И будущее

Основы теории развития человеческого потенциала (ЧП).

Методика оценки индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП)

Основы теории развития человеческого потенциала (ЧП).

ПЛАН

Лекция Теория развития человеческого потенциала

Контрольные вопросы

1. Назовите источники ионизирующего облучения.

2. Каково воздействие ионизирующих излучений на организм человека?

3. Что такое предельно допустимая доза облучения?

4. Какие средства защиты от ионизирующих излучений?

5. Что такое опасная зона?

6. Перечислите основные группы защитных средств с анализом их работы.

7. Перечислите индивидуальные защитные средства.

8. В чем заключается частичное и полное техническое освидетельствование подъемно-транспортных машин?

(теория человеческого развития)

1.1. Развитие человека: прошлое, настоящее

Идея развития человека возникла ещё в Древней Греции. Аристотель утверждал, что “богатство, несомненно, не есть благо, к которому мы стремимся, ибо его польза лишь в том, чтобы служить чему-то иному” [1]. В системе целей и фундаментальных ценностей эволюции на современном этапе доход и экономический рост является лишь средством, а не главной целью развития. Развитие человека, его творческих, созидательных способностей и навыков признаётся более приоритетным, чем такое развитие, целью которого является экономический рост, накопление дохода и богатства.

Признание человека главным субъектом, а его развитие глобальной целью социально-экономических процессов возникло не случайно и не в XXI веке. Первые попытки проанализировать и оценить роль человека в развитии экономики и общества были сделаны Адамом Смитом и его последователями, которые рассматривали человека не только в качестве производителя, но и как часть общественного богатства. Прямое или косвенное утверждение человека целью общественного производства можно найти и в трудах представителей последующих экономических школ. Так, один из основоположников неоклассического направления в экономике, крупный английский экономист, основатель кембриджской школы Альфред Маршалл в своём фундаментальном труде «Principles of Economics» [2] писал: “Производство богатства это лишь средство поддержания жизни человека, удовлетворения его потребностей и развития его сил физических, умственных и нравственных. Но сам человек главное средство производства этого богатства, и он же служит конечной целью богатства...” [3].

К сожалению, на протяжении длительного периода развития индустриального общества экономическая мысль находилась под меркантильным влиянием процессов, происходивших в области производства материальных благ и их накопления. Накопление финансового капитала и материального богатства рассматривалось как универсальный и главный фактор, определяющий прогресс общества.

Во второй половине 80-х годов прошлого века пришло понимание того, что развитие науки, образования, здравоохранения и культуры – главных факторов, обеспечивающих развитие человека, его физического и духовного здоровья, творческих способностей, знаний и профессионализма является одной из приоритетных целей экономического развития и общественного прогресса. В этот период был заложен интеллектуальный фундамент концепции развития человеческого потенциала.

К концу 80-х гг. идея наивысшего приоритета развития человека и человеческого потенциала завоевала умы многих прогрессивных учёных, получила научное обоснование, признание общества, государственных деятелей и правительств ряда стран, начала реализовываться в некоторых национальных программах развития и проектах международного сотрудничества (Махбуб уль-Хак, Клейн Гриффин, Джон Найт).

В последующие годы эволюция этой идеи обеспечила формирование концепции развития человеческого потенциала, которая на рубеже ХХ ХХI вв. начала трансформироваться в теорию развития человеческого потенциала.

Осознание фундаментальных концептуальных положений и глубокое адекватное понимание теории развития человеческого потенциала произошло в результате переосмысления сущности категории «социально-экономическая система», целей и приоритетов социально-экономического развития и экономической деятельности.

На рубеже ХХ ХХI вв. прогрессивные учёные признали, что
“в демократическом и гуманном обществе высшей целью и центром внимания является не государство, а человек” [4] и многие последующие исследования были направлены на разработку теорий социально ориентированного развития, одной из которых является теория развития человеческого потенциала. В теоретическом развитии и практических применениях указанной теории активно участвовали российские учёные: М.Л. Агранович, А.Л. Александрова, Е.М. Андреев, С.Н. Бобылев, А.Е. Варшавский, А.Г. Вишневский, В.И. Данилов-Данильян, А.Б. Докторович, А.А. Дынкин, Н.В. Зубаревич, В.П. Колесов, И.В. Королев, О.В. Кузнецова, Я.И. Кузьминов, В.Л. Макаров, В.А. Мау, Н.Е. Покровский, А.В. Полетаев, Е.П. Прохоров, А.А. Разумов, А.А. Саградов, С.Н. Смирнов, А.В. Суворов, А.Е. Суринов, Ю.Е. Федоров, Л.И. Якобсон и др.; зарубежные эксперты и аналитики: Т. Маккинли, Эрик Брюн, Шомби Шарп, М. Сведберг, Э. Фонг, С. Фукуда-Парр, Сара Берд-Шарпс и др., а также Постоянные представители ПРООН в Российской Федерации: Роман Иссинский, Филипп Эльгуайель, Фредерик Лайонс, Стефан Василев, Каарина Иммонен, Марко Борсотти.

Развитие человека и человеческого потенциала постулируется в качестве глобальной цели и закрепляется в названии теории, в которой человеческое развитие признаётся наиболее приоритетной целью, имеющей общечеловеческую значимость. Современное понимание и новая парадигма сбалансированного социально-экономического развития утверждают человека главным субъектом воспроизводственных процессов и выводят его в центр всех социальных и экономических взаимодействий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: