Неделя
| Кол. час.
| Темы, разделы, вынесенные на индивидуальную подготовку, доклады, рефераты, темы контрольных работ, промежуточный контроль уровня усвоения дисциплины и др.
| Методы
|
|
| Консультации по темам для очного обучения – 5 лет
| |
|
| 1. Многозначность определений понятия «права человека». Соотношение понятий «права человека», «права гражданина», «основные права и свободы человека и гражданина».
| Д, И,
|
|
| 2. Проблема прав человека в политико-правовой теории и практике СССР
Темы рефератов:
2.1. Права человека в советском обществознании и советском праве: проблемы и противоречия.
2.2. Репрессивная практика тоталитарного режима в СССР: политико-правовой аспект.
2.3. История формирования и развития правозащитного движения в СССР и России.
| Д,
И,
|
|
| 3. Права и свободы человека в экстремальных условиях
Темы докладов:
3.1.Права военнослужащих, военнопленных, интернированных лиц и лиц гражданского населения в зоне военных действий.
3.2. Права беженцев и перемещенных лиц.
3.3. Права иностранцев и лиц без гражданства.
3.4. Права лиц, лишенных свободы и содержащихся в исправительных учреждениях.
3.5. Права человека в условиях частичной или полной потери дееспособности.
| Д,
И, ТЗ
|
|
| 4. Новые права человека
Темы рефератов:
4.1. Право на развитие.
4.2. Право на справедливый и гуманный международный порядок.
4.3. Право на чистоту окружающей среды.
| Д,
И,
ТЗ
|
|
| 5. Утверждение международных стандартов в области прав человека в России
Темы рефератов:
5.1.Структура органов и институтов, основные направления деятельности ООН.
5.2. Особенности разработки и принятия Всеобщей декларации прав человека 1948г. и Международных пактов о правах человека.
5.3. Региональное сотрудничество государств по правам человека.
| Д,
И, ТЗ
|
|
| 6. Механизм обращения в Европейский Суд по правам человека
а) организация работы Европейского Суда по правам человека;
б) подготовка и подача жалобы в Европейский Суд;
в) процедура рассмотрения жалобы;
г) исполнение решений Европейского Суда по правам человека.
| Д, Э
|
|
| 7. Стандарты Европейского Суда в области защиты права на жизнь (ст. 2 «Право на жизнь» Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод):
а) значение и смысл обязательств по защите права на жизнь;
б) позитивные обязательства государства (установить правовые нормы, гарантирующие право на жизнь, эффективные уголовные законы и процедуры, привлекать виновных к ответственности, защищать лиц, чья жизнь находится под угрозой);
в) процессуальные обязательства государства проводить эффективное расследование, проводить расследование на основе полученной информации о незаконном лишении жизни, проводить расследование и бороться с терроризмом, обеспечить доказательства, обеспечить общественный контроль за расследованием, обеспечить независимость и беспристрастность расследования и т.д.);
г) применение силы и исключения статьи 2 части 2(смертная казнь, использование силы, которая потенциально может привести к смерти, ответственность за лишение жизни, совершенное военнослужащими);
д) практика достижения дружественного урегулирования по жалобам на нарушение статьи 2.
| Д, Э,
И
|
|
| 8. Анализ решений Европейского Суда по правам человека:
а) Решение «Трубников против России».
б) постановление «Калашников против России».
в) постановление «Смирнов против России».
г) Постановление «Гусинский против России» и др.
| Э,
И,
Д
|
|
| 9. Современные проблемы прав человека в России.
| ТЗ,
НД
|
|
| Консультации по темам для заочного обучения 6 лет и 3 года 6 месяцев
| |
|
| 1. Многозначность определений понятия «права человека». Соотношение понятий «права человека», «права гражданина», «основные права и свободы человека и гражданина».
| Д, И,
|
|
| 2. Проблема прав человека в политико-правовой теории и практике СССР
Темы рефератов:
2.1. Права человека в советском обществознании и советском праве: проблемы и противоречия.
2.2. Репрессивная практика тоталитарного режима в СССР: политико-правовой аспект.
2.3. История формирования и развития правозащитного движения в СССР и России.
| Д,
И,
|
|
| 3. Права и свободы человека в экстремальных условиях
Темы докладов:
3.1.Права военнослужащих, военнопленных, интернированных лиц и лиц гражданского населения в зоне военных действий.
3.2. Права беженцев и перемещенных лиц.
3.3. Права иностранцев и лиц без гражданства.
3.4. Права лиц, лишенных свободы и содержащихся в исправительных учреждениях.
3.5. Права человека в условиях частичной или полной потери дееспособности.
| Д,
И, ТЗ
|
|
| 4. Новые права человека
Темы рефератов:
4.1. Право на развитие.
4.2. Право на справедливый и гуманный международный порядок.
4.3. Право на чистоту окружающей среды.
| Д,
И,
ТЗ
|
|
| 5. Утверждение международных стандартов в области прав человека в России
Темы рефератов:
5.1.Структура органов и институтов, основные направления деятельности ООН.
5.2. Особенности разработки и принятия Всеобщей декларации прав человека 1948г. и Международных пактов о правах человека.
5.3. Региональное сотрудничество государств по правам человека.
| Д,
И, ТЗ
|
|
| 6. Механизм обращения в Европейский Суд по правам человека
а) организация работы Европейского Суда по правам человека;
б) подготовка и подача жалобы в Европейский Суд;
в) процедура рассмотрения жалобы;
г) исполнение решений Европейского Суда по правам человека.
| Д, Э
|
|
| 7. Стандарты Европейского Суда в области защиты права на жизнь (ст. 2 «Право на жизнь» Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод):
а) значение и смысл обязательств по защите права на жизнь;
б) позитивные обязательства государства (установить правовые нормы, гарантирующие право на жизнь, эффективные уголовные законы и процедуры, привлекать виновных к ответственности, защищать лиц, чья жизнь находится под угрозой);
в) процессуальные обязательства государства проводить эффективное расследование, проводить расследование на основе полученной информации о незаконном лишении жизни, проводить расследование и бороться с терроризмом, обеспечить доказательства, обеспечить общественный контроль за расследованием, обеспечить независимость и беспристрастность расследования и т.д.);
г) применение силы и исключения статьи 2 части 2(смертная казнь, использование силы, которая потенциально может привести к смерти, ответственность за лишение жизни, совершенное военнослужащими);
д) практика достижения дружественного урегулирования по жалобам на нарушение статьи 2.
| Д, Э,
И
|
|
| 8. Анализ решений Европейского Суда по правам человека:
а) Решение «Трубников против России».
б) постановление «Калашников против России».
в) постановление «Смирнов против России».
г) Постановление «Гусинский против России» и др.
| Э,
И,
Д
|
|
| 9. Современные проблемы прав человека в России.
| ТЗ,
НД
|
Неделя
| Кол. час.
| Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика реферативной работы; курсовые проекты и работы, контрольные, расчетно-графические, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др.
| Методы
|
|
| Темы:
1.Теория прав человека как общественная наука и учебная дисциплина, ее связь с другими общественными и юридическими дисциплинами.
| ТЗ, И, ПБ
|
|
| 2. Современные представления о правах человека. Многозначность определений понятия «права человека».
| ТЗ, И, ПБ,
НД
|
|
| 3. Право на жизнь и смертная казнь. Право на добровольный уход из жизни.
| ТЗ, И, ПБ,
НД
|
4-5
|
| 4. Актуальные проблемы социально-правовой защиты женщин и детей в Российской Федерации:
4.1.Истоки зависимости и дискриминации женщин.
4.2. Условия достижения фактического равноправия женщин.
4.3. Специфика прав и свобод детей.
4.4. Права ребенка в России и международные стандарты в области прав детей.
| ТЗ, И, ПБ,
НД
|
6-7
|
| 5. Конституционно-правовой аспект концепции системы социальной защиты человека и гражданина в Российской Федерации.
| ТЗ, И, ПБ
|
|
| 6. Сравнительный анализ законодательства об Уполномоченном по правам человека в некоторых субъектах Российской Федерации.
| ТЗ, И, ПБ,
НД
|
|
| 7. Европейская система защиты прав человека.
| ТЗ, И, ПБ
|
|
| 8. Континентальные институты защиты прав человека.
| ТЗ, И, ПБ
|
|
| 9. Роль, компетенция Организации Объединенных Наций и ее главных и вспомогательных органов в защите права человека.
| ТЗ, И, ПБ
|
|
| 10. Международный контроль за соблюдением государствами прав человека.
| ТЗ, И, ПБ
|
|
| 11. Защита прав человека международными должностными лицами.
| ТЗ, И, ПБ
|
|
| 12. Прав человека и деятельность правозащитных неправительственных организаций
12.1. Правозащитные неправительственные организации на международной арене
12.2. Неправительственные правозащитные организации в России.
| ТЗ, И, ПБ,
НД
|
15-16
|
| 13. Применение международных норм о правах человека в сфере конституционного правосудия
13.1. Имплементация норм международного права в решениях Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов РФ.
13.2. Применение Конституционным Судом РФ решений Европейского Суда по правам человека.
| М, Д
|
|
| Итого самостоятельная работа – 60 часов
| |
| | | | |
Основаны на использовании современных достижений науки и информационных технологий. Направлены на повышение качества подготовки путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности (методы проблемного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, рейтинговые системы обучения и контроля знаний и др.). Нацелены на активизацию творческого потенциала и самостоятельности студентов и могут реализоваться на базе инновационных структур (научных лабораторий, центов, предприятий и организаций и др.).
№
| Наименование основных методов
| Краткое описание и примеры использования в темах и разделах, место проведения
|
1.
| Использование информационных ресурсов и баз данных
| Текущее и зачетное тестирование на основе разработанных тестовых заданий (а.201)
|
2.
| Применение электронных мультимедийных учебников и учебных пособий
| Использование Интернет ресурсов при подготовке докладов, практических занятий. Использование электронной версии УМК.
|
3.
| Ориентация содержания на лучшие отечественные аналоги образовательных программ
| Ориентация студентов на учебники, учебные пособия, нормативно-правовые акты, монографии, посвященные правам человека, а также механизмам защиты прав и свобод личности
|
4.
| Использование проблемно-ориентированного междисциплинарного подхода к изучению наук
| Данный курс связан с конституционным (государственным) правом, поэтому необходимо ориентировать студентов на углубленное изучение конституционного права России, конституционного права зарубежных стран (для проведения сравнительного анализа), международного права и международного гуманитарного права.
|
5.
| Применение активных методов обучения, на основе опыта
| В ходе занятий использование таких методов как: интерактивное выступление, наглядные пособия, приглашение специалистов, сократический диалог, творческие проблемные задания (анализ дела и выработка позиции, составление документа и т.п.); мозговой штурм; работа в малых группах; направляемая дискуссия.
|
6.
| Метод работы в малых группах
| Один из интерактивных методов обучения, связанный с выработкой навыков профессионального делового общения. Его смысл – в разработке коллективного решения какой-либо проблемной задачи, в обмене мнениями по поводу сформулированной проблемы, путей ее разрешения.
|
| Творческие задания
| Этот метод может применяться как индивидуально, так и для работы в малых группах. Творческие задания носят проблемный характер. Они требуют от студентов творческого подхода, в них всегда содержится элемент неизвестности и никогда нет одного, раз и навсегда данного правильного решения. Решений может несколько или множество. Например, составление юридического документа (заявления, жалобы, ходатайства); подготовка выступления по определенной проблеме; решение юридического казуса; составление тестов.
|