Арктика

Существует несколько особых правовых режимов, при ко­торых государство сохраняет суверенитет, но в одностороннем порядке или на договорной основе ограничивает свою юрис­дикцию над частью государственной территории: кондомини­ум, аренда, режим общего пользования.

1. Кондоминиум — это совместное осуществление суверенитета над определенной тер­риторией несколькими государствами. Например, с 1906 г. Ве­ликобритания и Франция совместно владели Новыми Гибрида­ми, которые в 1980 г. стали независимым государством под названием Республика Вануату.

2.Международно-правовая аренда предполагает предоставле­ние одним государством другому части государственной тер­ритории или расположенных на ней объектов в пользование на определенный срок для определенных целей. Так, в соот­ветствии с Договором аренды комплекса «Байконур» между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан 1994 г. Казахстан передал в аренду России комплекс «Байконур», включающий в себя космодром «Байконур» и город Ленинск (ныне Байконур), за 150 милли­онов долларов в год на 20 лет с возможностью продления дого­вора (действие договора продлено до 2050 г.). В 1898 г. Ки­тай передал Великобритании на 99 лет так называемые «Но­вые территории» - большую часть полуострова Цзюлун с при­легающими островами, которые вместе с колонией Великобри­тании, островом Гонконг (Сянган) и стали британским владе­нием Гонконг (Сянган), а в 1997 г. — вернулись под юрисдик­цию Китая, получив статус специального административного района.

3. Режим общего пользования означает предоставление госу­дарствам — участникам договора равных прав на использова­ние части государственной территории.

Например, на основа­нии Парижского договора о Шпицбергене 1920 г., закрепив­шего сложившийся международный обычай, признается пол­ный и абсолютный суверенитет Норвегии в отношении данно­го архипелага, включающего более тысячи малых островов и остров Медвежий, на условиях его мирного экономического и научного освоения со стороны всех государств-участников вклю­чая суверена при полной демилитаризации и нейтрализации архипелага. Архипелаг образует административный округ

которым управляет губернатор, назначаемый коро­лем Норвегии. Участники Договора 1920 г. должны соблю­дать норвежское законодательство, действующее на Свальбарде, которое, в свою очередь, не должно противоречить положе­ниям Договора.

К 1991 г. в Договоре о Шпицбергене участво­вало 41 государство. Государствам - участникам договора гарантируется свободный доступ на архипелаг и в его терри­ториальные воды, равное для всех право заниматься хозяй­ственной, коммерческой и научной деятельностью. Основной формой пользования данной территорией является разработ­ка полезных ископаемых, главным образом каменного угля, регулируемая Горным Уставом, принятым норвежским Стор­тингом (парламентом) в 1925 г. и являющимся составной ча­стью Договора 1920 г.

Современное международное право запрещает насильствен­ные территориальные изменения, однако это не означает невоз­можность территориальных изменений как таковых.

Определе­ние правомерности титула (правооснования) на государствен­ную территорию базируется на т.н. принципе или законе интертемпоральности, согласно которому правомерность титу­ла оценивается исходя из норм того времени, когда произошло приобретение территории.

В частности, поскольку до 1945 г. не существовало запрета на применение силы, сегодня титул на территории, завоеванные до 1945 г., не подлежит оспариванию. Так, Декларация о принципах международного права 1970 г., закрепляя незаконность территориальных приобретений, явля­ющихся результатом угрозы силой или ее применения, прямо указывает на неприменимость данного положения к приобрете­ниям на основании любого международного соглашения, зак­люченного до принятия Устава ООН и имеющего юридическую силу в соответствии с международным правом.

Исключение могут составлять ситуации, в которых интер­темпоральному закону противостоит императивная норма меж­дународного права. Так, из консультативного заключения о статусе Западной Сахары Международного Суда ООН можно сделать вывод о том, что принцип права народов на самоопре­деление имеет преимущественное значение в отношении всех прочих оснований приобретения титула.

В настоящее время правомерными основаниями и способа­ми приобретения и изменения государственной территории признаются осуществление права на самоопределение народов, эффективная оккупация ничейной территории, цессия, аккре­ция, адъюдикация и др.

Первичное приобретение территории путем эффективной оккупации ничейной земли осуществлялось на протяжении всей эпохи географических открытий. Следует подчеркнуть, что данный способ значительно эволюционировал. Первона­чально «ничейными» считались все земли, не принадлежавшие христианским монархам. В XIX в., с утверждением концеп­ции «цивилизованных государств», terra nullius считались все земли «варварских» народов.

С принятием Устава ООН и утверждением принципа суве­ренного равенства государств, подобный подход неприменим. Как подчеркнул Международный Суд ООН в консультативном заключении о статусе Западной Сахары, проживание на ка­кой-либо территории населения с зачатками политической и социальной организации лишает ее статуса terra nullius

. В международном праве XIV-XVTII вв. существовал принцип «первичного завладения» или «фиктивной оккупации», когда для приобретения титула достаточно было факта открытия ничейной земли и установления знака (флага, креста, камня), подтверждающего принадлежность какому-либо государству.

Постепенно, с уменьшением количества неосвоенных земель и интенсификацией споров в отношении территории, сначала, с XVII в., в доктрине, а позднее, в XIX в., в практике государств были введены дополнительные критерии, подтверждающие эф­фективность оккупации2.

Сегодня под эффективной оккупацией понимают способ приобретения территории, основанный на нотификации заин­тересованных государств и непрерывном, мирном, фактическом осуществлении власти от имени государства. Данные крите­рии означают, что деятельности на какой-либо территории

лиц недостаточно для ее включения в состав государ­ственной: само государство должно показать animus occupandi — намерение распространить свой суверенитет на данную терри­торию и фактически действовать исходя из этого намерения. В случаях, когда климатические и иные природные особеннос­ти не позволяют активно осваивать приобретенные земли, animus occupandi может стать достаточным основанием правомернос­ти приобретения титула (как, например, в случае Восточной Гренландии).

Молчаливое согласие заинтересованных государств с дли­тельным, непрерывным, мирным осуществлением государствен­ной власти на определенной территории может привести к воз­никновению титула на основании давности владения. Основ­ным вопросом является длительность такой практики. На­пример, в деле о храме Преах Вихеар 2 фактическое владение Камбоджей территорией, прилегающей к храму, на основании карты, которую Таиланд не оспаривал, длилось менее 50 лет и, наряду с иными аргументами, Международный Суд ООН посчи­тал этого достаточным, чтобы не принять возражения Таилан­да и признать суверенитет Камбоджи над этой территорией.

Принцип самоопределения народов, закрепленный в Ус­таве ООН, стал причиной наиболее серьезных территориаль­ных изменений в XX в. — распада колониальной системы и возникновения независимых государств в Азии, Африке, Ла­тинской Америке и Европе. Основную сложность представляет соотнесение права народов на самоопределение в форме отделе­ния от государства и принципа территориальной целостности. Современная доктрина и практика международных отношений дают основания полагать, что за несколькими исключениями территориальная целостность имеет приоритет. Так, Деклара­ция о принципах международного права 1970 г. указывает, что право на самоопределение «не должно истолковываться как санкционирующее или поощряющее любые действия, ко­торые вели бы к расчленению или к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, соблюдающих

в своих действиях принцип равноправия и самоопределения народов... и, вследствие этого, имеющих правительства, пред­ставляющие без различия расы, вероисповедания или цвета кожи весь народ, проживающий на данной территории. Каждое го­сударство должно воздерживаться от любых действий, направ­ленных на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого госу­дарства или страны». Осуществление территориальных изме­нений при реализации народом своего права на самоопределе­ние может происходить в различных формах.

Достаточно широко распространен референдум {плебисцит). Так, в 1993 г. в результате референдума от Эфиопии отдели­лась Эритрея, вопрос о суверенитете Квебека и выходе из Кана­ды был поставлен на референдуме 30 октября 1995 г., на ко­тором практически одинаковое количество проголосовало «за» (49,4 %) и «против» (50,6 %), однако в деле об отделении Квебека в 1998 г. Верховный Суд Канады, опираясь на Дек­ларацию о принципах международного права 1970 г., указал, что государство, чье правительство представляет весь народ или народы, проживающие на его территории, на основании равен­ства и без дискриминации и уважает принцип самоопределе­ния в своих внутренних установлениях, по международному праву имеет право защищать свою территориальную целост­ность.

Использование вооруженной силы для отстаивания своего права на отделение допускается согласно резолюции ГА ООН 3314 (XXIX) «Определение агрессии» 1974 г., если народу, находящемуся под колониальной властью, иностранным гос­подством или военной оккупацией, отказывают в праве на самоопределение. История XX в. знает немало антиколони­альных войн, в частности, прибегать к силе пришлось Конго, Алжиру, Вьетнаму. Неопределенность правовых норм в облас­ти соотношения права народа на самоопределение и территори­альной целостности, а также высокая политическая значи­мость данных проблем, находят свое практическое выражение в продолжающихся кризисах вокруг положения Тибета под властью Китая, курдов в Турции и на Ближнем Востоке.

Цессия в международном праве (от лат. cessio — отказ, уступка) — это уступка, передача части территории од­ним государством другому на вечные времена, сопровожда­емая переходом суверенитета. Такая уступка обычно зак­репляется международным договором.

Для наступления правовых последствий неважно, на воз­мездной или на безвозмездной основе осуществляется цесси-рование. В случае возмездной передачи территории компенса­ция может выражаться в денежной или иной форме. Так, в 1867 г. Россия уступила США Аляску за 7,2 млн. долларов США. Достаточно часто используется так называемая двойная цессия или обмен территориями, например, Соглашением 1951 г. об обмене территориями между СССР и Республикой Польша эти страны обменялись участками своих территорий, в силу их экономической привязки к приграничному району дру­гого государства.

Изменение территории государства, особенно в бассейнах пограничных рек, возникает в силу аккреции и авульсии 1. Поскольку река представляет собой сложную гидросистему, со временем возможно изменение ее русла. Если такие изменения явились результатом постепенного процесса намывания оса­дочных пород — это аккреция или приращении территории, та­кие новые земли становятся частью государственной террито­рии. Если изменение русла реки произошло внезапно, в резуль­тате влияния внешних факторов (в частности, климатических, например, урагана или наводнения), говорят об авульсии или отрыве территории, которая обычно не влечет изменения границ.

Основанием изменения территории государства может стать адъюдикация, т.е. вынесение судебного или арбитражного ре­шения. Современное международное право обязывает государ­ства прибегать к мирным способам разрешения международ­ных споров, включая территориальные споры. В XIX- начале XX вв. был вынесен ряд важных решений, оказавших влияние на формирование института правового режима государствен­ной территории в международном праве.

В современных международных отношениях широко рас­пространена

для разрешения споров о сухопутной и морской границе, для раздела континентального шельфа. Советский Союз к данно­му способу не прибегал, однако после его распада территори­альные споры разгорелись с новой силой. Так, 3 февраля 2009 г. Международный Суд ООН вынес решение об установлении чер­номорской границы, включая делимитацию континентального шельфа и исключительной экономической зоны, между Румы­нией и Украиной.

Послевоенная практика показывает возможность измене­ния (отторжения) части территории государства, совершив­шего международные преступления (в частности, агрессию) как чрезвычайной формы ответственности. Подобные меры приме­нялись и к Германии (Восточная Пруссия), и к Японии (Ку­рильские острова).

В качестве дополнительных оснований приобретения или изменения территории государства используют географические принципы, наиболее известный из которых - принцип примы­кания или географической близости, которым пытаются оп­равдать распространение суверенитета на острова, составляю­щее геологическое целое с другим островом или материковой территорией, принадлежащей государству. Иногда в качестве дополнительного основания приобретения территории исполь­зуются аргументы исторического характера, относиться к ко­торым следует осторожно.

§ 3. Правовой статус государственных границ

Территории государств разделяются государственными гра­ницами.

Государственная границалиния и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пре­делы- территории Республики Беларусь (суши, вод, недр, воздушного пространства (ст. 1 Закона Республики Бела­русь «О Государственной границе Республики Беларусь»).

Линии государственных границ могут быть действительны­ми или воображаемыми, но в любом случае они осуществляют свою основную функцию - определяют пределы верховенства государства и отделяют территорию одного государства от территории другого.

Современное международное право в качестве одного из ос­новополагающих принципов закрепляет принцип нерушимос­ти границ как запрет одностороннего или, тем более, насиль­ственного изменения границ (Декларация о принципах между­народного права 1970 г., Декларация принципов Хельсинкс­кого заключительного акта СБСЕ 1975 г.). Данный принцип не направлен на полное запрещение изменения границ, таковое возможно при условии согласия всех приграничных государств. Поэтому в современных международных отношениях наиболее широко распространена практика договорного оформления гра­ниц, которая позволяет четко и недвусмысленно закрепить волю государств.

Помимо принципа нерушимости границ, при определении их прохождения в случае осуществления народом права на самоопределение в форме образования нового государства при­меняется принцип uti possidetis (juris) (сохраняешь то, чем владеешь), согласно которому вновь возникшие государства ува­жают колониальные и административные границы. Данный принцип возник в XIX в. в Латинской Америке, применялся при деколонизации Африки и при распаде Советского Союза, Чехословакии для предотвращения «переделов» территории и поддержания международного мира и безопасности. Его значи­мость вне деколонизационного контекста была подтверждена Арбитражной комиссией Конференции по Югославии в Зак­лючении № 3.

Закон Республики Беларусь «О Государственной границе Республики Беларусь» указывает, что Республика Беларусь при осуществлении государственной пограничной политики, руко­водствуется принципами обеспечения национальной безопас­ности Республики Беларусь и международной безопасности, взаимного уважения суверенитета, равенства и территориаль­ной целостности государств, нерушимости государственной гра­ницы, мирного разрешения пограничных вопросов и инциден­тов, уважения прав и свобод человека и гражданина, взаимовыгодного всестороннего сотрудничества с иностранными госу­дарствами. В ст. 15 Закона предусматривается, что государ­ственная граница устанавливается и изменяется в соответствии с международными договорами Республики Беларусь, не уста­новленные с сопредельными государствами участки границы подлежат договорному закреплению.

Установление границ - сложный процесс, предполагающий несколько стадий, среди основных — делимитация и демарка­ция. Делимитация, т.е. договорное закрепление линии про­хождения границы, осуществляется на крупномасштабных кар­тах с приложением подробного словесного описания границы. Например, Договор между Республикой Беларусь и Литовской Республикой о белорусско-литовской государственной грани­це 1995 г. следующим образом описывает прохождение гра­ницы:

«Линия государственной границы между Республикой Бе­ларусь и Литовской Республикой проходит от стыка границ Республики Беларусь, Литовской Республики и Латвийской Республики общим направлением на юго-запад через озеро Дрис-вяты, по реке Опивардка, через озера Опиварда и Прутас, за­тем по реке Диена в восточном направлении и далее до желез­нодорожной станции Гадутишки. Далее проходит на север от белорусского населенного пункта Лынтупы, пересекает шос­се Молодечно—Вильнюс на восток от литовского населенного пункта Шумшкас, огибает с востока, юга и запада район ли­товского населенного пункта Девянишкес, затем пересекает шоссе Лида-Вильнюс на север от белорусского населенного пункта Бенякони и далее проходит по реке Шальча. Затем идет на юг от литовского города Эйшишкес, далее по реке Начка, огибает с юга литовский населенный пункт Дубичай, выходит к истоку реки Катра и далее по ней, а затем через озера Груда и Дуб. Далее пересекает железную дорогу Гродно-Вильнюс у остановочного пункта Сенава, а железную дорогу на Друскининкай пересекает на север от станции Поречье, откуда идет на запад до реки Неман и вверх по ней против течения, а затем по реке Мариха до стыка белорусско-литов­ско-польской границы».

На основании договора специально создаваемая паритет­ная комиссия производит демаркацию, т.е. установление на местности отличительных пограничных знаков (столбы, буи), с

их подробным описанием в протоколах (на каждый знак) и отражением на карте, которые также являются неотъемлемой частью договора о границе. Периодически может возникать не­обходимость обновлять и восстанавливать поврежденные и ут­раченные знаки, т.е. осуществить редемаркацию, которая так­же производится паритетной комиссией.

Поскольку граница очерчивает всю государственную тер­риторию, она представляет собой своеобразный конус, упира­ющийся вершиной в центр Земли с основанием на высоте 100— 110 км над поверхностью Земли.

В международно-правовой доктрине выделяют различные виды государственных границ: по географическому признаку различают сухопутные, водные и воздушные.

Водные границы, в свою очередь, делятся на речные, озер­ные, морские, границы других водоемов. По рекам граница может проходить по середине русла реки (если река несудоход­ная), на судоходных реках — по тальвегу, т.е. линии наиболь­ших глубин, или по середине главного фарватера; реже грани­ца проводится по одному из берегов реки. На озерах и иных водоемах граница чаще всего проходит по прямой линии, со­единяющей выходы сухопутной границы к водоему. Морская граница проходит по внешней линии территориального моря государства, которое согласно ст. 3 Конвенции ООН по морс­кому праву 1982 г. не может превышать 12 морских миль от линии наибольшего отлива либо по линии размежевания тер­риториальных вод смежных или противолежащих государств.

Воздушные границы — это воображаемые плоскости, вос­становленные вертикально к сухопутной и водной границам до высоты 100-110 км, определяющие пределы государствен­ного воздушного пространства.

Границы проводятся различными способами, в зависимости от географических и исторических факторов. Старейшими яв­ляются орографические границы, проходящие по наиболее за­метным точкам рельефа местности (реки, горы). Проведение геометрических границ — по прямым линиям, соединяющим определенные точки, невзирая на особенности рельефа, может повлечь негативные последствия для населения, проживающе­го на территории и исторически обычно учитывающего особен­ности местности. С такой проблемой сталкиваются

чески все бывшие колонии, особенно африканские. С одной стороны, границы, проведенные метрополиями, не учитывают этнический состав населения, с другой стороны, в силу прин­ципа uti possidetis эти границы обязательны для бывших ко­лоний. Редко используют разновидность геометрических гра­ниц, т.н. астрономические границы, проходящие по меридиа­нам или параллелям.

Государственная граница как предел государственной тер­ритории подлежит особой охране.

Режим государственной границы устанавливается нацио­нальным законодательством, в частности, в Республике Бела­русь — Законом Республики Беларусь «О Государственной гра­нице Республики Беларусь» и международными договорами Беларуси с сопредельными государствами. Режим границы оп­ределяет правила содержания границы, ее пересечения лицами и транспортными средствами, перемещения грузов, товаров и животных, плавания и пребывания невоенных и военных плав­средств в части вод пограничных рек, озер и иных водных объек­тов, принадлежащих Республике Беларусь, разрешения инци­дентов, связанных с нарушением режима.

Частью режима государственной границы является опреде­ление пограничной зоны, которая устанавливается, как прави­ло, в пределах прилегающей к государственной границе терри­тории района, города, поселка, сельсовета. В состав погранич­ной зоны (там, где она устанавливается) включаются также принадлежащая Республике Беларусь часть вод пограничных рек, озер и иных водных объектов. В пограничную зону могут не включаться территории санаториев, домов отдыха, других оздоровительных учреждений, а также места массового отдыха, водопользования, отправления религиозных обрядов и иные места традиционного массового пребывания граждан. Пределы пограничной зоны определяются решениями областных испол­нительных комитетов по представлению Государственного ко­митета пограничных войск и обозначаются предупреждающи­ми знаками.

Созданию необходимых условий для охраны пограничной зоны способствует пограничный режим (его следует отличать от режима государственной границы), который распространя­ется на нее и включает правила:

- въезда, временного пребывания, передвижения лиц и транспортных средств в пограничной зоне;

- производства работ в пограничной зоне;

- учета и содержания плавсредств в портах и иных пунктах
базирования, их плавания и нахождения во внутренних во­
дах Беларуси в пределах пограничной зоны и в принадле­
жащей Республике Беларусь части иод пограничных рек,
озер и иных водных объектов.

В частности, въезд в пограничную зону лицам, не прожива­ющим в ней постоянно, осуществляется на основании доку­ментов, удостоверяющих личность, при наличии документов, подтверждающих уплату государственной пошлины либо до­кументов, на основании которых въезд (вход), временное пре­бывание и передвижение в пограничной зоне разрешены без уплаты государственной пошлины. Контроль соблюдения по­граничного режима совместно осуществляют органы внутрен­них дел и пограничные войска.

Пограничная полоса — это полоса местности, непосредственно прилегающая к государственной границе на ее сухопутных уча­стках или вдоль берегов пограничных рек, озер и иных водных объектов. В пограничную полосу не включаются населенные пункты и места массового отдыха местного населения.

Следует отметить, что расхожее обывательское выражение «ничейная» или «нейтральная» полоса полностью не соответ­ствует международно-правовому регулированию установления границ: между территориями государств не может быть ничей­ной земли. Вероятно, данное заблуждение принимает за ни­чейную зону т.н. полосу крепления границы - участок местно­сти, прилегающий непосредственно к границе и предназначен­ный для ее обозначения на местности и обеспечения ее надле­жащего содержания.

Для решения вопросов, связанных с поддержанием режима государственной границы и урегулирования пограничных ин­цидентов, согласно Закону Республики Беларусь «О Государ­ственной границе Республики Беларусь», Советом Министров Республики Беларусь из числа офицеров пограничных войск назначаются пограничные уполномоченные, если инциденты не урегулированы пограничными уполномоченными,

После распада СССР и провозглашения независимости Бе­ларусь обрела границы с пятью государствами: Польшей, Лат­вией, Литвой, Россией и Украиной. Из этих пяти государств, четыре - бывшие советские республики, границы с которыми -это бывшие административные границы СССР.

Закон «О Государственной границе Республики Беларусь» предполагает, что, исходя из характера отношений Республи­ки Беларусь с сопредельным государством, на отдельных учас­тках государственной границы пограничная зона и погранич­ная полоса могут не устанавливаться. Соответственно режим границ современной Беларуси отличается на разных участках. Так, на границе с Россией нет пограничного контроля, т.е. действует принцип беспрепятственного перемещения людей и грузов между странами. На белорусско-украинской границе действует пограничный и таможенный контроль, но ограниче­ний по ее пересечению (например, визовых) нет.

Республикой Беларусь и Российской Федерацией в 1995 г. был заключен Договор о совместных усилиях по охране госу­дарственной границы Республики Беларусь, где под государ­ственной границей Беларуси для целей данного договора по­нимают границу с Латвийской Республикой, Литовской Рес­публикой и Республикой Польша. Кроме того, в рамках СНГ действует Договор о сотрудничестве в охране границ государств -участников СНГ с государствами, не входящими в Содруже­ство, 1995 г.

Полноценная граница существует между Беларусью и Лат­вией, Беларусью и Литвой на основании Договора об установ­лении государственной границы между Республикой Беларусь и Латвийской Республикой 1995 г. и Договора о белорусско-литовской государственной границе 1996 г. Белорусско-польская граница как наследница советско-польской границы также включает все аспекты режима государственной границы.

Приграничное сотрудничество Республики Беларусь осу­ществляется в нескольких формах. На двусторонней основе заключаются соглашения, как, например, Договор между Рес­публикой Беларусь и Республикой Польша о добрососедстве и дружелюбном сотрудничестве 1992 г. или Соглашение о со-

приграничных областей Республики Беларусь и Украины 1997 г., призванные упростить приграничное сотруд­ничество и развивать хозяйственные, культурные и другие свя­зи в приграничных областях, способствовать созданию благо­приятных условий для развития экономических, гуманитар­ных и других отношений между приграничными областями.

Многостороннее приграничное сотрудничество осуществ­ляется, в частности, в рамках концепции «еврорегионов», ко­торая сформулирована в принятой СЕ Европейской конвенции по трансграничному сотрудничеству 1980 г. Согласно этому документу еврорегионы - это трансграничные территории, со­стоящие из нескольких административно-территориальных еди­ниц двух или более государств, образующиеся на основе взаим­ных интересов в области экономики, охраны природы, культу­ры и спорта. Субъектами сотрудничества приграничных регио­нов различных европейских стран являются органы местного самоуправления и государственной администрации, действую­щие в рамках национального законодательства.

В настоящее время Республика Беларусь является соучре­дителем четырех еврорегионов:

- еврорегион «Буг», куда наряду с Брестской областью вхо­дят Люблинское и Тарнобжегское воеводства (Польша) и
Волынская область (Украина);

- еврорегион «Неман», в состав которого с белорусской сторо­
ны входит Гродненская область, с литовской - Марьям-
польский и Алитусский районы, с польской - Подляское
воеводство, с российской - Черняховский, Краснознамен-
ский, Озерский, Гусевский и Нестеровский районы Кали­
нинградской области;

- еврорегион «Беловежская пуща», где с белорусской стороны
членами являются Свислочский, Пружанский и Каменец-
кий районы, с польской - Гайнувский повет;

- еврорегион «Озерный край», куда с белорусской стороны
вошли Браславский, Миорский, Верхнедвинский, Глубокский
и Поставский районы Витебской области, с латвийской -
города Даугавпилс и Резекне, с литовской - Игналинский,
Висагинасский и Зарасайский районы.

§ 4. Правовой режим международных рек и озер

Своеобразием отличается международно-правовое регулирование прохождения границ по рекам, которые пересекают или делят территорию нескольких государств. Собственно меж­дународная река — это река, протекающая по территории двух или более государств. Различают трансграничную реку, пере­секающую государственную территорию нескольких государств, и пограничную реку, разделяющую территории государств, т.е. по ней проходит государственная граница двух государств.

Исторически международное право регулировало в основ­ном судоходство на реках, поэтому международная река в уз­ком смысле - это река, судоходная на всем своем протяжении, протекающая по территории нескольких государств и впадаю­щая в море. Таких международных рек в классическом пони­мании на Земном шаре около 200: Дунай, Амазонка, Вольта, Замбези, Конго, Нигер, Нил, Ганг, Меконг и др.

Наиболее крупные судоходные международные реки как важные транспортные артерии становились объектом отдель­ных многосторонних договоров. Так, Белградская конвенция о режиме судоходства на Дунае 1948 г., дополненная Будапештским Дополнительным протоколом 1998 г., закрепила, что навигация на Дунае должна быть свободной и открытой для граждан, торговых судов и товаров всех государств на основе равенства в отношении портовых и навигационных сборов и условий торгового судоходства. Плавание по Дунаю военных кораблей всех непридунайских стран воспрещается, плавание военных кораблей придунайских стран за пределами страны, флаг которой несет корабль, может осуществляться только по договоренности между заинтересованными придунайскими го­сударствами.

В данной Конвенции выражения «придунайское государ­ство» или «придунайская страна» означают государство, имею­щее берег или берега по Дунаю. Однако при том, что первона­чально в Конвенции 1948 г. участвовал СССР, в 1998 г. До­полнительный протокол подтвердил участие в Конвенции Рос­сийской Федерации, которая после распада Советского Союза перестала быть придунайским государством.

Придунайские государства обязываются содержать свои уча­стки Дуная в судоходном состоянии для речных судов необходимые работы для обеспечения и улучшения условий судоходства, а также не ставить препятствий или помех для судоходства на фарватерах Дуная.

Конвенцией учреждается Дунайская комиссия, в состав ко­торой входит по одному представителю стран — участниц Конвенции. В компетенцию Комиссии входит:

- наблюдение за исполнением постановлений Конвенции;

- составление общего плана основных работ в интересах судо­
ходства на базе предложений и проектов придунайских го­
сударств;

- установление единой системы навигационной путевой обстановки на всем судоходном течении Дуная, а также, с учетом специфических условий отдельных участков, основ­ных положений о плавании по Дунаю, включая основные положения лоцманской службы;

- унификация правил речного надзора;

- координация гидрометеорологической службы на Дунае, из­
дание для Дуная единого гидрологического бюллетеня и гид­
рологических прогнозов, краткосрочных и долгосрочных;

- статистика судоходства на Дунае;

— издание справочников, лоций, навигационных карт и атла­
сов для нужд судоходства.

Судоходство на Дунае осуществляется согласно правилам, установленным соответствующими придунайскими странами, по территории которых протекает Дунай, а в тех районах, где берега Дуная принадлежат двум разным государствам, — со­гласно правилам, установленным по соглашению между этими государствами. Суда, плавающие по Дунаю, имеют право с со­блюдением правил, установленных соответствующими приду­найскими государствами, заходить в порты, производить в них погрузочные и разгрузочные операции, посадку и высадку пас­сажиров, а также пополнять запасы топлива, предметов снаб­жения и т.д.

Прибрежное государство осуществляет суверенитет над уча­стком международной реки, протекающим по его территории с ограничениями, устанавливаемыми соглашением прибрежных государств и современным международным правом, которое регулирует также несудоходное использование международных рек для целей ирригации, гидроэнергетики, рыболовства

сплава, сброса отходов и т.п. Государства должны исходить из принципов разумного и справедливого использования вод и непричинения существенного трансграничного ущерба иным прибрежным государствам.

После распада СССР международными стали многие реки, протекающие по территории Беларуси, например, Неман, Днепр, Буг, Западная Двина. Однако пока специальных международ­ных соглашений по данным рекам Беларусью не заключено.

В 2008 г. Республика Беларусь присоединилась к Европей­скому соглашению о важнейших внутренних водных путях меж­дународного значения 1996 г., направленному на облегчение и развитие в Европе международных перевозок внутренним вод­ным транспортом. Данное Соглашение представляет собой со­гласованный план развития и строительства «сети внутренних водных путей международного значения», куда входят внутрен­ние водные пути и порты международного значения, указанные в приложениях к Соглашению. На основании данного Соглаше­ния всем внутренним водным путям международного значения присуждаются двух-, четырех- или шестизначные номера. Так, путь [река Висла от Гданьска до Варшавы — Брест] - Пинск -река Днепр через Киев до Херсона имеет номер Е 40 (в квадрат­ных скобках приведены участки водных путей, которые в на­стоящее время не существуют, но которые включены в про­граммы развития инфраструктуры). Среди перечисляемых в Приложении к Соглашению портов внутреннего плавания меж­дународного значения, к сожалению, белорусских портов нет.

21 апреля 2003 г. Республика Беларусь присоединилась к Конвенции по охране и использованию трансграничных во­дотоков и международных озер, принятой 17 марта 1992 г. в г. Хельсинки. Согласно Конвенции трансграничные воды — это любые поверхностные или подземные воды, которые обо­значают, пересекают границы между двумя или более государ­ствами или расположены на таких границах; в тех случаях, когда трансграничные воды впадают непосредственно в море, пределы таких трансграничных вод ограничиваются прямой линией, пересекающей их устье между точками, расположен­ными на линии малой воды на их берегах.

Основной задачей Конвенции является предотвращение и минимизация последствий трансграничного воздействия которым понимаются любые значительные вредные последствия, возникающие в результате изменения состояния трансгранич­ных вод, вызываемого деятельностью человека, физический источник которой расположен полностью или частично в рай­оне, находящемся под юрисдикцией того или иного государ­ства-участника, для окружающей среды в районе, находящем­ся под юрисдикцией другого государства-участника. К числу таковых для окружающей среды относятся последствия для здоровья и безопасности человека, флоры, фауны, почвы, возду­ха, вод, климата, ландшафта и исторических памятников или других материальных объектов. Государства берут на себя обя­занность принимать все меры для предотвращения, ограниче­ния и сокращения любого трансграничного воздействия, вклю­чая ограничение загрязнения вод, использование трансгранич­ных вод разумным и справедливым образом с особым учетом их трансграничного характера, сохранение и, когда это необхо­димо, восстановление экосистем.

Конвенция базируется на следующих принципах:

1) принятие мер предосторожности, в соответствии с кото­
рым меры по предупреждению возможного трансграничного
воздействия утечки опасных веществ не должны отклады­
ваться на том основании, что научные исследования не ус­
тановили в полной мере причинно-следственной связи между
этими веществами, с одной стороны, и возможным транс­
граничным воздействием — с другой;

2) «загрязнитель платит», в соответствии с которым расхо­
ды, связанные с мерами по предотвращению, ограничению и
сокращению загрязнения, покрываются загрязнителем;

3) «равенство поколений», по которому управление водными
ресурсами осуществляется таким образом, чтобы потребнос­
ти нынешнего поколения удовлетворялись без ущерба для
возможности будущих поколений удовлетворять свои соб­
ственные потребности.

Конвенция предусматривает проведение консультаций меж­ду прибрежными государствами для развития сотрудничества по вопросам, охватываемым ее положениями, на основе взаим­ности, доброй воли и добрососедства по просьбе любого такого государства.

Прибрежные государства обязаны незамедлительно инфор­мировать друг друга о любой критической ситуации, которая

может стать причиной трансграничного воздействия. В случае возникновения критической ситуации прибрежные государства оказывают по запросу взаимную помощь, включая при необхо­димости упрощение пограничных формальностей.

Особо отмечается обязанность прибрежных государств обес­печить информирование общественности о состоянии трансгра­ничных вод и мерах, принимаемых или планируемых с целью предотвращения, ограничения и сокращения трансграничного воздействия, а также об эффективности этих мер. В частности, общественности предоставляется информация о целевых пока­зателях качества воды, результатах взятия проб воды и сто­ков, осуществляемого с целью мониторинга и оценки, а также результатах проверки соблюдения целевых показателей каче­ства воды.

Для описания мер, которые должны предприниматься при­брежными государствами, Конвенция использует термин «наи­лучшая имеющаяся технология», который означает последние достижения в разработке процессов, установок или эксплуата­ционных методов, доказавших практическую пригодность в качестве конкретной меры для ограничения сбросов, выбросов и отходов. При определении того, представляют ли собой про­цессы, установки или эксплуатационные методы наилучшую имеющуюся технологию в целом или в каждом отдельном случае, особо учитываются:

а) сравнимые процессы, установки или эксплуатационные ме­
тоды, успешно опробованные в последнее время;

б) технический прогресс и изменения в научных знаниях и
понимании проблем;

в) возможность применения такой технологии с экономичес­
кой точки зрения;

г) временные рамки для установки оборудования, как на но­
вых, так и на существующих предприятиях;

д) характер и объем соответствующих сбросов и стоков;

е) малоотходная и безотходная технология.

Таким образом, наилучшая имеющаяся технология для конкретного процесса будет со временем претерпевать измене­ния под воздействием технического прогресса

В отношении ответственности за загрязнение положения Конвенции уточняются пока не вступившим в силу Протоко­лом о гражданской ответственности и компенсации за ущерб, причиненный трансграничным воздействием промышленных аварий на трансграничные воды, 2003 г. Протокол применя­ется к ущербу, причиненному в результате трансграничного воздействия промышленной аварии на трансграничные воды, понесенному в государстве, не являющемся государством, в ко­тором произошла промышленная авария. Для целей Прото­кола «ущерб» означает:

1) гибель людей или телесное повреждение;

2) утрату или повреждение имущества, иного, чем имущество
лица, несущего ответственность в соответствии с Протоко­
лом;

3) утрату дохода, непосредственно вытекающую из ущерба обес­
печенным правовой защитой интересам, связанным с лю­
бым использованием трансграничных вод в экономических
целях;

4) затраты на меры по восстановлению пострадавших транс­
граничных вод, ограниченные затратами на меры, которые
фактически приняты или должны быть приняты.

Такой ущерб должен быть причинен «промышленной ава­рией», т.е. событием, происшедшим в результате выхода из-под контроля опасной деятельности:

- на предприятии, включая резервуары для опасных промыш­
ленных отходов, например, в процессе производства, исполь­
зования, хранения, обработки или удаления;

- при транспортировке в зоне проведения опасной деятельно­
сти;

- в ходе транспортировки по трубопроводам за пределы объекта.

Протокол исходит из концепции абсолютной

или способствовало его причинению, размер компенсации мо­жет быть уменьшен или в ней может быть отказано с учетом-всех существующих обстоятельств. Любое лицо несет ответ­ственность за ущерб, который оно причинило или которому способствовало своими умышленными, халатными или небреж­ными действиями или бездействием.

Протокол устанавливает пределы материальной ответствен­ности исходя из категорий опасной деятельности. В зависи­мости от токсичности опасных веществ и их концентрации по сравнению с пороговыми количествами, опасная деятельность делится на три категории: А, В и С. Пределы ответственности рассчитываются в специальных правах заимствования (далее -СПЗ) МВФ и устанавливаются на уровне 10 млн. СПЗ при опасной деятельности категории А и 40 млн. СПЗ при дея­тельности категорий В и С.

Для обеспечения выплат в случае ущерба Протокол предус­матривает минимальные пределы финансового обеспечения, которые обеспечиваются страховыми полисами, гарантиями исполнения или другими финансовыми гарантиями, включая финансовые механизмы, предоставляющие компенсацию в слу­чае неплатежеспособности. Минимальные пределы финансово­го обеспечения для трех категорий опасной деятельности ис­ходят из 2,5 млн. СПЗ для опасной деятельности категории А и 10 млн. СПЗ для категорий В и С.

Протокол устанавливает сроки исковой давности: три года с того момента, когда истцу стало известно или, как можно разумно предположить, должно было стать известно об ущербе и о лице, несущем за него ответственность, при условии, что с даты промышленной аварии прошло не более пятнадцати лет.

Иски о компенсации в соответствии с Протоколом могут предъявляться лишь в судах того государства, где:

а) был нанесен ущерб;

б) произошла промышленная авария;

в) ответчик имеет обычное место жительства или, если ответ­
чиком является компания или другое юридическое лицо
или ассоциация физических или юридических лиц, — основ­
ное место его деятельности, зарегистрированную штаб-квар­
тиру или место нахождения центрального

§ 5. Правовой режим Арктики и Антарктики

5.1. Общие положения

Планета Земля имеет два противолежащих региона - по­лярные области, которые выделяются кажущимся сходством, при значительной разнице с точки зрения физико-географичес­ких характеристик и их правового регулирования. Основную часть Арктики составляет океан, а Антарктики - материк. Арктика окружена территориями государств. Антарктика, от­носится к международным пространствам на основании систе­мы Договора об Антарктике. Иными словами, международно-правовой режим этих районов земного шара складывается в различных направлениях.

В научной литературе приводится много определений Арк­тики вследствие большого количества критериев, которые не­обходимо учесть. В наиболее общем плане Арктика (от греч. arktikos — северный) - северная полярная область Земли, вклю­чающая окраины материков Евразия и Северная Америка, по­чти весь Северный Ледовитый океан с островами (кроме при­брежных островов Норвегии), а также прилегающие части Ат­лантического и Тихого океанов. Южная граница Арктики со­впадает с южной границей зоны тундры. Ее площадь — около 27 млн. км2 (иногда южной границей называют Северный полярный круг (66°32" с.ш.) и тогда ее площадь 21 млн. км2). Из них почти половина — площадь морских льдов (около 11 млн. км2 зимой и около 8 млн. км2 летом) 1.

Арктика - место соприкосновения интересов Европы, Азии и Америки. Со времен «холодной» войны как кратчайший путь между двумя супердержавами и до сих пор Северный Ледови­тый океан является наиболее милитаризованным простран­ством, где активно задействованы военные суда и подводные лодки, в том числе атомные. Кроме того, Арктика характери­зуется большими запасами нефти, природного газа, каменного угля, никеля, меди, кобальта, платины и других природных

ресурсов1. Северный Ледовитый океан омывает берега только пяти т.н. «приарктических» государств: России, Канады, США (Аляска), Дании (Гренландия), Норвегии.

Огромную роль в освоении Арктики сыграл проложенный вдоль российской арктической береговой линии Северный мор­ской путь (СМП), длиной 5600 км. Он соединил европейские и дальневосточные порты. Он является главной судоходной магистралью России в Арктике, и в советские времена он был закрыт для международного судоходства. Продолжительность навигации на СМП составляет от 2 до 4 месяцев, однако при помощи ледоколов на отдельных участках она продлевается несколько дольше. В последние годы геополитическое значе­ние СМП возросло в силу ряда факторов. Во-первых, повысил­ся интерес к коммерческому использованию СМП для перевоз­ки грузов между портами Европы и странами Азиатско-тихо­океанского региона. Во-вторых, Россия активно экспортирует нефть и газ, в том числе из северных месторождений, СМП — это дешевый путь к ресурсам российского севера.

Исходя из географического критерия, на Арктику должны распространяться режимы, закрепленные в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. В частности, должны быть примени­мы свободы открытого моря, включая свободу судоходства, ры­боловства, исследований. Статьей 234 Конвенции 1982 г. пре­дусматривает возможность особого регулирования районов, боль­шую часть времени покрытых льдом, для обеспечения охраны окружающей среды. Полярные области — экологически очень хрупкий регион. При всей суровости природных условий они играют чрезвычайно важную роль в биосфере, включая опреде­ляющее влияние на планетарный климат, глобальные геофи­зические и биологические процессы. Нефть, попавшая в воды арктических морей, сохраняется там несколько десятков лет ввиду ничтожной скорости ее химического и биологического разложения при низких температурах. Именно защитой окру­жающей среды арктических районов приарктические государ­ства часто объясняют распространение своей юрисдикции по «секторальному принципу».

Инициатором такого подхода выступила Канада. В 1909 г. правительство Канады, в то время доминиона Британской Аме­рики, официально объявило своей собственностью все земли и острова, как открытые, так и могущие быть открытыми впос­ледствии, лежащие к западу от Гренландии, между Канадой и Северным полюсом. В 1921 г. Канада объявила, что все земли и острова к северу от канадской континентальной части нахо­дятся под ее суверенитетом, а в 1925 г. приняла дополнение к закону о северо-западных территориях, запрещавшее всем ино­странным государствам заниматься какой-либо деятельностью в пределах канадских арктических земель и островов без осо­бого на то разрешения канадского правительства1. Сегодня Ка­нада распространяет свой суверенитет на земли и острова, рас­положенные в пределах сектора, вершиной которого является Северный полюс, а сторонами — меридианы 60° и 141° з.д.

Первым документом, определяющим статус земель и остро­вов, прилегающих к арктическому побережью России, стала циркулярная нота МИД Российской империи от 20 сентября 1916 г. о принадлежности России всех земель и островов, со­ставляющих северное продолжение Сибирского материкового плоскогорья. Советский Союз в Меморандуме народного ко­миссариата иностранных дел СССР от 4 ноября 1924 г., на­правленного всем государствам, подтвердил положения ноты 1916 г. Исчерпывающе вопрос Советской приарктической зоны был урегулирован позднее в постановлении Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 г. «Об объявлении территорией Со­юза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледо­витом океане». Постановление указывало, что «территорией Союза ССР являются все как открытые, так могущие быть открытыми в дальнейшем земли и острова, не составляющие к моменту опубликования настоящего постановления признан­ной Правительством Союза ССР территории каких-либо инос­транных государств, расположенные в Северном Ледовитом океане к северу от побережья Союза ССР до Северного полю­са» 2. Принадлежность России этих территорий ныне офици­ально не оспаривается ни одной из арктических стран.

Секторальная теория, которой придерживаются Россия и Канада, не разделяется США и другими европейскими государ­ствами. Попыткой компромисса и явилась ст. 234 Конвенции 1982 г., которая наделила прибрежные государства правами принимать законы и правила по предотвращению загрязнения и сохранению морской среды в покрытых льдами районах ши­риной не более 200 морских миль. То есть с точки зрения современного международного права линии, обозначающие бо­ковые пределы полярных секторов, не признаются государствен­ными границами. Это значит, что все государства мира имеют равные права на использование природных ресурсов Северного Ледовитого океана в этих секторах. В то же время все более актуальным является вопрос делимитации арктического кон­тинентального шельфа. И Россия в 2001 г., и Норвегия в 2006 г., действуя в соответствии с п.8 ст.76 Конвенции по морскому праву, передали в Комиссию по границам континен­тального шельфа данные о границах своих шельфов за преде­лами 200 морских миль от исходных линий, претендуя на тер­риторию вплоть до Северного полюса. Однако Комиссия посчи­тала представленные российскими экспертами материалы не полностью отвечающими ее требованиям и предложила допол­нить новыми данными 1.

Таким образом, правовой режим Арктики достаточно сложен. С одной стороны, как на часть мирового океана на Северный Ледовитый океан распространяются соответству­ющие международно-правовые положения, включая Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г., Чикагскую конвенцию о граж­данской авиации 1944 г., Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах 1963 г. и пр. С другой стороны, важное значение имеют особенности практики приполярных государств, которые оставляют за собой право придерживать­ся традиций, сложившихся в процессе освоения Арктики каж­дой из этих стран, нашедших отражение в национальных пра­вовых нормах. В отсутствие универсального или регионально­го договора, определяющего международно-правовой режим Ар­ктики, несмотря на существование большого количества иных международных договоров, имеющих непосредственное

в том числе к предотвращению загрязнения морской сре­ды (их около 80), о сложившейся системе международно-пра­вового регулирования Арктического региона говорить рано.

Весьма важным шагом в развитии судоходства в водах Арктики стало принятие в 2002 г. Международной морской организацией рекомендательного Руководства по эксплуата­ции судов в арктических водах, покрытых льдом (Арктическо­го руководства), направленного на обеспечение безопасности судоходства и предотвращения загрязнения в результате дея­тельности судов в полярных водах.

В 1996 г. в Оттаве была подписана Декларация об учреж­дении Арктического Совета — новой региональной междуна­родной организации, куда вошли 8 арктических государств (Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финлян­дия, Швеция). Среди целей Арктического Совета:

- осуществление сотрудничества, координации и взаимодей­
ствия арктических государств при активном участии корен­
ных народов Севера и других жителей Арктики по общеар­
ктическим вопросам;

- контроль и координация выполнения экологических про­
грамм;

- разработка, координация и контроль выполнения программ
устойчивого развития;

- распространение информации, поощрение интереса и образо­
вательных инициатив по вопросам, связанным с Арктикой.
Арктический Совет не будет заниматься проблемами воен­
ной безопасности и демилитаризации Арктики.

Особенностью структуры Арктического Совета является включение в нее в статусе «постоянных участников» предста­вителей неправительственных организаций коренных народов Севера.

В мае 2008 г. министры иностранных дел пяти приаркти-ческих государств — Дании, России, Норвегии, США и Кана­ды — на встрече в г. Иллулисат приняли Декларацию, в кото­рой еще раз подтвердили приверженность сторон существую­щим договорам и правилам, включая Конвенцию ООН по мор­скому праву 1982 г., которые регламентируют поведение в ре­гионе, и подчеркнули, что «нет необходимости установления специально правового режима» для Северного Ледовитого оке-

государства подчеркнули свою особую от­ветственность и способность обеспечивать эффективные меха­низмы мониторинга и защиты морской экологии, безопасности судоходства на основе национального законодательства и меж­дународных норм.

Арктика как наследие «холодной» войны - милитаризо­ванное и нуклеаризованное ставит целый комплекс сложных политических, правовых и экономических вопросов. Для их решения необходим поиск взаимоприемлемого компромисса между интересами приарктических государств и всего мирового сообщества, что, как показывает практика, непросто.

5.3. Антарктика

Антарктида — материк в центре Антарктики, общей пло­щадью 13975 тыс. км2 (включая шельфовые ледники и остро­ва), причем свыше 99 % территории покрыто льдом. Антарк­тика — южная полярная область земного шара, включающая помимо Антарктиды, прилегающие к ней участки Атлантичес­кого, Индийского и Тихого океанов с морями, а также лежа­щие в субантарктических водах острова: Юж. Георгия, Юж. Сандвичевы, Юж. Оркнейские, Юж. Шетлендские и др. Гра­ница Антарктики проходит в пределах 48-60 ю.ш.1

Антарктида — единственный земной материк, на котором отсутствует постоянное население, что объясняется климати­ческими особенностями: в восточной Антарктиде находится полюс холода Земли, где была зарегистрирована самая низкая на планете температура: -89,2 °С. Средние температуры зим­них месяцев от -60 до -70 °С, летних от -30 до -50 °С, на побережье зимой от -8 до -35 °С, летом 0-5 °С.

Антарктида была открыта 28 января 1820 г. российской экспедицией под руководством Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева. Предположительно первый флаг своей дер­жавы установил француз, Дюмон-д'Юрвиль. Первыми, 24 ян­варя 1895 г., на землю материка вступили капитан норвежс­кого промыслового судна «Антарктик» Кристенсен и пассажир этого судна, преподаватель естественных наук Карлстен Борхг-рёвинк, который собрал образцы минералов, увидел и описал

антарктический лишайник. То есть чуть более 100 лет назад данного материка для человечества не существовало.

Первая половина XX в. была посвящена изучению побере­жья и внутренних областей материка. В декабре 1911 г. экс­педиция норвежца Р. Амундсена и через месяц, в январе 1912 г. экспедиция британца Р. Скотта достигли Южного полюса. Пер­вый полет самолета над Антарктидой совершил в 1928 г. американский полярный исследователь, адмирал Р. Бэрд. В ноябре 1929 г. он на самолете достиг Южного полюса. В 1928—1947 гг. под его руководством было осуществлено че­тыре крупные экспедиции в Антарктику (в самой крупной, чет­вертой экспедиции, принимало участие свыше 4 тыс. человек), проведены сейсмологические, геологические и другие исследо­вания, подтверждено наличие в Антарктиде крупных место­рождений каменного угля.

В 40-50-е гг. XX в. начинали создаваться научные базы и станции для проведения регулярных исследований прибреж­ных районов. Особый вклад в этот процесс внес Международ­ный геофизический год (1957-1958 гг.), когда на побережье, ледниковом щите и островах были основаны около 60 баз и станций, принадлежащих 11 государствам. На 1991 г. в Ан­тарктике работало 48 станций. На круглогодичных антаркти­ческих станциях живут и работают от 1000 до 4000 человек. На континенте действуют свои радио- и телестанция для аме­риканских полярников. В последние годы континент стал объек­том туризма.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 августа 2006 г. № 1104 утверждена Государственная целевая программа «Мониторинг полярных районов Земли и обеспечение деятельности арктических и антарктических эк­спедиций на 2007—2010 гг. и на период до 2015 г.»1, согласно которой будут осуществляться полярные исследования и ко­торая предусматривает создание первой белорусской антарк­тической станции.

Территориальные притязания на Антарктиду начали выд­вигаться различными государствами параллельно с исследова­тельской деятельностью. Претензии были выдвинуты

Аргентиной, Великобританией, Новой Зеландией, Норве­гией, Францией, Чили. Например, Норвегия претендует на тер­риторию, превышающую свою собственную почти в десять раз, включая остров Петра I, открытый экспедицией Беллинсгау­зена-Лазарева. Австралия считает своей почти половину Ан­тарктиды, куда вклинивается «французская» ЗемляАдели. Чили и Аргентина претендуют практически на одну и ту лее террито­рию — Антарктический полуостров, который они по-разному называют.

Международный геофизический год показал плодотворность совместного исследования Антарктики и, основываясь на этом опыте, США предложили созвать конференцию для принятия Договора об Антарктике. Конференция прошла в Вашингтоне с 15 октября по 1 декабря 1959 г. Закончилась она подписа­нием бессрочного Договора об Антарктике, который всту­пил в силу в 1961 г. Данный договор первоначально подписа­ли 12 государств: Аргентина, Австралия, Бельгия, Чили, Фран­ция, Япония, Новая Зеландия, Норвегия, Южно-Африканский Союз, СССР, Великобритания и США. На 1 января 2008 г. в нем участвовали 46 государств, включая соседей Беларуси: Россию, Украину и Польшу. Беларусь присоединилась к Дого­вору об Антарктике 27 декабря 2006 г.

Договор распространяется на район южнее 60-й параллели ю.ш., включая все шельфовые ледники. Согласно Договору Антарктика демилитаризируется, т.е. используется только в мирных целях. Запрещаются, в частности, любые мероприятия военного характера, такие как создание военных баз и укреп­лений, проведение военных маневров, а также испытания лю­бых видов оружия, включая ядерное. При этом для невоенных целей допускается использование военного персонала или ос­нащения. Помимо демилитаризации и нейтрализации Антарк­тики, она объявлена безъядерной зоной, т.е. в Антарктике зап­рещены любые ядерные взрывы и уничтожение в этом районе радиоактивных материалов.

Режим Антарктики базируется на принципе свободы науч­ных исследований и сотрудничестве в этих целях. В частно­сти, государства обязуются производить обмен:

1) информацией относительно планов научных работ в Антар­ктике с тем, чтобы обеспечить максимальную экономию средств и эффективность работ;

2) научным персоналом в Антарктике между экспедициями и
станциями;

3) данными и результатами научных наблюдений в Антаркти­
ке и обеспечивать свободный доступ к ним.

В сущности, договор объявляет Антарктику международ­ной научной лабораторией.

Достаточно оригинально была решена проблема террито­риальных претензий. Согласно ст. IV Договора его положения не должны толковаться как:

«а) отказ любой из Договаривающихся Сторон от ранее заяв­ленных прав или претензий на территориальный суверени­тет в Антарктике;

b) отказ любой из Договаривающихся Сторон от любой осно­
вы для претензии на территориальный суверенитет в Ан­
тарктике или сокращение этой основы, которую она может
иметь в результате ее деятельности или деятельности ее
граждан в Антарктике или по другим причинам;

c) наносящее ущерб позиции любой из Договаривающихся Сто­
рон в отношении признания или непризнания ею права или
претензии, или основы для претензии любого другого госу­
дарства на территориальный суверенитет в Антарктике.

2. Никакие действия или деятельность, имеющие место, пока настоящий Договор находится в силе, не образуют основы для заявления, поддержания или отрицания какой-либо претензии на территориальный суверенитет в Антарктике и не создают никаких прав суверенитета в Антарктике. Ника­кая новая претензия или расширение существующей пре­тензии на территориальный суверенитет в Антарктике не заявляются, пока настоящий Договор находится в силе».

То есть существовавшие на 1959 г. территориальные пре­тензии «замораживаются», а вся последующая деятельность на основе данного договора не может быть основанием для новых претензий.

Для контроля соблюдения положений Договора предусмат­ривается возможность инспекций. Наблюдатели, проводящие инспекцию, должны быть гражданами назначающих их госу­дарств, их фамилии сообщаются каждому государству-участни­ку. Назначенные таким образом наблюдатели имеют полную свободу доступа в любое время в любой или все районы

Тема №14 «Механизм разрешения споров в международном праве

План лекции:

Введение

1. Понятие и классификация международных споров.

2. Понятие и виды мирных средств разрешения международных споров.

3. Арбитражная процедура разрешения международных споров.

4. Международное судебное разбирательство.

5. Механизм разрешения споров в рамках региональных международных организаций.

§ 1. Понятие и классификация международных

споров

1.

Поддержание международного мира и безопасности являет­ся важнейшей задачей современного международного права,

что выражается в одном из основополагающих принципов меж­дународного правапринципе мирного разрешения междуна­родных споров.

Особая значимость принципа мирного разреше­ния споров для международного сообщества подтверждается тем, что он закреплен в Уставе ООН и во всех международных актах, излагающих принципы международного права.

Ему также специально посвящен целый ряд деклараций, принятых в фор­ме резолюций ГА ООН, среди которых необходимо выделить

- Манильскую декларацию о мирном разрешении международ­ных споров 1982 г.,

- Декларацию о предотвращении и разреше­нии споров, которые могут угрожать международному миру и безопасности, и роли ООН в этой области,

- а также Деклара­цию о мирном разрешении международных споров 1997 г.

- Важ­ность данного принципа для укрепления международного мира и безопасности была вновь подчеркнута в 2000 г. в Деклара­ции тысячелетия ООН.

- В общем виде принцип мирного разрешения международ­ных споров сформулирован в ч. 3 ст. 2 Устава ООН, которая гласит: «Все Члены Организации Объединенных Наций разре­шают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость».

2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: