Тема 11. Финансовое планирование
Процесс управления любым предприятием независимо от формы собственности и организационно-правовой формы можно продемонстрировать с помощью управленческого цикла (рисунок 11.1). Система управления, которая отличается от данной с неизбежностью приводит к сбоям в финансово-хозяйственной деятельности предприятия и результатам, которые отличаются от желаемых.
2. Планирование |
3. Исполнение |
4. Контроль |
5. Анализ |
6. Управленческое воздействие |
7. Корректировка |
1. Постановка целей |
Рис. 11.1. Схема управленческого цикла
Планирование – один из основных компонентов системы внутрифирменного и управления на базе концепции, определяющей общие цели фирмы, приоритеты в распределении ресурсов, главные направления развития инвестиционной деятельности. Благодаря реализации системы планирования уточняется субъективное представление высшего менеджмента о положении фирмы относительно желаемого будущего экономического и финансового ее состояния.
|
|
В узком смысле планирование – процесс разработки финансовых планов. В широком смысле – непрерывный процесс разработки, реализации, контроля и корректировок финансовых планов (рисунок 11.2).
Объектом финансового планирования является финансовая деятельность предприятия, а итоговым результатом – составление финансовых планов.
Основная цель внутрифирменного финансового планирования – обеспечение оптимальных возможностей для успешной хозяйственной деятельности, получение необходимых для этого средств и в конечном итоге достижение устойчивой прибыльности. Назначение:
– понимать, где, когда и для кого предприятие собираетесь производить и продавать продукцию;
– знать, какие ресурсы и когда понадобятся предприятию для достижения поставленных целей;
– добиться эффективного использования привлеченных ресурсов;
– предвидеть неблагоприятные ситуации, анализировать возможные риски и предусматривать конкретные мероприятия по их снижению.
Финансовое планирование тесно связано и опирается на маркетинговый, производственный и другие планы предприятия, подчиняется миссии и общей стратегии предприятия.
Миссия предприятия |
Цели предприятия |
Анализ внешней и внутренней среды |
Выбор стратегии |
Долгосрочное планирование |
Выработка тактики |
Краткосрочное планирование |
Выполнение плана |
Контроль исполнения и выявление факторов |
Принятие корректирующих мер |
Рис. 11.2. Финансовое планирование в широком смысле
Главный смысл планирования состоит в повышении производительности и эффективности работы предприятия посредством:
|
|
̶ целевой ориентации и координации всех событий на предприятии;
̶ выявления рисков и снижения их уровня;
̶ разукрупнения и тем самым упрощения процессов;
̶ повышения гибкости, быстрой адаптации к изменениям.
Планирование обусловлено анализом и прогнозом, результаты которых содержат соответствующие сравнения предполагаемых воздействий значимых для будущего альтернатив.
Основные задачи финансового планирования:
1) обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия;
2) определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени его рационального использования;
3) выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств;
4) установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, обслуживающими банками и контрагентами;
5) соблюдение интересов акционеров и других инвесторов;
6) контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия.