юнг – существование архетипа – коллективного бессознательного, генетическая память.

3. Это, как правило, повторение того, что уже случалось ранее. Феномен уже реализованного прецедента. Аналогия с какими-то нынешними событиями.

4. Миф предполагает публичность и коллективность – идет с начала развития цивилизации, из ритуалов и обрядов, которые предполагали публичность. Все племя собиралось вокруг шамана. Сейчас собираются вокруг телевизора. Матрица социального порядка – свод правил поведения и примеров поведения.

5. Простота мифа – мы и они, хорошие и плохие, наши и не наши, демократы и коммунисты.

6. Позволяет переживать неблагоприятные события, как исторические, политические и жизненные.

Структура мифа включает в себя наличие необыкновенного (история Золушки, трудяга, выбившийся в люди), атрибуты (танк, пулемет, горячий конь), невербальные символы (жесты, мимика, поза – Ленин, памятники – герой с мечом в руке), наличие ощущения Рока или Судьбы (невозможности избежать действия или событий).

Выделены несколько мифов – «герой», «кумир», покровитель, хозяин, авторитет, лев, лиса, отец, правитель, учитель, врач, священник, мудрец, романтик.

Политические типажи (образы, которые использовались):

1. Гуманитарий (ученый, преподаватель, врач, экономист, юрист) – Явлинский, Селезнев.

2. Хозяйственник – Лужков.

3. Борец – Анпилов, Новодворская, Жириновский, Макашов.

4. Человек власти (вождь нации, государственный человек, крупный чиновник) - Примаков, Черномырдин.

5. Вождь народа, учитель – Ленин.

6. Силовик (военный) – Лебедь, Руцкой, Аушев.

7. Технократ (менеджер западного типа) – Чубайс, Кириенко.

8. Бизнесмен – Березовский.

9. Экзотика (полярники, звезды эстрады, спорта) – Кобзон. Греко-римская борьба.

Процесс формирования имиджа политического с использованием мифа.

В силу социальных ожиданий и ярких личностных свойств выбирается действенный миф под конкретного кандидата. Углубленное изучение социальных ожиданий масс. Выявляется ожидаемый идеальный образ. Далее подбирается кандидат. Затем методом парных сравнений с помощью экспертных оценок определяется степень совпадения его личностных качеств с характеристиками «идеального образа». Это основа имиджа. После этого начинается конкретная работа. Далее используется сценарный подход – формирование событийного ряда. События планируются таким образом, чтобы политик проявлял в них свои сильные стороны. Для этого искусственно создаются ситуации или используются имеющиеся. Здесь должна быть драматургия: самые яркие и запоминающиеся события должны быть на старте и финише.

Используются феномены «контраста» и подобия» с ранее имевшимися политиками или предыдущими.

Массы и массовое сознание. Модель массовой коммуникации.

ГРУППА — ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков {характера выполняемой деятельности, социальной или классовой принадлежности, структуры, композиции, уровня развития и т. д} Наиболее распространены классификации Г. по размеру: большие, малью, микрогруппы {диады, триады}; по общественному статусу: формальные {официальные} и неформальные {неофициальные}; по непосредственности взаимосвязей: реальные {контактные} и условные, по уровню развития: низкого уровня развития {ассоциации, корпорации, диффузные группы.} и высокого уровня развития {коллективы}; по значимости: референтные и группы членства и т. д. Величина, структура и состав Г. определяются целями и задачами деятельности, в которую она включена или ради которой создана. Содержание совместной деятельности членов группы опосредствует все процессы внутригрупповой динамики развитие межличностных отношений, восприятие партнерами друг друга {см. Перцепция социальная}, формирование групповых норм и ценностей, форм сотрудничества и взаимной ответственности. В свою очередь, сформировавшиеся в Г. отношения влияют на эффективность групповой деятельности. Г. традиционно выступает предметом социально-психологических исследований. При этом изучаются как процессы, развивающиеся внутри Г., так и она сама как целостный субъект деятельности, включенный в процессе взаимодействия с другими Г. в систему общественных отношений.

ТОЛПА — скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей и организации, но связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим центром внимания. Основными механизмами формирования Т. и развития ее специфических качеств считаются циркулярная реакция {нарастающее обоюдонаправленное эмоциональное заражение}, а также слухи. Отсутствие ясных целей, отсутствие или диффузность структуры порождают практически наиболее важное свойство Т. — ее легкую превращаемость из одного вида {подвида} в другой. Такие превращения часто происходят спонтанно, однако знание их типичных закономерностей и механизмов позволяет умышленно манипулировать поведением Т. в авантюристических целях, а с другой — сознательно предотвращать и прекращать ее особо опасные действия.

Когда мы говорим о массе, обычно это слово кажется понятным всем. Массовое – значит общее, присущее всем и большинству. Массовая культура, массовая коммуникация, массовое сознание и т.п. Четких определений понятия масса нет. Существует 7 трактовок понятия масса:

1. как толпа

2. как публика

3. как гетерогенная аудитория, противостоящая классам и относительо гомогенным группам.

4. как агрегат людей, в котором не различаются группы и индивидуумы.

5. как уровень некомпетентности, как снижение цивилизации.

6. как продукт машинной техники и технологии.

7. как сверхорганизованное бюрократизированное общество, в котором господствуют тенденции униформизму и отчуждению.

Стержневым элементом психологии масс является массовое сознание. – это особый специфический вид общественного сознания, свойственный значительным неструктурированным множествам людей. Определяется как совпадение в какой-то момент основных и наиболее значимых компонентов сознания большого числа разнообразных групп общества.

По структуре массовое сознание состоит:

  1. первичный – эмоционально-действенный уровень. В основе массового сознания лежит яркое эмоциональное переживание по поводу некой социальной проблемы, вызывающей озабоченность. Это переживание, основанное на сильных эмоциях и чувствах, заслоняет собой все другие, привычные правила жизни – групповые нормы, ценности и образцы поведения. Оно порождает потребность в немедленных действиях.
  2. вторичный – рациональный уровень включает общедоступные знания, массово обсуждаемую информацию (оценки, ожидания, мнения и настроения).

Массовое поведение зависит от того, какой из уровней в конечном итоге возобладает в массовом сознании. Свойства массового сознания:

  1. общий накопленный объем знаний
  2. пространственная распространенность (объём захватываемой массы)
  3. устойчивость или неустойчивость во времени.
  4. управляемость.
  5. степень связанности элементов (наличие противоречий).
  6. уровень развития.
  7. особенности используемых языковых средств (литературные, нелитературные компоненты).

Основные виды масс:

  1. большие и малые
  2. устойчивые и неустойчивые
  3. упорядоченные и неупорядоченные в пространстве.
  4. контактные и неконтактные.
  5. стихийные и специально организуемые.
  6. социально однородные и неоднородные.

Психологические способы массово-коммуникативного воздействия на массовую аудиторию довольно разнообразны, однако основными, на наш взгляд, являются следующие.

  1. Заражение как "особый способ воздействия, определенным образом интегрирующий большие массы людей... Заражения можно определить как бессознательную, невольную подверженность индивида определенным психическим состояниям". Заражение возникает как следствие некритического усвоения образцов чужого поведения или мнения и усиливается за счет эмоционального взаимодействия массового характера. Способность массовой аудитории к заражению используется массовыми коммуникациями посредством определенным образом переданной информации с целью одновременного приведения к определенным действиям большой массы людей.
  2. Внушение как способ целенаправленного стимулирования сферы подсознания индивида, приводящий к изменению его поведения по заранее заданной программе.
  3. Подражание как воспроизведение индивидом особенностей поведения других индивидов. Способность индивидов к подражанию применяется массовыми коммуникациями для формирования определенных моделей поведения аудитории посредством демонстрации ей поведения тех или иных индивидов, пользующихся у массовой аудитории доверием и авторитетом.

Модель массовой коммуникации.

Коммуникатор – содержание сообщения – кодирование – средства коммуникации – реципиенты и характеристика целевой аудитории – декодирование – изменение аудитории в результате коммуникации.

Социальные функции массовой коммуникации:

1. информационная

2. социализации или воспитательная – формирование ценностей, установок.

3. организации поведения – навязывание действий аудитории.

4. создание определенного эмоционально-психологического состояния аудитории.

5. коммуникации – усиление, поддержание или ослабление связей между аудиторией и коммуникатором и разными аудиториями.

Эффекты массовой коммуникации –

«ореола» - как у святых, голубое свечение от телевидения – распространение авторитета популярности лидера, символа.

«бумеранга» - наличие предела насыщения информации. Когда её много люди начинают думать. Публика перекормленная персонажем, начинает вначале тихо, молча ненавидеть его, затем отказывать ему в доверии в социологических опросах и наконец, бунтовать, тайно голосуя против него на выборах.

Тема 5. Организация ПР

Отдел по связям с общественностью: роль и функции, персонал отдела и его основные обязанности. Роль и функции ПР-менеджера. Организационная структура отдела.

История развития в большинстве фирм. Развивается из рекламы. Постепенно возникает необходимость проведения ПР акций, которые выносятся в отдельную функцию.

Должности ПР отдела в крупных компаниях:

1. Менеджер по рекламе реализует ПР функцию (маленькие компании).

2. ПР-менеджер

3. менеджер по связям с государственными и общественными организациями.

4. менеджер по персоналу или координатор обучения (тренинговые программы) – внутрифирменный ПР.

5. социологи и психологи отвечают за исследования.

6. менеджер по спонсорингу.

7. менеджер по связям со СМИ.

Пример. АО «Сити» (строительство) – руководитель службы, социолог, психолог, менеджер по связям СМИ, менеджер по рекламе.

«ИТЕРА» (нефть и газ) – отдел по поддержанию контактов с государственными и общественными организациями, а также СМИ (подготовка информационных материалов для СМИ, создание презентационных и рекламных продуктов, тезисов интервью и выступлений на пресс-конференциях и форумах); отдел по оказанию адресной благотворительной помощи, спонсорским проектам; отдел презентационной, рекламной и сувенирной продукции (художественное исполнение).

ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» - группа по работе с властными структурами, общественно-политический центр, группа имиджевых программ и наглядной агитации, группа по работе с общественно-политическими партиями и движениями, группа организации событий и подготовки мероприятий, группа внутренней информации, блок работы со СМИ. Вся структура занималась так называемым «маркетингом событий»:

- выбор события для поддержания позитивного имиджа комбината

- подготовка ожиданий, анонсирование – обработка аудитории или предварительное информирование населения

- организация и проведение самого события

- освещение события в СМИ

- обратная связь и анализ.

Итак, в «идеальной» службе ПР должны быть отделы, занимающиеся следующими функциями:

1. заказ исследований, разработка программ по формированию общественного мнения, организация тендеров и выбор специализированных ПР агентств

2. создание корпоративных связей с общественностью

3. взаимодействие со СМИ

4. организация презентаций фирмы и ее продукции

5. внутрифирменные ПР

ПР менеджер имеет следующие обязанности:

- формулирование целей и определение задач ПР компании

- оценка ресурсов, затраченных на кампанию

- определение приоритетов, которые будут влиять на выбор целевой группы, медиа, время ПР акций, а также лучшее использование рабочей силы и других ресурсов кампании

- определение выполнимости заявленных задач с учетом имеющихся фондов, персонала и оборудования


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: