Функциональная школа социальной работы

Становление социальной работы в первой половине 20 в.

Изменение социальных и политических условий, «великая депрессия» стимулировали развитие социальной работы, процесс ее институализации.

Большую роль в систематизации теорий и обобщении эмпирического опыта первых социальных работников сыграли работы Мэри Ричмонд. Ее первая работа вышла в конце 19 века и называлась «Дружеский визит к беднякам: руководство для работающих в благотворительных организациях». Вторая ее книга «Социальные диагнозы», появившаяся в 1917 году, стала первым учебником по социальной работе. Само название книги говорит об ориентации на медицинский подход в оказании социальной помощи и поддержки нуждающимся. М Ричмонд описала в ней метод индивидуальной социальной работы. По аналогии с врачебной деятельностью, социальные проблемы рассматривались как социальные болезни и главной из них являлась бедность, а алгоритм осуществления помощи включал (по Гиппократу) «диагноз – прогноз - лечение». М.Ричмонд различала два метода работы с клиентом: прямого и косвенного воздействия (на окружение человека, его цель изменение среды обитания). Теоретическим обоснованием первых методик оказания социальной помощи был психоанализ. Ею были разработаны также этические принципы взаимодействия специалиста и клиента: симпатизировать клиенту; отдавать ему предпочтение; поощрять его; выстраивать с ним совместный план действий.

М.Ричмонд заложила основу Диагностической школы социальной работы. Для нее характерны:

1) отношение к человеку, нуждающемуся в помощи, как к пациенту, занимающему пассивную позицию;

2) результат помощи определяется правильной постановкой диагноза (выявлением патологии и ее причин);

3) всю ответственность за результаты социального лечения несет социальный работник.

Развитие индивидуального подхода в работах В. Робинсон - внимание к ценностям и смыслам прошлого опыта, Г. Гамильтон - акцент на понимании личности нуждающегося в помощи и его ситуации, развитие предвидения у клиента, оказание ему психологической поддержки.

Социальные службы и учреждения. Развитие систем социального страхования. Внимание к проблемам семьи и развитие метода социальной работы с семьей.

Бихевиоризм и его влияние на теорию и практику социальной работы.

Психология развития как базовая идея функциональной школы. Дж. Тафт о необходимости акцентировать внимание социального работника на воле клиента и его готовности к переменам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: