Порядок рассмотрения вопросов гражданства

В 2006 г. в Закон о гражданстве было внесено дополнение, согласно которому «прием в гражданство Республики Бела­русь осуществляется с учетом интересов Республики Беларусь».

Понятие и основные принципы гражданства Республики Беларусь

Общие положения

В 1991 г. впервые в конституционной истории Беларуси был принят Закон Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь», который детально регламентировал принципы, поря­док и основания приобретения и прекращения белорусского граж­данства. На протяжении последующих лет в него неоднократно вносились изменения и дополнения.

В 2002 г. на его базе был принят новый Закон Республики Беларусь от 1 августа 2002 г. № 136-3,

в который вносились изменениями законами от 22 июня 2006 г. № 129-3 и 4 января 2010 г. № 105-3 (далее - Закон о гражданстве).

Статья 10 и п. 17 ст. 84 Конституции Республи­ки Беларусь, Закон о гражданстве, Положение о порядке рас­смотрения вопросов, связанных с гражданством Республики Бе­ларусь, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 17 ноября 1994 г. № 209, в редакции от 29 декабря 2006 г. № 755, с изм. и доп. на 13 августа 2010 г. № 422, а также ряд многосторонних и двусторонних международных договоров Рес­публики Беларусь составляют законодательную основу регули­рования института белорусского гражданства.

Гражданство Республики Беларусь - это устойчивая правовая связь личности с Республикой Беларусь, выража­ющаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

Гражданами Республики Беларусь являются:

~ лица, состоящие в гражданстве Республики Беларусь на день вступления в силу действующего Закона;

— лица, которые приобрели гражданство Республики Беларусь
в соответствии с действующим Законом.

Гражданами Республики Беларусь по рождению признают­ся лица, родившиеся в пределах современной территории Рес­публики Беларусь, являвшиеся гражданами бывшего СССР по рождению и получившие гражданство Республики Беларусь до вступления в силу соответствующего Закона.

Анализ законодательства позволяет выделить следующие принципы белорусского гражданства:

- стабильность гражданства (ст. 10 Конституции Республи­
ки Беларусь, ст. 6-7 Закона о гражданстве);

- защита и покровительство со стороны государства граж­
данам Республики Беларусь как на территории Беларуси,
так и за ее пределами
(ч. 1 ст. 10 Конституции Республи­
ки Беларусь);

- невыдача граждан Республики Беларусь (согласно ч. 3 ст. 10
Конституции Республики Беларусь гражданин Республики
Беларусь не может быть выдан иностранному государству,
если иное не предусмотрено международными договорами
Республики Беларусь);

- равное гражданство (ст. 3 Закона о гражданстве);

- свобода выбора гражданства (белорусское законодательство
предоставляет каждому лицу свободно и добровольно изби­
рать себе гражданство, менять его либо отказываться от
него; так, согласно ст. 3 Закона о гражданстве никто не
может быть лишен права изменить гражданство);

- избежание случаев безгражданства закреплено в ст. 3 За­
кона о гражданстве и находит свое отражение во многих
других статьях Закона. Так, в силу того, что Республика
Беларусь стремится к избежанию случаев безгражданства,
ребенок, родившийся в Беларуси у родителей, которые явля­
ются лицами без гражданства и постоянно проживающими
на территории нашей страны, приобретает белорусское граж­
данство по рождению. Аналогично решается вопрос в слу­
чае, если родители ребенка являются иностранными граж­
данами, а государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ему своего гражданства. Пре­кращение гражданства Республики Беларусь не допускает­ся, если гражданин Республики Беларусь не имеет иного гражданства или гарантий его приобретения (ст. 20 Закона о гражданстве);

- верховенство международных договоров над национальным законодательством о гражданстве. Указанный принцип закреплен в ч. 2 ст. 2 Закона о гражданстве, согласно кото­рой, «если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международ­ного договора». Например, Республикой Беларусь в 1999 г. заключено соглашение с Украиной, которое предусматрива­ет упрощенный порядок изменения гражданства граждана­ми Республики Беларусь, постоянно проживающими в Ук­раине, и гражданами Украины, постоянно проживающими в Республике Беларусь. Аналогичные соглашения нашим го­сударством заключены с Республикой Казахстан, Кыргызс­кой Республикой и Российской Федерацией.

3.3. Основания приобретения гражданства Республики Беларусь

Закон предусматривает несколько оснований для приобре­тения белорусского гражданства:

По рождению. Филиация (от лат. filius - сын), т.е. приоб­ретение гражданства по рождению, является основным и наи­более распространенным способом приобретения гражданства. Если хотя бы один из родителей ребенка состоит в граждан­стве Республики Беларусь, то ребенок автоматически приобре­тает белорусское гражданство независимо от места рождения и гражданства другого родителя.

Так В то же время в законодательстве Республики Беларусь о гражданстве применяется и принцип почвы., согласно ст. 13 Закона о гражданстве ребенок приобретает граждан­ство Республики Беларусь по рождению, если на день рожде­ния ребенка:

родители (единственный родитель) ребенка, постоянно про­живающие на территории Республики Беларусь, являются лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Республики Беларусь;

— родители (единственный родитель) ребенка, постоянно про­живающие на территории Республики Беларусь, являются иностранными гражданами, при условии, что ребенок ро­дился на территории Республики Беларусь, а государства, гражданами которых являются его родители, не предостав­ляют ему своего гражданства.

Ребенок, находящийся на территории Республики Беларусь и родители которого неизвестны, становится гражданином Рес­публики Беларусь.

Условия приема в гражданство Республики Беларусь

При­ем в гражданство обусловлен определенными условиями (цен­зами), перечисленными в ст. 14 Закона о гражданстве. Лицо, претендующее на получение гражданства должно соответство­вать этим условиям.

Любое лицо, достигшее 18-летнего возра­ста, вправе обратиться с заявлением о приеме в белорусское гражданство, если оно:

1) берет на себя обязательство соблюдать и уважать Конститу­
цию Республики Беларусь и иные акты законодательства
Республики Беларусь;

2) знает один из государственных языков Республики Бела­
русь в пределах, необходимых для общения. Согласно п. 21
Положения о порядке рассмотрения вопросов, связанных с
гражданством Республики Беларусь, «владение заявителем
одним из государственных языков Республики Беларусь в
пределах, необходимых для общения, определяется должно­
стным лицом органа внутренних дел, осуществляющим
прием документов, о чем производится запись в анкете»;

3) проживает на территории Республики Беларусь после полу­
чения разрешения на постоянное проживание в Республике
Беларусь (либо после признания беженцем в порядке, уста­
новленном законодательством) в течение семи лет непре­
рывно.

Закон о гражданстве предусматривает определенные кате­гории лиц, к которым требование о 7-летнем цензе оседлости не применяется вовсе либо он может быть сокращен. К ним относятся:

а) белорусы, а также лица, идентифицирующие себя как бело­русы, и их потомки (кровные родственники по прямой ли­нии: дети, внуки, правнуки), родившиеся за пределами со­временной территории Республики Беларусь;

б) лица, имеющие выдающиеся заслуги перед Республикой Бе­ларусь, высокие достижения в области науки, техники, куль­туры и спорта либо обладающие профессией или квалифи­кацией, представляющими государственный интерес для Рес­публики Беларусь;

в) лица, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства, ранее состоявшими в гражданстве Респуб­лики Беларусь (здесь фактически идет речь о восстановле­нии в белорусском гражданстве, хотя прямо этот термин в законе не упоминается).

Приобретение гражданства Республики Беларусь в поряд­ке регистрации всегда было наиболее доступным и самым распространенным способом его получения, который активно использовался сразу после принятия законодательства о граж­данстве независимой Беларуси. Действующий Закон о граж­данстве сохранил возможность его получения в порядке регис­трации, однако в 2006 г. в него внесена норма, усложняющая порядок его получения. Теперь обратиться с заявлением о при­обретении гражданства Республики Беларусь в законном по­рядке может лишь лицо, постоянно проживающее на терри­тории государства. В ст.15 перечислены также иные требова­ния к лицам, претендующим на упрощенный порядок приобре­тения гражданства. Такое лицо должно:

1) достичь 18-летнего возраста;

2) родиться либо постоянно проживать на территории Респуб­
лики Беларусь до 12 ноября 1991 г. (даты вступления в
силу первого Закона о гражданстве);

3) состоять ранее в гражданстве СССР и не иметь белорусского
гражданства;

4) отвечать требованиям языкового ценза;

5) взять на себя обязательство соблюдать и уважать Консти­
туцию Республики Беларусь и иные акты законодательства
Республики Беларусь;

6) не иметь гражданства иностранного государства либо выйти
из него.

Правом на приобретение гражданства в порядке регистра­ции пользуются супруг (супруга) лица, приобретающего граж­данство в этом порядке, а также потомки лица, которое приоб­ретает гражданство Беларуси в порядке регистрации.

Следует иметь в виду, что ч. 2 ст. 15 Закона о гражданстве предусматривает, что гражданство в порядке регистрации мо­гут приобрести без соблюдения всех вышеперечисленных усло­вий:

— дети, постоянно проживающие на территории Республики
Беларусь, - по совместному заявлению родителей, один из
которых состоит в гражданстве Республики Беларусь, либо
по заявлению одного из родителей, состоящего в граждан­
стве Республики Беларусь, если место нахождения другого
родителя неизвестно, либо по заявлению единственного родителя, состоящего в гражданстве Республики Беларусь;

— дети, находящиеся на территории Республики Беларусь, единственный известный родитель или оба родителя которых умерли, лишены родительских прав, отказались от воспита­
ния ребенка или дали согласие на его усыновление, призна­
ны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсут­
ствующими или умершими, а также недееспособные лица,
над которыми установлены опека или попечительство, - по
заявлению опекуна (попечителя), согласованному с органом
опеки и попечительства.

К иным основаниям, предусмотренным Законом о граж­данстве, относится усыновление. Согласно ч. 1 ст. 27 Закона ребенок, который является иностранным гражданином или лицом без гражданства, при усыновлении гражданином Рес­публики Беларусь или супругами, являющимися гражданами Республики Беларусь, либо супругами, один из которых явля­ется гражданином Республики Беларусь, а другой - лицом без гражданства, становится гражданином Республики Беларусь со дня усыновления.

Согласно ч. 2 ст. 27 Закона о гражданстве «ребенок, кото­рый является иностранным гражданином или лицом без граж­данства, при усыновлении супругами, один из которых являет­ся гражданином Республики Беларусь, а другой - иностран­ным гражданином, может приобрести гражданство Республики Беларусь по совместному заявлению усыновителей».

3.4. Основания прекращения гражданства

Республики Беларусь

Выход из гражданства является наиболее часто встречаю­щимся основанием его прекращения.

Основными причинами выхода из гражданства является заключение брака с иностран­ным гражданином, возвращение на этническую родину, уст­ройство на работу за границей.

В Беларуси, как и в большинстве других стран мира, пре­дусмотрен разрешительный порядок выхода из гражданства. Помимо зявления лица, желающего выйти из гражданства,

не­обходимо получение согласия государства.

Оно не может быть получено в случаях, прямо предусмотренных ст. 20 Закона о гражданстве, которая гласит: «Прекращение гражданства Республики Беларусь не допускается, если гражданин Респуб­лики Беларусь:

- является обвиняемым либо в отношении его имеется всту­пивший в законную силу и подлежащий исполнению обвини­тельный приговор суда;

- имеет задолженность по налогам или другие непогашенные долги и обязательства перед Республикой Беларусь, ее адми­нистративно-территориальными единицами, юридическими и фи­зическими лицами;

- не имеет иного гражданства или гарантий его приобрете­ния».

Практически всегда выходу из гражданства предшествует либо совпадает с ним по времени выезд на постоянное или временное место жительства за границу. Поэтому на практике обстоятельства, которые препятствуют такому выезду, служат одновременно и препятствием к выходу из гражданства. Их перечень установлен ст. 7 Закона Республики Беларусь от 20 сентября 2009 г. № 49-3 «О порядке выезда из Республи­ки Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Респуб­лики Беларусь».

Важно подчеркнуть, что белорусское законодательство в соответствии с международно-правовыми нормами (в частно­сти, ст. 15 Всеобщей декларации прав человека 1948 г.)

не предусматривает возможности лишения гражданства по инициативе государства, что ранее достаточно широко прак­тиковалось в бывшем Союзе ССР для расправы с неугодными властям лицами.

Вместе с тем согласно ст. 19 Закона о гражданстве граж­данство Республики Беларусь утрачивается:

1) вследствие поступления лица на воинскую службу, службу в
полицию, органы безопасности, юстиции или иные государ­
ственные органы иностранного государства при отсутствии
оснований, предусмотренных ст. 20 настоящего Закона;

2) по заявлению родителей (единственного родителя) в отно­
шении ребенка, приобретшего по рождению наряду с граж­
данством иностранного государства гражданство Республи­
ки Беларусь. Утрата гражданства Республики Беларусь ре­
бенком в возрасте от 14 до 18 лет допускается только с
согласия ребенка, выраженного в письменной форме и нота­
риально удостоверенного;

3) по основаниям, предусмотренным международными догово­
рами Республики Беларусь.

Законом о гражданстве, а также Положением о порядке рассмотрения вопросов, связанных с гражданством Республи­ки Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 17 ноября 1994 г. № 209 \ в редакции от 29 декаб­ря 2006 г. № 755, с изм. и доп. на 13 августа 2010 г. № 422, определены государственные органы, полномочные принимать решения по вопросам гражданства, а также детально регла­ментирован порядок их деятельности.

К ним относятся орга­ны внутренних дел - по отношению к лицам, постоянно про­живающим в Республике Беларусь, а также органы диплома­тической службы — по отношению к лицам, постоянно прожи­вающим за границей.

Срок рассмотрения заявлений о приеме в гражданство Рес­публики Беларусь не должен превышать одного года, о выходе из гражданства — шести месяцев, о приобретении граждан­ства в порядке регистрациидвух месяцев (ст. 34 Закона о гражданстве).

Решения по вопросам гражданства, принятые Президен­том Республики Беларусь, могут быть обжалованы в Верхов­ный Суд Республики Беларусь, который рассматривает такие дела в качестве суда первой инстанции. Решения по вопросам гражданства, принятые государственными органами, уполно­моченными Президентом Республики Беларусь, могут быть об­жалованы в областные, Минский городской суды. Необосно­ванный отказ в приеме заявлений по вопросам гражданства, нарушение сроков рассмотрения заявлений, а также другие не­правомерные действия должностных лиц по вопросам граж­данства могут быть также обжалованы в суд.

§ 4. Правовой статус иностранцев

Лица, которые находятся на территории государства и не имеют его гражданства, в доктрине именуются обобщенным термином «иностранцы». Под иностранцами обычно понима­ют как иностранных граждан, т.е. лиц, имеющих граждан­ство иностранного государства, так и лиц без гражданства (апатридов), т.е. тех, кто не имеет доказательства наличия у них гражданства какой-либо страны.

Правовой статус иностранцев определяется как внутрен­ним законодательством каждого государства, так и междуна­родно-правовыми нормами. Правовой режим иностранцев -это правовой статус, определяющий объем их прав и обязан­ностей на территории государства пребывания.

В литературе обычно выделяют следующие виды правового режима иностранцев:

 

1) национальный режим, означающий уравнивание иностран­
цев в правах с гражданами данного государства. Он может
быть предусмотрен как внутригосударственным законода­
тельством, так и международными договорами. Обычно та­
кое уравнивание устанавливается лишь на условиях взаим­
ности, причем на практике невозможно полностью прирав­
нять иностранцев к собственным гражданам;

2) режим наибольшего благоприятствования означает, что ино­
странцам предоставляются в какой-либо области права и
свободы, либо устанавливаются такие обязанности, какие
предусмотрены для граждан любого третьего государства.

Таким образом, этот режим должен быть не менее благо­приятным, чем режим, который распространяется на любое третье государство. Его природа носит исключительно дого­ворный характер. Он может предоставляться, например, в сфере международной торговли, транспорта, отправления правосудия;

3) специальный режим в литературе понимается по-разному. Существует точка зрения, в соответствии с которой это бо­лее жесткий режим по сравнению с двумя вышеназванны­ми, означающий ограничение прав иностранцев по сравне­нию со статусом граждан данного государства, а также воз­ложение на них дополнительных обязанностей. Другие авторы (Л.Н. Анисимов, Г.В. Игнатенко) считают, что специальный режим характеризуется предоставлением оп­ределенных привилегий и преимуществ. Например, в сфере при­граничного общения населения (с соседними странами) либо для военнослужащих, расквартированных на территории инос­транных государств.

Представляется, что в обоих случаях речь идет о различ­ных чертах специального режима, главной особенностью кото­рого является неравное положение иностранцев, которое мо­жет выражаться и в ограничении их прав, и в предоставлении неких льгот и преимуществ.

§ 5. Правовой статус иностранцев в Республике Беларусь

5.1. Общие положения

Правовое положение иностранцев в Республике Беларусь регулируется Конституцией Республики Беларусь, рядом за­конодательных актов, включая Закон Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 105-3 «О правовом положении иностран­ных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь»., а также иными нормативными правовыми актами.

Согласно ст. 11 Конституции Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями) «иностранные граждане и лица без гражданства на территории Беларуси пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами». Таким образом, в нашей стране, как и в большинстве других государств мира, основным правовым режимом иностранцев является нацио­нальный режим. В то же время в необходимых случаях этот режим дополнен специальным режимом.

5.2. Личные права и свободы иностранцев

Согласно ст. 7 Закона о правовом положении иностран­ных граждан «иностранцам в Республике Беларусь в соответ­ствии с Конституцией Республики Беларусь и иными законо­дательными актами Республики Беларусь гарантируются не­прикосновенность личности и жилища, другие личные права и свободы».

Задержанные или заключенные под стражу, домашний арест иностранцы без промедления должны быть проинформированы на понятном им языке о причинах их задержания или ареста и правах, которые они имеют в соответствии с законодатель­ством Республики Беларусь.

Иностранные граждане и лица без гражданства согласно ст. 31 Конституции Республики Беларусь вправе самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совмес­тно с другими исповедовать любую религию или не исповедо­вать никакой, выражать и распространять убеждения, связан­ные с отношением к религии, участвовать в отправлении рели­гиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом.

Вместе с тем определенные ограничения их права на свобо­ду совести и религии закреплены в Законе Республике Бела­русь от 17 декабря 1992 г. № 2054-ХП «О свободе совести и религиозных организациях», с изм. и доп. на 4 января 2010 г. № 109-3. Так, согласно ст. 14 указанного Закона иностранцы не могут выступать в качестве учредителей религиозных об­щин, а согласно ст. 13 - быть руководителями религиозных

организаций. В соответствии со ст. 29 Закона «О свободе сове­сти и религиозных организаций» «иностранный гражданин, лицо без гражданства имеют право заниматься религиозной деятельностью в Республике Беларусь в течение одного года. Этот срок при необходимости может продлеваться или сокра­щаться в соответствии с законодательством Республики Бела­русь».

Статья 15 Закона о правовом положении иностранных граж­дан закрепляет право иностранцев на сохранение и развитие своего национального языка и культуры, соблюдение нацио­нальных традиций и обычаев в соответствии с законодатель­ством Республики Беларусь.

Согласно ст. 30 Конституции Республики Беларусь граж­дане Беларуси вправе «беспрепятственно» въезжать на ее тер­риторию. Гражданину ни при каких обстоятельствах не может быть ограничен въезд на территорию своего государства. Инос­транцы же могут въезжать в Республику Беларусь лишь при наличии визы (т.е. разрешения), предоставляющего иностран­цу право на пересечение государственной границы Республики Беларусь в целях въезда в Республику Беларусь и (или) выезда из Республики Беларусь, пребывания в Республике Беларусь или транзитного проезда через территорию Республики Бела­русь в течение срока, указанного в данном разрешении, и офор­мленного в порядке, установленном законодательством Рес­публики Беларусь, если иное не определено законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь. Визы иностранцам выдаются в порядке, определенном Визо­выми правилами, утвержденными постановлением Совета Ми­нистров Республики Беларусь от 15 июля 2010 г. № 1065 1.

Согласно ст. 33 Закона о правовом положении иностран­ных граждан в определенных случаях иностранцу может быть отказано в выдаче визы для въезда в Республику Беларусь или во въезде в Республику Беларусь.

Решение об отказе во въезде в Республику Беларусь может повлечь за собой включение иностранца в список лиц, въезд которых в Республику Беларусь запрещен или нежелателен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: