Таблица 4. ДОМИНИРУЮЩИЕ В КОМПАРАТИВИСТИКЕ ПАРАДИГМЫ
Таблица 3. ОСНОВНЫЕ ОБЪЕКТЫ АНАЛИЗА
ОБЪЕКТ АНАЛИЗА | МАРКС | ВЕБЕР |
Государ-ство | Монолитное капиталистическое государство и правящий класс (экономический класс, управляющий посредством государства). Надстройка (идеология) и структурная база (реальность). Изменение в субструктуре материальных сил, производственных отношений и способах производства ведут к конфликту и трансформации надстройки | Плюралистическое государство физической силы и узаконенной доминации, которое поощряет соревнование и распределение мощи. Рационализм, функциональная дифференциация и специализация приводят к порядку, гармонии и эффективности |
Культура | Доминирующий авторитет иерархичен и связан с государством и правящим классом. Верования и символы культуры есть элементы суперструктуры идеологии – ложного восприятия. Эксплуатация и нелигитимизированная власть есть параметры доминирования правящего класса. | Доминирующий авторитет основан на верованиях и символах следующих идеальных типов – традиционный, харизматический и рациональный. Рутинизация рационального авторитета отражает нарастающую социализацию. Индивидуализм плюс волюнтаризм и легитимный контроль – параметры свободы |
Развитие | Исторический материализм и диалектический метод. Теория основана на реальных исторических фактах, не на идеальной либо иллюзорной концепции. Развитие связано с человеческими нуждами, и человеческое сознание основывается на диалектическом взаимодействии человеческого существа с материальным миром, его производительными силами и способами производства. Фокус – на капиталистическом развитии | Метод рационализации и идеальной классификации (типологии). Теория основана на строгой логической основе. Систематизация идей и их влияние на общество. Упор на реквизиты развития. Фокус – на капиталистическом развитии |
Класс | Буржуазия и пролетариат как противостоящие классы при капитализме. Капиталисты-промышленники и землевладельцы конфликтуют с наемными работниками, но оба класса – фрагментированы. Сила – у правящего класса, который контролирует средства производства | Классы и статусные группы рассматриваются как идеальные типы, влияющие на распыление власти и интересы общества, Подвижность индивидуумов внутри статусных групп – и статусных групп внутри классов – основана на инициативе, таланте и достижениях. Классовая фрагментация – не солидарность! – рассматривается как последствие разницы в вере, этнических корнях и национализма |
В заключение лекции мы с вами проведем сравнительный анализ двух конкурирующих парадигм – главных направлений мысли – в этой области политологии. Итак,
|
|
ХАРАКТЕ-РИСТИКИ | ОСНОВНАЯ ПАРАДИГМА | АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ПАРАДИГМА |
Подход | Внеисторический: - микро- или макро- - фрагментированный - жесткие междисциплинарные границы | Целостный: - макро- - единый - междисциплинарный |
Объект анализа | Система, стабильная, в равновесии | Государство, в состоянии конфликта |
Структура | Группы, взаимодействие и гражданская культура | Классы, борьба между буржуазией и пролетариатом |
Власть | Децентрализованный порядок с разными, узко специализированными в своих областях группировками | Централизованный порядок с широкой и общей сферой интересов власти |
Правители | Рассеяны, распылены между многими центрами власти, множественное соревнование в принятии решений | Сконцентрированы и объединены с единым центром власти и принятия решений |
Развитие | Эволюционное, однолинейное, материалистическое, прогрессивное и капиталистическое | Революционное, многолинейное, материалистическое, гуманистическое и социалистическое с учетом интересов всех людей |
В процессе самостоятельного изучения материала необходимо уметь выделить и раскрыть основные объекты исследования сравнительной политологии, как то: государство, культура, развитие и класс, различать конкурирующие политологические парадигмы и соответствующие им подходы к основным концептуальным идеям, таким, как взгляд на историю, общественно-научное знание, теорию и практику, государство и политическую систему, капитализм и империализм и т. п. Студент должен свободно оперировать указанными понятиями и уметь раскрыть их содержание в контексте той или иной парадигмы.
|
|