Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя
Методы обучения - система последовательных, взаимосвязанных действий, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие способностей студентов, овладение ими средствами самообразования и самообучения; обозначают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия преподавателя и студента; направлены на приобретение знаний, формирование умений, навыков, их закрепление и контроль.
| Монологический (изложение теоретического материала в форме монолога) | М |
| Показательный (изложение материала с приемами показа) | П |
| Диалогический (изложение материала в форме беседы с вопросами и ответами) | Д |
| Эвристический (частично поисковый) (под руководством преподавателя студенты рассуждают, решают возникающие вопросы, анализируют, обобщают, делают выводы и решают поставленную задачу) | Э |
| Проблемное изложение (преподаватель ставит проблему и раскрывает доказательно пути ее решения) | ПБ |
| Исследовательский (студенты самостоятельно добывают знания в процессе разрешения проблемы, сравнивая различные варианты ее решения) | И |
| Программированный (организация аудиторной и самостоятельной работы студентов осуществляется в индивидуальном темпе и под контролем специальных технических средств) | ПГ |
| Мозговой штурм (активизация мыслительной деятельности студентов путем постановки вопроса, который отличается поливариантностью ответов, вовлечение в работу всех студентов группы с различным уровнем подготовки и активности, а также в структуризации изученного материала) | МШ |
| Работа в малых группах (участникам предоставляется возможность действовать, развивать навыки сотрудничества, межличностного общения, т.е. владение приемами активного слушания, выработки общего решения, разрешения возникающих разногласий) | Рмг |
| Творческие задания (требуют от участников творческого воспроизведения информации, содержат в своих условиях элемент неизвестности и много «правильных ответов») | ТЗ |
| Направляемая дискуссия (планируется цель дискуссии и вопросы, на которые должны быть даны ответы в ходе дискуссии) | НД |
Приведенные в таблице сокращенные обозначения педагогических методов используются составителем Рабочей программы для заполнения п.п. 2.1, 2.2 и 2.3 в столбце «Методы».
| Неделя | Кол. час | Вид занятия, тема и краткое содержание | Методы |
| Тема 1: «Теория прав человека как самостоятельная наука и учебная дисциплина. Права человека как политико-юридический и социальный институт» Лекция: Теория прав человека как самостоятельная наука и учебная дисциплина. Права человека как политико-юридический и социальный институт Необходимость формирования новой науки о правах человека. Предмет науки теории прав человека, его важнейшие составляющие. Особенности науки прав человека: комплексность, системность. Методы исследования и источники науки теории прав человека. Ее связь с другими общественными науками. Теория прав человека как учебная дисциплина. Понятие предмета учебного курса «Права человека». Методы изучения учебного предмета, их характеристика. Содержание и структура учебного курса «Права человека». Природа прав человека: естественно-правовой и позитивистский подходы. Понятие «права человека». Многозначность определений понятия «права человека». Аспекты разграничения прав и свобод человека, прав человека и прав гражданина. Конституционные (основные) права и свободы человека и гражданина, их нормативное закрепление. Основополагающие принципы прав человека: гуманизм, свобода, равенство и равноправие. | Д, М, ПБ И | ||
| Семинар: Значение теории прав человека как науки и учебного курса. Социальная природа прав человека 1. Теория прав человека как самостоятельная общественная наука, ее предмет, методы, источники и структура. 2. Теория прав человека как учебная дисциплина: цель, задачи и структура. 3. Права человека: основные подходы к определению понятия, сущность, основополагающие принципы. 4. Проблемы реализации и тенденции прав человека на современном этапе развития человеческого общества. | Д, Э, И.ТЗ | ||
| Тема 2: «Права человека в истории мировой философской и политико-правовой мысли» Лекция 1: Права человека в истории мировой философской и политико-правовой мысли Формирование представлений о человеческой личности, ее правах в античном мире. Средневековая система подавления личности. Борьба за утверждение достоинства личности в условиях феодализма. Эпоха Возрождения и ее значение для формирования гуманистических идей о достоинстве и правах человека (ХΙV-XV вв.). Концепция прав человека и их нормативное закрепление в период буржуазных революций конца 18 века. Конституция США 1787 г. и Билль о правах США 1789-1791г.г. Основные положения Французской декларации прав человека и гражданина 1789 г. | М, Д, Э, | ||
| Тема 2: «Права человека в истории мировой философской и политико-правовой мысли» Лекция 2. Права человека в истории мировой философской и политико-правовой мысли Концепция прав человека в трудах русских юристов XIX-XX вв. (Б.Н.Чичерин, Б.А.Кистяковский, П.И.Новгородцев). Антиправовые установления советской власти. Классовый характер советского права. Конституции РСФСР И СССР 1918г., 1924 г., 1936 г., 1977г. | М, П, Д, Э | ||
| Семинар: Формирование концепции прав человека в истории мировой философской и политико-правовой мысли 1. Формирование представлений о правах человека в Древнем мире. 2. Права человека в период Средневековья. Великая хартия вольностей 1215г., ее историческое значение. 3. Идея прав человека в европейском и американском Просвещении: 3.1 Английское Просвещение. Политико-правовые концепции Т.Гоббса, Дж. Локка. 3.2 Французское Просвещение. Политико-правовые концепции Ш.-Л.Монтескье, Ж.-Ж. Руссо. 3.3 Американское Просвещение. Т.Джефферсон о праве народа на самоуправление. 4. Концепция прав человека и их нормативное закрепление в период буржуазных революций конца 18 века: 4.1.Конституция США 1787 г. и Билль о правах США 1789-1791г.г. 4.2. Основные положения французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. 5. Формирование и развитие идеи прав человека и правового государства в 19 – начале 20 вв. в России (Б.Н.Чичерин, Б.А.Кистяковский, П.И.Новгородцев и другие.) 6. Антиправовые установления советской власти в Конституциях РСФСР и СССР. | Д, Э, И.ТЗ | ||
| Тема 3: «Правовой статус личности» Лекция: Правовой статус личности Понятие и общие принципы правового статуса. Структура правового статуса. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина – ядро правового статуса. Основание дифференциации правового статуса. Виды правового статуса. Правовой статус гражданина, иностранца, лица без гражданства. Основания ограничения прав и свобод человека и гражданина. Социальный статус как фактическое положение гражданина и личности в обществе. Соотношение социального и правового статусов гражданина и личности. | М,Д Э | ||
| Тема 4: «Классификация прав, свобод и обязанностей человека и гражданина и их характеристика» Лекция 1. Классификация прав, свобод и обязанностей человека и гражданина и их характеристика Современные национальные и международные системы прав человека. Основания, особенности и многообразие классификаций прав человека. «Поколения» прав человека. Понятие, содержание и формы реализации личных (гражданских) прав. Система личных (гражданских) прав в РФ, их характеристика. Понятие, содержание политических прав, формы их осуществления. Система политических прав и характеристика видов. Политические права, связанные с управлением страной. Право на участие в управлении государственными и общественными делами, осуществлении местного самоуправления. Избирательные права гражданина, право на равный доступ к государственной и муниципальной службам. | Д, М | ||
| Тема 4: «Классификация прав, свобод и обязанностей человека и гражданина и их характеристика» Лекция 2: Классификация прав, свобод и обязанностей человека и гражданина и их характеристика Понятие, содержание экономических прав человека в РФ и формы их осуществления. Система экономических прав, их система. Право человека на собственность. Право частной собственности. Право предпринимательства, его содержание и способы осуществления. Права трудящихся: право на труд, свобода труда, право на справедливые и благоприятные условия труда, право на защиту от безработицы, право на равную оплату за равный труд. Понятие, содержание социальных прав, форма их реализации в РФ. Система социальных прав, характеристика их видов. Права, обеспечивающие достойные человека условия жизни. Право на достаточный уровень жизни, его содержание. Право на социальное обеспечение и его реализация. Развитие пенсионного законодательства. Гарантии данных прав, закрепленные в отечественном законодательстве. Право на окружающую среду. Права лиц, нуждающихся в особой социальной защите. Право на защиту материнства и детства. Права инвалидов. Права беженцев и вынужденных переселенцев. Понятие, содержание и формы реализации культурных прав, их система. Право на образование, содержание и формы его реализации. Право на участие в культурной жизни и его осуществление. Право на пользование результатами научного прогресса. Права и свободы человека в экстремальных условиях. Новые права человека. Понятие обязанности. Конституционные обязанности человека и гражданина в России. | Д,МЭ | ||
| Семинар: Система прав человека 1.Основания, особенности и многообразие классификаций прав человека. 2.Понятие, содержание личных (гражданских) прав в России и формы их реализации. Основные российские и международные документы, регулирующие данную группу прав. 3. Политические права: понятие, содержание и формы осуществления. Основные российские и международные документы, регулирующие их. 4.Экономические права в РФ: понятие, содержание и формы осуществления. Национальные и международные документы, регулирующие данную группу прав человека. 5.Понятие, содержание и форма реализации социальных прав человека. Основные документы, их регулирующие. 6.Культурные права и основные российские и международные документы, их регулирующие. 7. Конституционные обязанности человека и гражданина в России. | Д, Э, Рмг, ТЗ | ||
| Тема 5: «Юридический механизм обеспечения прав и свобод человека и гражданина» Лекция 1: Юридический механизм обеспечения прав и свобод человека и гражданина Понятие, структура и функции юридического механизма обеспечения прав и свобод человека. Сущность и классификация механизмов защиты прав и свобод человека. | Д, М, П | ||
| Тема 5: «Юридический механизм обеспечения прав и свобод человека и гражданина» Лекция 2: Юридический механизм обеспечения прав и свобод человека и гражданина Защита прав и свобод человека Уполномоченным по правам человека в РФ. Порядок его назначения на должность и освобождения его от должности. Компетенция Уполномоченного по правам человека. Основные направления деятельности Уполномоченного по правам человека. Деятельность Уполномоченного по правам человека в субъектах Российской Федерации (Ростовской области). Развитие института Уполномоченного по правам ребенка в субъектах Федерации. | Д, М, Э | ||
| Семинар: Система юридических механизмов защиты прав и свобод человека 1.Юридический механизм обеспечения прав и свобод личности: понятие, структура и функции. 2. Понятие и виды механизмов защиты прав и свобод человека. 3. Развитие системы конституционного контроля в РФ. Принципы, формы защиты и компетенция Конституционного Суда РФ. 4. Институт Уполномоченного по правам человека в РФ: порядок назначения и освобождения от должности, компетенция, принципы правозащитной деятельности. 5.Деятельность Уполномоченного по правам человека в субъектах РФ. Развитие института Уполномоченного по правам ребенка в субъектах Федерации | Д, П,Э, ТЗ | ||
| Тема 6: «Суд и его роль в механизме защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ» Лекция 1: Суд и его роль в механизме защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ Защита прав и свобод человека и гражданина как самостоятельная функция российской системы конституционного контроля. Принципы, формы защиты и компетенция Конституционного Суда РФ в области прав и свобод человека и гражданина. Конституционное правосудие и юридическая сила решений Конституционного Суда РФ. Защита прав и свобод человека в уголовном судопроизводстве, ее понятие и виды. Защита прав и свобод, нарушенных преступлением. Защита от подозрения и обвинения. Процессуальные гарантии прав и свобод личности в уголовном судопроизводстве. Защита прав человека и гражданина в порядке гражданского судопроизводства. Право на обращение в суд за судебной защитой. Порядок обращения в суд за защитой прав. Правовое положение гражданина в гражданском судопроизводстве. Исполнение судебных решений, направленных на защиту прав и свобод человека и гражданина. | Д,М | ||
| Тема 6: «Суд и его роль в механизме защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ» Лекция 2: Суд и его роль в механизме защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ Защита прав человека в порядке административного судопроизводства. Дифференциация видов производств в гражданском процессе. Способы пересмотра судебных постановлений. Апелляционное производство.Кассационное производство.Надзорное производство.Пересмотр судебных постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам.Функции суда в сфере исполнения судебных постановлений. Правоохранительные органы. Роль прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. | Д,М | ||
| Семинар: Судебные способы защиты прав человека и гражданина в РФ 1.Право на судебную защиту: содержание, особенности и конституционные гарантии осуществления. Проблемы судебной защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. 2. Защита прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве. Право на рассмотрение дела в суде присяжных. 3. Защита прав и свобод человека и гражданина в порядке гражданского судопроизводства. 4. Защита прав человека в порядке административного судопроизводства. 5. Правоохранительные органы и права человека. Прокуратура РФ в механизме защиты прав и свобод человека и гражданина. | Д, Э, ТЗ | ||
| Тема 7: «Механизмы защиты прав и свобод человека в зарубежных государствах» Лекция: Механизмы защиты прав и свобод человека в зарубежных государствах Органы конституционного контроля и их назначение в деле защиты прав человека (Верховный Суд США, Конституционный Суд ФРГ и др.) Парламенты, их роль и формы деятельности в обеспечении прав человека (законодательство, парламентские комитеты и комиссии). Функции глав государств, правительств и других органов исполнительной власти в этой сфере. Суд и его роль в механизме защиты прав человека и гражданина. Деятельность административной юстиции в осуществлении контроля в сфере государственного управления по защите субъективных прав граждан. Институт парламентского Уполномоченного по правам человека в зарубежных государствах (омбудсмен Швеции, Дании, Финляндии и др.) | Д, М, Э | ||
Семинар: Механизмы защиты прав и свобод человека в зарубежных государствах
| Д, Э, И, ТЗ | ||
| Тема 8: «Международная система защиты прав и свобод человека» Лекция 1. Международная система защиты прав и свобод человека Международный механизм защиты прав человека, его структура и характеристика его составных частей. Организация Объединенных Наций и ее основные органы по правам человека. Генеральная Ассамблея ООН, Экономический и Социальный Совет ООН. Органы, учрежденные в соответствии с международными конвенциями по правам человека (Комитет по правам человека, Комитет против пыток, Комитет по правам ребенка и др.). Специализированные учреждения ООН (ЮНЕСКО, МОТ). Совет Безопасности ООН и обеспечение прав человека | Д, М, П, Э | ||
| Тема 8: «Международная система защиты прав и свобод человека» Лекция 2. Международная система защиты прав и свобод человека Международные юридические процедуры, обеспечивающие возможность защиты прав человека. Верховный комиссар ООН по правам человека, его компетенция. Верховный комиссар ООН по делам беженцев. Роль международных должностных лиц в области защиты прав международные неправительственные общественные организации, их статус, место и роль в защите прав человека. Их виды и взаимодействие с государственными органами. Формы деятельности неправительственных правозащитных организаций в защите прав и свобод в современной России. | Д, М, П, Э | ||
| Семинар: Международная система защиты прав и свобод человека 1.Общая характеристика международно-правового механизма защиты прав и свобод человека. 2.Всемирные межправительственные организации по защите прав человека. Роль, компетенция Организации Объединенных Наций и ее главных и вспомогательных органов в защите права человека. 3.Международные юридические процедуры, обеспечивающие возможность защиты прав человека. 4. Роль международных должностных лиц в области защиты прав человека. 5.Правозащитная деятельность международных неправительственных и других общественных организаций. 6. Неправительственные правозащитные организации в современной России. | Д,Э.ТЗ, Рмг | ||
| Тема 9: «Региональные механизмы защиты прав человека» Лекция 1: Региональные механизмы защиты прав человека Региональные международные организации и их роль в обеспечении прав человека. Европейские организации. Совет Европы и его механизмы защиты прав и свобод человека. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950г.) и Европейская социальная хартия (1961г.). Европейский Суд по правам человека, его полномочия и процедуры рассмотрения индивидуальных жалоб. Уполномоченный РФ при Европейском Суде по правам человека, его функции. Верховный комиссар Совета Европы по правам человека, его функции. Комитет министров Совета Европы, его компетенция и порядок деятельности по защите прав человека. | Д,М Э | ||
| Тема 9: «Региональные механизмы защиты прав человека» Лекция 2: Региональные механизмы защиты прав человека Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и права человека. Этапы деятельности ОБСЕ и ее основные документы. Американская конвенция о правах человека (1978г.) Организация американских государств (ОАГ), межамериканская Комиссия по правам человека, Межамериканский Суд по правам человека. Африканская хартия прав человека и народов (1981г.). Арабская хартия прав человека (1994). Обеспечение прав человека в странах СНГ. Декларация глав государств-участников СНГ о международных обязательствах в области прав человека 1995г. Положение о Комиссии по правам человека СНГ. | Д,М Э, | ||
| Семинар: Региональное сотрудничество государств в области прав человека 1.Совет Европы как региональный механизм защиты прав человека. 2.Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод и Европейская социальная хартия и их влияние на государства Европы. 3. Европейский Суд по правам человека: полномочия и порядок рассмотрения индивидуальных жалоб. 4. Роль Верховного комиссара Совета Европы по правам человека и Комитета министров Совета Европы в защите прав человека. 5. Совещание (Организация) по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). 6.Региональные соглашения по правам человека: а) Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.; б) Американская конвенция о правах человека 1978 г.; в) Африканская хартия прав человека и народов 1981 г.; г) Арабская хартия по правам человека 1994 г.; д) Конвенция Содружества Независимых государств «О правах и основных свободах человека» 1995 г. | Д,Э, ТЗ | ||
| Тема 10: «Международное гуманитарное право – важнейший инструмент защиты жертв вооруженных конфликтов и чрезвычайных ситуаций» Лекция: Международное гуманитарное право – важнейший инструмент защиты жертв вооруженных конфликтов и чрезвычайных ситуаций Понятие, сфера действия и источники международного гуманитарного права. Основные принципы международного гуманитарного права. Защита прав человека в вооруженных конфликтах. Женевская конвенция 1949г. о защите гражданского населения во время войны и дополнительные протоколы к ней. Защита раненных, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение. Обращение с военнопленными. Защита гражданского населения, а также жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера. Ответственность за нарушение прав человека в условиях вооруженных конфликтов. | Д,М Э | ||
| Семинар: Международное гуманитарное право – важнейший инструмент защиты жертв вооруженных конфликтов и чрезвычайных ситуаций 1.Понятие, источники, принципы и сфера действия международного гуманитарного права. 2. Гуманитарные нормы, касающиеся положения личности в вооруженных конфликтах международного характера. 3. Гуманитарные нормы, касающиеся положения личности в вооруженных конфликтах немеждународного характера. | |||
| Заочная форма обучения (6лет) | |||
| Тема 1: «Теория прав человека как самостоятельная наука и учебная дисциплина. Права человека как политико-юридический и социальный институт. Правовой статус личности» Лекция: Теория прав человека как самостоятельная наука и учебная дисциплина. Права человека как политико-юридический и социальный институт. Правовой статус личности Предмет науки теории прав человека, его важнейшие составляющие. Методы исследования и источники науки теории прав человека. Теория прав человека как учебная дисциплина: понятие предмета учебного курса, методы изучения, их характеристика. Содержание и структура учебного курса «Права человека». Природа прав человека: естественно-правовой и позитивистский подходы. Многозначность определений понятия «права человека». Аспекты разграничения прав и свобод человека, прав человека и прав гражданина. Конституционные (основные) права и свободы человека и гражданина, их нормативное закрепление. Понятие, общие принципы и структура правового статуса личности. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина – ядро правового статуса. Виды правового статуса. | Д, М, Э | ||
| Тема 2: «Классификация прав, свобод и обязанностей человека и гражданина и их характеристика» Лекция: Классификация прав, свобод и обязанностей человека и гражданина и их характеристика Основания, особенности и многообразие классификаций прав человека. «Поколения» прав человека. Понятие, содержание и формы реализации личных (гражданских) прав. Система личных (гражданских) прав в РФ, их характеристика. Понятие, содержание политических прав, формы их осуществления. Система политических прав и характеристика видов. Понятие, содержание экономических прав человека в РФ и формы их осуществления. Система экономических прав, их система. Система социальных прав, характеристика их видов. Понятие, содержание и формы реализации культурных прав, их система. Права и свободы человека в экстремальных условиях. Новые права человека. Понятие обязанности. Конституционные обязанности человека и гражданина в России. | Д, М,Э | ||
| Тема 3: «Юридический механизм обеспечения прав и свобод человека и гражданина» Лекция: Юридический механизм обеспечения прав и свобод человека и гражданина Понятие, структура и функции юридического механизма обеспечения прав и свобод человека. Сущность и классификация механизмов защиты прав и свобод человека. Принципы, формы защиты и компетенция Конституционного Суда РФ в области прав и свобод человека и гражданина. Защита прав и свобод человека Уполномоченным по правам человека в РФ. Компетенция Уполномоченного по правам человека. Основные направления деятельности Уполномоченного по правам человека. Деятельность Уполномоченного по правам человека в субъектах Российской Федерации (Ростовской области). | Д, М, П, Э | ||
| Тема 4: «Суд и его роль в механизме защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ». Лекция: Суд и его роль в механизме защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Защита прав и свобод человека в уголовном судопроизводстве, ее понятие и виды. Защита прав человека и гражданина в порядке гражданского судопроизводства. Правовое положение гражданина в гражданском судопроизводстве. Защита прав человека в порядке административного судопроизводства. Правоохранительные органы. Роль прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. | Д, М, Э | ||
| Тема 5: «Механизмы защиты прав и свобод человека в зарубежных государствах. Международная система защиты прав и свобод человека» Лекция: Механизмы защиты прав и свобод человека в зарубежных государствах. Международная система защиты прав и свобод человека Органы конституционного контроля и их назначение в деле защиты прав человека (Верховный Суд США, Конституционный Суд ФРГ и др.) Парламенты, их роль и формы деятельности в обеспечении прав человека (законодательство, парламентские комитеты и комиссии). Суд и его роль в механизме защиты прав человека и гражданина. Деятельность административной юстиции в осуществлении контроля в сфере государственного управления по защите субъективных прав граждан. Институт парламентского Уполномоченного по правам человека в зарубежных государствах (омбудсмен Швеции, Дании, Финляндии и др.) Международный механизм защиты прав человека, его структура и характеристика его составных частей. Организация Объединенных Наций и ее основные органы по правам человека. Генеральная Ассамблея ООН, Экономический и Социальный Совет ООН. Специализированные учреждения ООН (ЮНЕСКО, МОТ). Совет Безопасности ООН и обеспечение прав человека. | Д, М, Э | ||
| Заочная форма обучения (3года 6 месяцев) | |||
| Тема 1: «Теория прав человека как самостоятельная наука и учебная дисциплина. Права человека как политико-юридический и социальный институт. Правовой статус личности» Лекция: Теория прав человека как самостоятельная наука и учебная дисциплина. Права человека как политико-юридический и социальный институт. Правовой статус личности Предмет науки теории прав человека, его важнейшие составляющие. Методы исследования и источники науки теории прав человека. Теория прав человека как учебная дисциплина: понятие предмета учебного курса, методы изучения, их характеристика. Содержание и структура учебного курса «Права человека». Природа прав человека: естественно-правовой и позитивистский подходы. Многозначность определений понятия «права человека». Аспекты разграничения прав и свобод человека, прав человека и прав гражданина. Конституционные (основные) права и свободы человека и гражданина, их нормативное закрепление. Понятие, общие принципы и структура правового статуса личности. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина – ядро правового статуса. Виды правового статуса. | Д, М, ПБ Э Д, М, Э ПБ | ||
| Тема 2: «Классификация прав, свобод и обязанностей человека и гражданина и их характеристика» Лекция: Классификация прав, свобод и обязанностей человека и гражданина и их характеристика Основания, особенности и многообразие классификаций прав человека. «Поколения» прав человека. Понятие, содержание и формы реализации личных (гражданских) прав. Система личных (гражданских) прав в РФ, их характеристика. Понятие, содержание политических прав, формы их осуществления. Система политических прав и характеристика видов. Понятие, содержание экономических прав человека в РФ и формы их осуществления. Система экономических прав, их система. Система социальных прав, характеристика их видов. Понятие, содержание и формы реализации культурных прав, их система. Права и свободы человека в экстремальных условиях. Новые права человека. Понятие обязанности. Конституционные обязанности человека и гражданина в России. | |||
| 3. | Тема 3: «Юридический механизм обеспечения прав и свобод человека и гражданина» Лекция: Юридический механизм обеспечения прав и свобод человека и гражданина Понятие, структура и функции юридического механизма обеспечения прав и свобод человека. Сущность и классификация механизмов защиты прав и свобод человека. Принципы, формы защиты и компетенция Конституционного Суда РФ в области прав и свобод человека и гражданина. Защита прав и свобод человека Уполномоченным по правам человека в РФ. Компетенция Уполномоченного по правам человека. Основные направления деятельности Уполномоченного по правам человека. Деятельность Уполномоченного по правам человека в субъектах Российской Федерации (Ростовской области). | Д, М, Э | |






