Лекция 1
Вопрос № 2. Организация работы органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации.
В каждом субъекте Российской Федерации имеется орган социальной защиты населения и именуется он по-разному — министерство, департамент, комитет, управление. В любом случае правомочия региональных органов социальной защиты населения вытекают из тех задач, которые стоят перед Минздравсоцразвития России.
Рассмотрим основные задачи, функции и организационную структуру Департамента социальной защиты населения города Москвы (далее — Департамент). Этот орган функционирует на основе Положения о Департаменте социальной защиты населения города Москвы, утвержденного постановлением правительства Москвы от 19 декабря 2006 г. (с последующими изменениями).
Департамент является отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, подведомственным правительству Москвы, обеспечивающим реализацию политики Российской Федерации и города Москвы в области социальной защиты престарелых граждан, инвалидов, семей с детьми, а также иных нетрудоспособных групп населения, нуждающихся в социальной поддержке.
Департамент в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, Уставом города Москвы, законами города Москвы, иными нормативными правовыми актами города Москвы, а также Положением о Департаменте.
Департамент является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, бюджетные и иные счета в банке и органах казначейства.
Финансирование расходов на содержание Департамента осуществляется за счет средств, предусмотренных в бюджете города Москвы на государственное управление. Имущество, необходимое для осуществления деятельности, передается Департаменту в оперативное управление.
Свою деятельность Департамент осуществляет во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, Московской городской Думой, органами исполнительной власти города Москвы, отделением ПФР по городу Москве, другими внебюджетными фондами, органами местного самоуправления, организациями и общественными объединениями.
Департамент возглавляет государственную систему социальной защиты населения Москвы, которая включает в себя:
- окружные и районные управления социальной защиты населения;
- учреждения нестационарного и стационарного социального обслуживания;
- учреждения Государственной службы медико-социальной экспертизы (МСЭ);
- учреждения Государственной службы реабилитации инвалидов;
- учреждения социальной помощи для лиц без определенного места жительства;
Опытно-экспериментальный центр по обработке информации по начислению и выплате пенсий и пособий;
- центры помощи семье и детям;
- социальные приюты для детей и подростков;
- другие государственные учреждения, осуществляющие деятельность в области социальной защиты населения.
Подобная структура учреждений свойственна многим органам социальной защиты населения на региональном уровне (в субъектах Российской Федерации).
Основными задачами Департамента являются:
-реализация государственной политики в области социальной защиты престарелых граждан, инвалидов, семей с несовершеннолетними детьми, а также нуждающихся в социальной поддержке иных нетрудоспособных групп населения, проживающих на территории города Москвы;
- осуществление межотраслевой координации в области социальной защиты населения и мониторинга социально-экономического положения отдельных групп населения, анализ на его основе состояния социальной поддержки граждан старшего поколения, инвалидов, профилактики детской беспризорности и безнадзорности, положения семьи и прогнозирование путей развития социальной защиты;
- формирование оптимальной сети органов и учреждений социальной защиты, повышение эффективности их работы, развитие новых форм и видов социального обслуживания граждан, в том числе за счет привлечения негосударственных организаций;
- организация работы по внедрению современных информационных технологий и автоматизированных систем в Департаменте и подведомственных учреждениях, модернизация действующих систем, эксплуатация и сопровождение общегородского интегрированного банка данных обслуживаемых лиц и банка данных инвалидов;
- обеспечение в пределах своей компетенции контроля за правильным и единообразным применением законодательства, требований государственных стандартов, иных норм в области организации социальной защиты населения.
В соответствии с возложенными на него задачами Департамент осуществляет многие функции, такие как:
1) разработка мероприятий по реализации государственной политики в области социальной защиты населения, в том числе целевые и комплексные городские программы, а также проекты законов и иных правовых актов города Москвы, регулирующих отношения в области социальной защиты населения, внесение их на рассмотрение соответствующих органов исполнительной власти города Москвы и должностных лиц, проведение заключения по проектам правовых актов, подготовленных другими органами исполнительной власти города;
2) осуществление организационно-методического руководства работой окружных и районных управлений социальной защиты населения, других подведомственных учреждений по выполнению ими во взаимодействии с территориальными органами исполнительной власти возложенных задач по социальной защите населения;
3) организация работы по назначению и выплате пособий семьям с детьми, ежемесячных и единовременных компенсаций малообеспеченным жителям Москвы, других социальных выплат;
4) взаимодействие с учреждениями почтовой связи, кредитными и другими организациями по вопросам осуществления социальных выплат;
5) организация работы по материально-бытовому устройству инвалидов и престарелых, установлению статуса льготных категорий граждан и выдаче документов о праве на льготы. При этом Департамент осуществляет в пределах своей компетенции контроль за реализацией соответствующими ведомствами льгот, установленных действующим законодательством для отдельных категорий граждан;
6) участие в работе по внедрению Социальной карты москвича (далее — СКМ); в этих целях — организация приема анкет- заявок в районных управлениях социальной защиты населения и выдачи СКМ; обеспечение взаимодействия с другими участниками проекта «Социальная карта москвича»;
7) заключение договоров с транспортными организациями, осуществляющими междугородные перевозки льготных категорий граждан, а также с операторами связи и возмещение им понесенных расходов в порядке, установленном действующим законодательством;
8) организация работы по социальному обслуживанию инвалидов и престарелых, разработка мер, направленных на повышение эффективности, развитие форм и видов социального обслуживания, обеспечение адресной социальной поддержки малоимущих.
Департамент организовывает свою деятельность на:
- социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание лиц, проживающих в стационарных учреждениях социальной защиты;
- работу по медико-социальной экспертизе граждан, а также формирует и развивает сеть учреждений Государственной службы МСЭ, контролирует их деятельность, обоснованность принимаемых решений, организует совместно с органами здравоохранения изучение уровня и причин инвалидности, разрабатывает предложения по профилактике инвалидности;
- предоставление санаторно-курортного лечения инвалидам, ветеранам войны и труда, другим льготным категориям граждан в порядке, установленном законодательством; отдых и оздоровление детей из малообеспеченных семей.
Совместно с территориальными и отраслевыми органами исполнительной власти, органами местного самоуправления Департамент проводит работу по профилактике бродяжничества и попрошайничества, ведет учет лиц без определенного места жительства, обеспечивает условия для их социально-трудовой адаптации через специализированные учреждения для этой категории граждан, предоставляет им социальную и иную помощь.
Помимо этого, Департамент осуществляет оказание социальной помощи гражданам, пострадавшим в результате террористических актов, стихийных бедствий, техногенных катастроф; координирует деятельность Государственной службы реабилитации инвалидов Москвы, развивает сеть подведомственных учреждений этой службы, организует работу по профессиональной, социальной реабилитации инвалидов, обеспечивает их техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями.
Департамент координирует также деятельность территориальных органов исполнительной власти города Москвы, органов местного самоуправления, организаций независимо от форм собственности по приспособлению городской среды для беспрепятственного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения. Он обеспечивает контроль в пределах своей компетенции за правильным и единообразным применением правовых актов, действующих градостроительных нормативов, строительных норм и правил по вопросам приспособления городской среды для инвалидов, а также осуществляет меры по приспособлению подведомственных учреждений для беспрепятственного доступа инвалидов.
На Департамент возложены задачи и по проведению мероприятий по реализации федерального и городского законодательства в области профилактики детской беспризорности и безнадзорност и, устранения причин социального сиротства, создания условий для социальной адаптации и интеграции в общество детей- инвалидов, детей-сирот, выпускников детских домов и школ-ин- тернатов. Он также осуществляет межведомственную координацию этой работы в целях обеспечения непрерывного процесса реабилитации социально дезадаптированных детей и подростков.
Совместно с территориальными отраслевыми и функциональными органами исполнительной власти города Москвы работники Департамента принимают меры по созданию и развитию сети органов и учреждений социальной защиты в зависимости от потребности в них населения, а также содействует созданию и развитию негосударственных служб, осуществляющих социальное обслуживание нетрудоспособного населения.
Основные задачи Департамента определены и в финансовой сфере .Он принимает участие в разработке проекта закона о бюджете города Москвы, выполняет функции распорядителя бюджетных средств города, установленные бюджетным законодательством и ведомственной классификацией расходов бюджета города Москвы, осуществляет контроль за исполнением бюджета и использованием внебюджетных средств, содействует привлечению внебюджетных средств для реализации социальных программ. Кроме этого, Департамент анализирует балансы и отчеты о финансово-хозяйственной деятельности подведомственных учреждений и организаций; формирует сводную финансовую, бухгалтерскую, статистическую и другую отчетность и представляет ее в соответствующие органы; организует и осуществляет внутриведомственный контроль по всем направлениям деятельности подведомственных учреждений и организаций; организует и проводит конкурсы по размещению городского заказа на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд в сфере социальной защиты населения.
С учетом мнения территориальных органов исполнительной власти города Москвы Департаментом разрабатываются предложения по развитию и укреплению материально-технической базы отрасли. Он формирует перечень объектов строительства и реконструкции для включения их в социальный заказ и инвестиционную программу города, организует разработку проектно-сметной документации, осуществляет контроль, за своевременным вводом объектов социальной защиты в эксплуатацию и выполнением ремонтных работ.
На Департамент возложено решение и таких задач, как:
- взаимодействие с территориальными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления по всем вопросам социальной защиты населения, а также с общественными, благотворительными, коммерческими, некоммерческими организациями;
- определение потребности органов и учреждений социальной защиты населения в специалистах, осуществление контроля за работой по подбору и расстановке кадров в подведомственных организациях, организация подготовки и повышения квалификации работников, проведение работы по реализации социальных гарантий, установленных для государственных служащих, решение вопросов улучшения условий труда и быта сотрудников;
- осуществление в пределах своей компетенции контроля за соблюдением федерального законодательства и законодательства города Москвы в области социальной защиты населения.
Департамент осуществляет взаимодействие со средствами массовой информации по вопросам, отнесенным к ведению Департамента, и международное и межрегиональное сотрудничество в области социальной защиты населения; организует работу по оказанию населению гуманитарной и благотворительной помощи, взаимодействует с таможенными органами и другими ведомствами по этим вопросам, осуществляет прием, учет и распределение гуманитарной и благотворительной помощи.
В установленные сроки работники Департамента рассматривают предложения, заявления и жалобы граждан, а также осуществляют прием населения по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента; анализируют причины, вызывающие обращения, и принимают соответствующие меры к их устранению.
Для решения возложенных задач Департамент имеет право :
- вносить в установленном порядке предложения по совершенствованию законодательства в области социальной защиты населения;
- принимать меры по развитию системы социальной защиты, вносить в правительство Москвы предложения о введении новых форм обслуживания, о развитии сети учреждений в зависимости от объемов, видов социальной помощи и численности обслуживаемого населения;
- по поручению правительства Москвы создавать, реорганизовывать и ликвидировать организации и учреждения социальной защиты, утверждать их уставы и положения;
- обобщать практику применения законодательства по вопросам социальной защиты, издавать и направлять в подведомственные организации инструктивно-методические указания по различным направлениям деятельности;
- в целях улучшения организации работы, внедрения прогрессивных методов обслуживания населения создавать при Департаменте методические, экспертные и иные советы, рабочие группы, а также вносить предложения в правительство Москвы об образовании в необходимых случаях межведомственных комиссий;
- привлекать другие органы исполнительной власти города Москвы к разработке мер социальной защиты населения и координировать совместную работу по реализации этих мер;
- запрашивать от учреждений и организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности информацию, необходимую для выполнения задач по социальной защите населения;
- представлять в установленном порядке интересы города Москвы по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента, в судах, органах государственной власти, иных организациях;
- в соответствии с законодательством владеть и пользоваться имуществом, закрепленным за Департаментом на праве оперативного управления;
- проводить переговоры с иностранными партнерами, в пределах своей компетенции заключать контракты и соглашения в порядке, предусмотренном правовыми актами города Москвы;
- иметь иные права в соответствии с федеральными нормативными правовыми актами и правовыми актами города Москвы, необходимые для решения задач и выполнения функций Департамента.
Руководство Департаментом осуществляется по принципу единоначалия, возглавляет его руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности правительством Москвы.
Руководитель несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент задач и осуществление им своих функций.
Заместители руководителя Департамента назначаются на должность и освобождаются от должности правительством Москвы по представлению руководителя Департамента.
Сотрудники Департамента являются государственными служащими города Москвы, и на них распространяются законодательство о государственной службе и трудовое законодательство с особенностями, предусмотренными законодательством о государственной службе. Для выполнения определенных функций могут быть заключены трудовые договоры с иными работниками, не являющимися государственными служащими города Москвы.
Для того чтобы решать поставленные перед Департаментом основные задачи, его руководитель обладает большим объемом полномочий, таких как:
- организация работы и руководство деятельностью Департамента, координация и контроль за деятельностью подведомственных органов и учреждений социальной защиты;
- участие в заседаниях правительства Москвы, совещаниях, проводимых мэром Москвы, его заместителями, иными должностными лицами исполнительной власти города Москвы по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;
- представительство Департамента в федеральных органах государственной власти, иных органах государственной власти, органах местного самоуправления, в международных организациях, коммерческих и некоммерческих организациях;
- внесение в установленном порядке на рассмотрение органов исполнительной власти города Москвы и должностных лиц проекты правовых актов, предложения по совершенствованию законодательства Москвы, иные предложения по вопросам деятельности Департамента.
В пределах своей компетенции руководитель Департамента:
- издает приказы и распоряжения, обязательные для исполнения работниками Департамента, подведомственных органов и учреждений социальной защиты, осуществляет контроль за их исполнением;
- назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата Департамента, а также руководителей окружных и районных управлений социальной защиты населения, руководителей стационарных учреждений социального обслуживания и других учреждений городского подчинения, заключает с ними трудовые договоры. Назначение на должности руководителей окружных управлений социальной защиты населения осуществляется по согласованию с префектами административных округов;
- определяет полномочия своих заместителей, распределяет обязанности между ними, утверждает должностные инструкции руководителей структурных подразделений Департамента, начальников окружных и районных управлений социальной защиты, руководителей учреждений городского подчинения;
- утверждает положения о структурных подразделениях Департамента, положения (уставы) о подведомственных органах и учреждениях, а также структуру и штатное расписание Департамента, окружных и районных управлений социальной защиты населения в пределах установленного фонда оплаты труда и численности работников, а также смету расходов на их содержание в пределах ассигнований, предусмотренных в бюджете города на государственное управление.
В соответствии с законодательством о государственной службе он решает вопросы, связанные с прохождением государственной службы в Департаменте, окружных и районных управлениях социальной защиты населения; организует проведение аттестаций, экзаменов, присвоение классных чинов, устанавливает надбавки к должностным окладам; в пределах своей компетенции обеспечивает правовую и социальную защиту государственных служащих и других работников Департамента.
Руководитель Департамента ведает также кадровыми вопросами, а именно:
- осуществляет организацию работы по повышению квалификации кадров, формированию кадрового резерва, улучшению условий труда и быта сотрудников;
- обеспечивает соблюдение государственными служащими и другими работниками Департамента правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, порядка работы со служебными документами;
- представляет особо отличившихся государственных служащих и других работников Департамента и подведомственных организаций к награждению государственными наградами, наградами города Москвы, применяет иные меры поощрения;
- привлекает в установленном порядке работников Департамента и руководителей подведомственных органов и учреждений к дисциплинарной и иной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей;
- организует работу по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, по обеспечению соблюдения государственной и служебной тайны.
Как руководитель государственного органа он подписывает бухгалтерскую и статистическую отчетность, несет ответственность за правильность и своевременность ее представления; осуществляет другие полномочия в соответствии с федеральными нормативными правовыми актами и правовыми актами города Москвы.
При Департаменте образуется коллегия, в состав которой входят руководитель Департамента (председатель коллегии), его заместители, являющиеся членами коллегии по должности, руководители ведущих структурных подразделений Департамента и подведомственных организаций. Члены коллегии, кроме лиц, входящих в ее состав по должности, утверждаются правительством Москвы по представлению руководителя Департамента.
Коллегия рассматривает основные вопросы деятельности Департамента и подведомственных ему организаций. Решения коллегии оформляются протоколами, постановлениями коллегии и в необходимых случаях — приказами руководителя Департамента.
Департамент представляет бухгалтерскую и статистическую отчетность в установленном порядке.
Контроль за деятельностью Департамента осуществляет правительство Москвы. Ревизию деятельности Департамента осуществляют уполномоченные правительством Москвы органы, а также организации, которым это право предоставлено в соответствии с законодательством.
Реорганизация и ликвидация Департамента осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, на основании постановления правительства Москвы.
Основные задачи, которые решает Департамент, его функции, организационная структура в той или иной мере присущи всем органам социальной защиты населения субъектов Российской Федерации.
Эти органы социальной защиты населения имеют в своем подчинении нижестоящие органы — районные, городские.