Я-концепция как совокупность установок и имидж

Я-концепция выражает то, каким видит себя индивид, его идеальное Я – то, каким бы о хотел себя видеть, его образ у других – то, каким видят его люди, с которыми он вступает в социальное взаимодействие. П одхода к структуре Я-концепции:

  1. Я-образ – представление индивида о самом себе (когнитивная составляющая)
  2. самооценка – аффективная оценка этого представления
  3. потенциальная поведенческая реакция – конкретные действия, которые могут быть вызваны Я-образом и самооценкой.

Я-концепция предполагает три самоустановки:

  1. реальное Я – представления о том, каков я на самом деле.
  2. зеркальное или социальное Я – представления индивида о том, как его видят другие.
  3. идеальное Я – представления индивида о том, каким бы он хотел стать.

Сильное расхождение между Я-реальное и Я-идеальное создает психологический дискомфорт вплоть до развития депрессии. Стремление приблизить Я-реальное к Я-идеальному служит мотивом для создания имиджей. Кстати, бывает ситуации, когда создание имиджа как образа себя для других, отличного от образа Я у других и от реального Я, может происходить для достижения прагматических целей, никак не связанных с идеальным Я. Это используется при социальном влиянии.

С процессом создания имиджа связан механизм категоризации – отнесении каждого нового воспринимаемого объекта, к некоторому классу подобных и уже известных объектов, т.е. категорий. В данном случае необходимо учитывать некоторые закономерности категоризации:

1. группы воспринимают свои интересы с более экстремальных (более остро) позиций нежели отдельные индивиды.

  1. При восприятии имиджа для аудитории более значимыми оказываются те символы, которые выражают объективное или мнимое подобие имиджа реципиента-аудитории.
  2. символы, характеризующие субъекта-прообраза имиджа, должны быть позитивными.
  3. наиболее эффективными являются символы, относящиеся к образу жизни, эстетическим и ценностным приоритетам группы реципиента.
  4. сильная корреляция между количеством примеров для формирования в сознании группы имиджа и его значимостью. Для негативного имиджа требуется меньше примеров.

Типология имиджа:

1. по направленности – внешний (внешняя среда - клиенты) и внутренний (впечатления о работе и отношениях персонала – корпоративность, традиции и т.п.)

2. эмоциональная окраска – позитивный/негативный

3. целенаправленность деятельности – естественный (создается стихийно, без специальных акций) /искусственный

4. степень рациональности – когнитивный (сухая специальная информация) и эмоциональный

5. содержание имиджа – политический, имидж руководителя, имидж организации, продукта, территории, идеи или проекта (индивидуальный, предметный, корпоративный)..

По содержанию мы будем выделять:

1. Индивидуальный имидж – имидж индивидуального субъекта.

2. Групповой или имидж социальной группы – обобщенный образ социальной группы, разделяемый представителями другой социальной группы. В качестве содержательных элементов он будет включать представления о типичном представителе группы: параметры личности (темперамент, характер, личностные характеристики). На основе группового имиджа формируются ожидания относительно поведения представителей соответствующей группы и предопределяется оценка их поведения. Стереотипы – русские (растяпы, мафиози, бандиты, попрошайки, пьяницы) и американцы (акулы империализма, буржуи, снобы и жлобы, наст время – мировой жандарм).

3. Предметный имидж – символический образ вещи или иного неодушевленного субъекта. Основным механизмом создания предметного имиджа является персонификация – создание установки по отношению к предмету пиво «Толстяк» для простых ребят любящих компанию, «Солодов» для обеспеченных деловых людей.

4. Корпоративный имидж – символический образ организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: