Методологические основы планирования

Тема 11. Финансовое планирование

Процесс управления любым предприятием независимо от формы собственности и организационно-правовой формы можно продемонстрировать с помощью управленческого цикла (рисунок 11.1). Система управления, которая отличается от данной с неизбежностью приводит к сбоям в финансово-хозяйственной деятельности предприятия и результатам, которые отличаются от желаемых.

2. Планирование
3. Исполнение
4. Контроль
5. Анализ
6. Управленческое воздействие
7. Корректировка
1. Постановка целей

Рис. 11.1. Схема управленческого цикла

Планирование – один из основных компонентов системы внутрифирменного и управления на базе концепции, определяющей общие цели фирмы, приоритеты в распределении ресурсов, главные направления развития инвестиционной деятельности. Благодаря реализации системы планирования уточняется субъективное представление высшего менеджмента о положении фирмы относительно желаемого будущего экономического и финансового ее состояния.

В узком смысле планирование – процесс разработки финансовых планов. В широком смысле – непрерывный процесс разработки, реализации, контроля и корректировок финансовых планов (рисунок 11.2).

Объектом финансового планирования является финансовая деятельность предприятия, а итоговым результатом – составление финансовых планов.

Основная цель внутрифирменного финансового планирования – обеспечение оптимальных возможностей для успешной хозяйственной деятельности, получение необходимых для этого средств и в конечном итоге достижение устойчивой прибыльности. Назначение:

– понимать, где, когда и для кого предприятие собираетесь производить и продавать продукцию;

– знать, какие ресурсы и когда понадобятся предприятию для достижения поставленных целей;

– добиться эффективного использования привлеченных ресурсов;

– предвидеть неблагоприятные ситуации, анализировать возможные риски и предусматривать конкретные мероприятия по их снижению.

Финансовое планирование тесно связано и опирается на маркетинговый, производственный и другие планы предприятия, подчиняется миссии и общей стратегии предприятия.

Миссия предприятия
Цели предприятия
Анализ внешней и внутренней среды
Выбор стратегии
Долгосрочное планирование
Выработка тактики
Краткосрочное планирование
Выполнение плана
Контроль исполнения и выявление факторов
Принятие корректирующих мер

Рис. 11.2. Финансовое планирование в широком смысле

Главный смысл планирования состоит в повышении производительности и эффективности работы предприятия посредством:

̶ целевой ориентации и координации всех событий на предприятии;

̶ выявления рисков и снижения их уровня;

̶ разукрупнения и тем самым упрощения процессов;

̶ повышения гибкости, быстрой адаптации к изменениям.

Планирование обусловлено анализом и прогнозом, результаты которых содержат соответствующие сравнения предполагаемых воздействий значимых для будущего альтернатив.

Основные задачи финансового планирования:

1) обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия;

2) определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени его рационального использования;

3) выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств;

4) установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, обслуживающими банками и контрагентами;

5) соблюдение интересов акционеров и других инвесторов;

6) контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: