В 2006 г. в Закон о гражданстве было внесено дополнение, согласно которому «прием в гражданство Республики Беларусь осуществляется с учетом интересов Республики Беларусь».
Понятие и основные принципы гражданства Республики Беларусь
Общие положения
В 1991 г. впервые в конституционной истории Беларуси был принят Закон Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь», который детально регламентировал принципы, порядок и основания приобретения и прекращения белорусского гражданства. На протяжении последующих лет в него неоднократно вносились изменения и дополнения.
В 2002 г. на его базе был принят новый Закон Республики Беларусь от 1 августа 2002 г. № 136-3,
в который вносились изменениями законами от 22 июня 2006 г. № 129-3 и 4 января 2010 г. № 105-3 (далее - Закон о гражданстве).
Статья 10 и п. 17 ст. 84 Конституции Республики Беларусь, Закон о гражданстве, Положение о порядке рассмотрения вопросов, связанных с гражданством Республики Беларусь, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 17 ноября 1994 г. № 209, в редакции от 29 декабря 2006 г. № 755, с изм. и доп. на 13 августа 2010 г. № 422, а также ряд многосторонних и двусторонних международных договоров Республики Беларусь составляют законодательную основу регулирования института белорусского гражданства.
|
|
Гражданство Республики Беларусь - это устойчивая правовая связь личности с Республикой Беларусь, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.
Гражданами Республики Беларусь являются:
~ лица, состоящие в гражданстве Республики Беларусь на день вступления в силу действующего Закона;
— лица, которые приобрели гражданство Республики Беларусь
в соответствии с действующим Законом.
Гражданами Республики Беларусь по рождению признаются лица, родившиеся в пределах современной территории Республики Беларусь, являвшиеся гражданами бывшего СССР по рождению и получившие гражданство Республики Беларусь до вступления в силу соответствующего Закона.
Анализ законодательства позволяет выделить следующие принципы белорусского гражданства:
- стабильность гражданства (ст. 10 Конституции Республи
ки Беларусь, ст. 6-7 Закона о гражданстве);
- защита и покровительство со стороны государства граж
данам Республики Беларусь как на территории Беларуси,
так и за ее пределами (ч. 1 ст. 10 Конституции Республи
ки Беларусь);
- невыдача граждан Республики Беларусь (согласно ч. 3 ст. 10
Конституции Республики Беларусь гражданин Республики
Беларусь не может быть выдан иностранному государству,
если иное не предусмотрено международными договорами
Республики Беларусь);
|
|
- равное гражданство (ст. 3 Закона о гражданстве);
- свобода выбора гражданства (белорусское законодательство
предоставляет каждому лицу свободно и добровольно изби
рать себе гражданство, менять его либо отказываться от
него; так, согласно ст. 3 Закона о гражданстве никто не
может быть лишен права изменить гражданство);
- избежание случаев безгражданства закреплено в ст. 3 За
кона о гражданстве и находит свое отражение во многих
других статьях Закона. Так, в силу того, что Республика
Беларусь стремится к избежанию случаев безгражданства,
ребенок, родившийся в Беларуси у родителей, которые явля
ются лицами без гражданства и постоянно проживающими
на территории нашей страны, приобретает белорусское граж
данство по рождению. Аналогично решается вопрос в слу
чае, если родители ребенка являются иностранными граж
данами, а государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ему своего гражданства. Прекращение гражданства Республики Беларусь не допускается, если гражданин Республики Беларусь не имеет иного гражданства или гарантий его приобретения (ст. 20 Закона о гражданстве);
- верховенство международных договоров над национальным законодательством о гражданстве. Указанный принцип закреплен в ч. 2 ст. 2 Закона о гражданстве, согласно которой, «если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора». Например, Республикой Беларусь в 1999 г. заключено соглашение с Украиной, которое предусматривает упрощенный порядок изменения гражданства гражданами Республики Беларусь, постоянно проживающими в Украине, и гражданами Украины, постоянно проживающими в Республике Беларусь. Аналогичные соглашения нашим государством заключены с Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией.
3.3. Основания приобретения гражданства Республики Беларусь
Закон предусматривает несколько оснований для приобретения белорусского гражданства:
По рождению. Филиация (от лат. filius - сын), т.е. приобретение гражданства по рождению, является основным и наиболее распространенным способом приобретения гражданства. Если хотя бы один из родителей ребенка состоит в гражданстве Республики Беларусь, то ребенок автоматически приобретает белорусское гражданство независимо от места рождения и гражданства другого родителя.
Так В то же время в законодательстве Республики Беларусь о гражданстве применяется и принцип почвы., согласно ст. 13 Закона о гражданстве ребенок приобретает гражданство Республики Беларусь по рождению, если на день рождения ребенка:
— родители (единственный родитель) ребенка, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, являются лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Республики Беларусь;
— родители (единственный родитель) ребенка, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, являются иностранными гражданами, при условии, что ребенок родился на территории Республики Беларусь, а государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ему своего гражданства.
Ребенок, находящийся на территории Республики Беларусь и родители которого неизвестны, становится гражданином Республики Беларусь.
Условия приема в гражданство Республики Беларусь
Прием в гражданство обусловлен определенными условиями (цензами), перечисленными в ст. 14 Закона о гражданстве. Лицо, претендующее на получение гражданства должно соответствовать этим условиям.
|
|
Любое лицо, достигшее 18-летнего возраста, вправе обратиться с заявлением о приеме в белорусское гражданство, если оно:
1) берет на себя обязательство соблюдать и уважать Конститу
цию Республики Беларусь и иные акты законодательства
Республики Беларусь;
2) знает один из государственных языков Республики Бела
русь в пределах, необходимых для общения. Согласно п. 21
Положения о порядке рассмотрения вопросов, связанных с
гражданством Республики Беларусь, «владение заявителем
одним из государственных языков Республики Беларусь в
пределах, необходимых для общения, определяется должно
стным лицом органа внутренних дел, осуществляющим
прием документов, о чем производится запись в анкете»;
3) проживает на территории Республики Беларусь после полу
чения разрешения на постоянное проживание в Республике
Беларусь (либо после признания беженцем в порядке, уста
новленном законодательством) в течение семи лет непре
рывно.
Закон о гражданстве предусматривает определенные категории лиц, к которым требование о 7-летнем цензе оседлости не применяется вовсе либо он может быть сокращен. К ним относятся:
а) белорусы, а также лица, идентифицирующие себя как белорусы, и их потомки (кровные родственники по прямой линии: дети, внуки, правнуки), родившиеся за пределами современной территории Республики Беларусь;
б) лица, имеющие выдающиеся заслуги перед Республикой Беларусь, высокие достижения в области науки, техники, культуры и спорта либо обладающие профессией или квалификацией, представляющими государственный интерес для Республики Беларусь;
в) лица, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства, ранее состоявшими в гражданстве Республики Беларусь (здесь фактически идет речь о восстановлении в белорусском гражданстве, хотя прямо этот термин в законе не упоминается).
Приобретение гражданства Республики Беларусь в порядке регистрации всегда было наиболее доступным и самым распространенным способом его получения, который активно использовался сразу после принятия законодательства о гражданстве независимой Беларуси. Действующий Закон о гражданстве сохранил возможность его получения в порядке регистрации, однако в 2006 г. в него внесена норма, усложняющая порядок его получения. Теперь обратиться с заявлением о приобретении гражданства Республики Беларусь в законном порядке может лишь лицо, постоянно проживающее на территории государства. В ст.15 перечислены также иные требования к лицам, претендующим на упрощенный порядок приобретения гражданства. Такое лицо должно:
|
|
1) достичь 18-летнего возраста;
2) родиться либо постоянно проживать на территории Респуб
лики Беларусь до 12 ноября 1991 г. (даты вступления в
силу первого Закона о гражданстве);
3) состоять ранее в гражданстве СССР и не иметь белорусского
гражданства;
4) отвечать требованиям языкового ценза;
5) взять на себя обязательство соблюдать и уважать Консти
туцию Республики Беларусь и иные акты законодательства
Республики Беларусь;
6) не иметь гражданства иностранного государства либо выйти
из него.
Правом на приобретение гражданства в порядке регистрации пользуются супруг (супруга) лица, приобретающего гражданство в этом порядке, а также потомки лица, которое приобретает гражданство Беларуси в порядке регистрации.
Следует иметь в виду, что ч. 2 ст. 15 Закона о гражданстве предусматривает, что гражданство в порядке регистрации могут приобрести без соблюдения всех вышеперечисленных условий:
— дети, постоянно проживающие на территории Республики
Беларусь, - по совместному заявлению родителей, один из
которых состоит в гражданстве Республики Беларусь, либо
по заявлению одного из родителей, состоящего в граждан
стве Республики Беларусь, если место нахождения другого
родителя неизвестно, либо по заявлению единственного родителя, состоящего в гражданстве Республики Беларусь;
— дети, находящиеся на территории Республики Беларусь, единственный известный родитель или оба родителя которых умерли, лишены родительских прав, отказались от воспита
ния ребенка или дали согласие на его усыновление, призна
ны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсут
ствующими или умершими, а также недееспособные лица,
над которыми установлены опека или попечительство, - по
заявлению опекуна (попечителя), согласованному с органом
опеки и попечительства.
К иным основаниям, предусмотренным Законом о гражданстве, относится усыновление. Согласно ч. 1 ст. 27 Закона ребенок, который является иностранным гражданином или лицом без гражданства, при усыновлении гражданином Республики Беларусь или супругами, являющимися гражданами Республики Беларусь, либо супругами, один из которых является гражданином Республики Беларусь, а другой - лицом без гражданства, становится гражданином Республики Беларусь со дня усыновления.
Согласно ч. 2 ст. 27 Закона о гражданстве «ребенок, который является иностранным гражданином или лицом без гражданства, при усыновлении супругами, один из которых является гражданином Республики Беларусь, а другой - иностранным гражданином, может приобрести гражданство Республики Беларусь по совместному заявлению усыновителей».
3.4. Основания прекращения гражданства
Республики Беларусь
Выход из гражданства является наиболее часто встречающимся основанием его прекращения.
Основными причинами выхода из гражданства является заключение брака с иностранным гражданином, возвращение на этническую родину, устройство на работу за границей.
В Беларуси, как и в большинстве других стран мира, предусмотрен разрешительный порядок выхода из гражданства. Помимо зявления лица, желающего выйти из гражданства,
необходимо получение согласия государства.
Оно не может быть получено в случаях, прямо предусмотренных ст. 20 Закона о гражданстве, которая гласит: «Прекращение гражданства Республики Беларусь не допускается, если гражданин Республики Беларусь:
- является обвиняемым либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;
- имеет задолженность по налогам или другие непогашенные долги и обязательства перед Республикой Беларусь, ее административно-территориальными единицами, юридическими и физическими лицами;
- не имеет иного гражданства или гарантий его приобретения».
Практически всегда выходу из гражданства предшествует либо совпадает с ним по времени выезд на постоянное или временное место жительства за границу. Поэтому на практике обстоятельства, которые препятствуют такому выезду, служат одновременно и препятствием к выходу из гражданства. Их перечень установлен ст. 7 Закона Республики Беларусь от 20 сентября 2009 г. № 49-3 «О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь».
Важно подчеркнуть, что белорусское законодательство в соответствии с международно-правовыми нормами (в частности, ст. 15 Всеобщей декларации прав человека 1948 г.)
не предусматривает возможности лишения гражданства по инициативе государства, что ранее достаточно широко практиковалось в бывшем Союзе ССР для расправы с неугодными властям лицами.
Вместе с тем согласно ст. 19 Закона о гражданстве гражданство Республики Беларусь утрачивается:
1) вследствие поступления лица на воинскую службу, службу в
полицию, органы безопасности, юстиции или иные государ
ственные органы иностранного государства при отсутствии
оснований, предусмотренных ст. 20 настоящего Закона;
2) по заявлению родителей (единственного родителя) в отно
шении ребенка, приобретшего по рождению наряду с граж
данством иностранного государства гражданство Республи
ки Беларусь. Утрата гражданства Республики Беларусь ре
бенком в возрасте от 14 до 18 лет допускается только с
согласия ребенка, выраженного в письменной форме и нота
риально удостоверенного;
3) по основаниям, предусмотренным международными догово
рами Республики Беларусь.
Законом о гражданстве, а также Положением о порядке рассмотрения вопросов, связанных с гражданством Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 17 ноября 1994 г. № 209 \ в редакции от 29 декабря 2006 г. № 755, с изм. и доп. на 13 августа 2010 г. № 422, определены государственные органы, полномочные принимать решения по вопросам гражданства, а также детально регламентирован порядок их деятельности.
К ним относятся органы внутренних дел - по отношению к лицам, постоянно проживающим в Республике Беларусь, а также органы дипломатической службы — по отношению к лицам, постоянно проживающим за границей.
Срок рассмотрения заявлений о приеме в гражданство Республики Беларусь не должен превышать одного года, о выходе из гражданства — шести месяцев, о приобретении гражданства в порядке регистрации — двух месяцев (ст. 34 Закона о гражданстве).
Решения по вопросам гражданства, принятые Президентом Республики Беларусь, могут быть обжалованы в Верховный Суд Республики Беларусь, который рассматривает такие дела в качестве суда первой инстанции. Решения по вопросам гражданства, принятые государственными органами, уполномоченными Президентом Республики Беларусь, могут быть обжалованы в областные, Минский городской суды. Необоснованный отказ в приеме заявлений по вопросам гражданства, нарушение сроков рассмотрения заявлений, а также другие неправомерные действия должностных лиц по вопросам гражданства могут быть также обжалованы в суд.
§ 4. Правовой статус иностранцев
Лица, которые находятся на территории государства и не имеют его гражданства, в доктрине именуются обобщенным термином «иностранцы». Под иностранцами обычно понимают как иностранных граждан, т.е. лиц, имеющих гражданство иностранного государства, так и лиц без гражданства (апатридов), т.е. тех, кто не имеет доказательства наличия у них гражданства какой-либо страны.
Правовой статус иностранцев определяется как внутренним законодательством каждого государства, так и международно-правовыми нормами. Правовой режим иностранцев -это правовой статус, определяющий объем их прав и обязанностей на территории государства пребывания.
В литературе обычно выделяют следующие виды правового режима иностранцев:
1) национальный режим, означающий уравнивание иностран
цев в правах с гражданами данного государства. Он может
быть предусмотрен как внутригосударственным законода
тельством, так и международными договорами. Обычно та
кое уравнивание устанавливается лишь на условиях взаим
ности, причем на практике невозможно полностью прирав
нять иностранцев к собственным гражданам;
2) режим наибольшего благоприятствования означает, что ино
странцам предоставляются в какой-либо области права и
свободы, либо устанавливаются такие обязанности, какие
предусмотрены для граждан любого третьего государства.
Таким образом, этот режим должен быть не менее благоприятным, чем режим, который распространяется на любое третье государство. Его природа носит исключительно договорный характер. Он может предоставляться, например, в сфере международной торговли, транспорта, отправления правосудия;
3) специальный режим в литературе понимается по-разному. Существует точка зрения, в соответствии с которой это более жесткий режим по сравнению с двумя вышеназванными, означающий ограничение прав иностранцев по сравнению со статусом граждан данного государства, а также возложение на них дополнительных обязанностей. Другие авторы (Л.Н. Анисимов, Г.В. Игнатенко) считают, что специальный режим характеризуется предоставлением определенных привилегий и преимуществ. Например, в сфере приграничного общения населения (с соседними странами) либо для военнослужащих, расквартированных на территории иностранных государств.
Представляется, что в обоих случаях речь идет о различных чертах специального режима, главной особенностью которого является неравное положение иностранцев, которое может выражаться и в ограничении их прав, и в предоставлении неких льгот и преимуществ.
§ 5. Правовой статус иностранцев в Республике Беларусь
5.1. Общие положения
Правовое положение иностранцев в Республике Беларусь регулируется Конституцией Республики Беларусь, рядом законодательных актов, включая Закон Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 105-3 «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь»., а также иными нормативными правовыми актами.
Согласно ст. 11 Конституции Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями) «иностранные граждане и лица без гражданства на территории Беларуси пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами». Таким образом, в нашей стране, как и в большинстве других государств мира, основным правовым режимом иностранцев является национальный режим. В то же время в необходимых случаях этот режим дополнен специальным режимом.
5.2. Личные права и свободы иностранцев
Согласно ст. 7 Закона о правовом положении иностранных граждан «иностранцам в Республике Беларусь в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и иными законодательными актами Республики Беларусь гарантируются неприкосновенность личности и жилища, другие личные права и свободы».
Задержанные или заключенные под стражу, домашний арест иностранцы без промедления должны быть проинформированы на понятном им языке о причинах их задержания или ареста и правах, которые они имеют в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Иностранные граждане и лица без гражданства согласно ст. 31 Конституции Республики Беларусь вправе самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом.
Вместе с тем определенные ограничения их права на свободу совести и религии закреплены в Законе Республике Беларусь от 17 декабря 1992 г. № 2054-ХП «О свободе совести и религиозных организациях», с изм. и доп. на 4 января 2010 г. № 109-3. Так, согласно ст. 14 указанного Закона иностранцы не могут выступать в качестве учредителей религиозных общин, а согласно ст. 13 - быть руководителями религиозных
организаций. В соответствии со ст. 29 Закона «О свободе совести и религиозных организаций» «иностранный гражданин, лицо без гражданства имеют право заниматься религиозной деятельностью в Республике Беларусь в течение одного года. Этот срок при необходимости может продлеваться или сокращаться в соответствии с законодательством Республики Беларусь».
Статья 15 Закона о правовом положении иностранных граждан закрепляет право иностранцев на сохранение и развитие своего национального языка и культуры, соблюдение национальных традиций и обычаев в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Согласно ст. 30 Конституции Республики Беларусь граждане Беларуси вправе «беспрепятственно» въезжать на ее территорию. Гражданину ни при каких обстоятельствах не может быть ограничен въезд на территорию своего государства. Иностранцы же могут въезжать в Республику Беларусь лишь при наличии визы (т.е. разрешения), предоставляющего иностранцу право на пересечение государственной границы Республики Беларусь в целях въезда в Республику Беларусь и (или) выезда из Республики Беларусь, пребывания в Республике Беларусь или транзитного проезда через территорию Республики Беларусь в течение срока, указанного в данном разрешении, и оформленного в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, если иное не определено законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь. Визы иностранцам выдаются в порядке, определенном Визовыми правилами, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 июля 2010 г. № 1065 1.
Согласно ст. 33 Закона о правовом положении иностранных граждан в определенных случаях иностранцу может быть отказано в выдаче визы для въезда в Республику Беларусь или во въезде в Республику Беларусь.
Решение об отказе во въезде в Республику Беларусь может повлечь за собой включение иностранца в список лиц, въезд которых в Республику Беларусь запрещен или нежелателен.