Тема 4. Фирма - основной агент рыночной системы

1. Фирма: понятие, цель и функции фирмы. Классификация предприятий.

2. Издержки и доход фирмы. Виды издержек. Издержки фирмы в долгосрочном и краткосрочном периоде. Эффект масштаба.

3. Теория прибыли. Экономическая (чистая) и бухгалтерская прибыль. Доход и его формы.

Одним из основных элементов рыночного хозяйства является фирма. Под фирмой (предприятием) понимается экономический субъект, который занимается производственной деятельностью и обладает хозяйственной самостоятельностью (в принятии решений о том, что, как и в каких размерах производить, где, кому и по какой цене продавать свою продукцию).Фирма объединяет ресурсы для производства определенных экономических благ с целью максимизации прибыли.

Основными формами деловых предприятий являются частнопредпринимательские фирмы и корпорации, регулируемые и государственные фирмы, потребительские кооперативы и неприбыльные организации, партнерства и самоуправляющиеся фирмы. Наиболее распространенными из них являются частнопредпринимательские фирмы, партнерства и корпорации.

Частнопредпринимательская фирма – это фирма, владелец которой самостоятельно ведет дела в собственных интересах; управляет ею, получает всю прибыль (остаточный доход) и несет персональную ответственность по всем ее обязательствам.

Партнерство – это фирма, организованная рядом лиц, совместно владеющих и управляющих предприятием.

Корпорация – общество, основанное на паях.

Также предприятия классифицируются по ряду признаков: по критерию формализации ( формальные; неформальные); по форме собственности ( частные; государственные; муниципальные; общественные); по целевому назначению( производство продукции; выполнение работ; оказание услуг); по широте производственного профиля ( специализированные; диверсифицированные); по характеру сочетания науки и производства ( научные; производственные; научно-производственные); по числу стадий производственного процесса ( одностадийные; многостадийные); по расположению предприятия ( на одной территории; в одной географической точке; в разных географических точках); по размерам ( крупные; средние; малые).

Издержки производства (С) – это затраты на производство продукции.

Явные издержки (внешние) – это денежные выплаты за ресурсы, полученные со стороны. Сюда входят: заработная плата наемным рабочим; оплата сырья и материалов; оплата транспортных, финансовых, юридических услуг и другие.

Неявные, внутренние издержки, связанные с использованием фирмой своих собственных ресурсов. В отличие от явных, эти издержки не оплачиваются и не отражаются в бухгалтерской отчетности. Они носят скрытый характер. Величина неявных издержек определяется тем доходом, который могли бы принести данные ресурсы при их наиболее выгодном альтернативном использовании. Сюда можно отнести: процент на собственный капитал, арендную плату, плату за менеджерскую работу самого предпринимателя таким образом: Сэк. = Сбухг. + Снеявн..

Экономический подход основан на выявлении того, какую максимальную ценность можно было бы получить при альтернативном использовании израсходованных фирмой факторов производства.

Прибыль (p) – это разница между доходами фирмы от продажи продукции (TR) и ее издержками: TR = P × Q; p = TR – C.

Прибыль бухгалтерская определяется как разница между валовым доходом (TR) и явными издержками фирмы: pбух. = TR – Cбух..

Экономическая прибыль – это разница между TR и всеми издержками фирмы:

pэк. = TR – Cэк..

pбух. > pэк. на величину неявных издержек.

Нормальная прибыль – это необходимый минимальный доход, который должен получать предприниматель, чтобы быть заинтересованным в ведении собственного дела (элемент издержек производства).

Если pэк. = 0, то это означает, что предприниматель получает только нормальную прибыль, которая позволяет удержаться ему в рамках данного направления деятельности.

В краткосрочном периоде выделяют общие, постоянные, переменные, средние и предельные затраты.

Общие (валовые) затраты (ТС) * - это сумма всех затрат для производства данного товара.

Постоянные или фиксированные затраты (FC) * - это затраты, которые не зависят от объема выпуска продукции. К ним, как правило, относятся арендная плата, расходы на рекламу, обслуживание банковских займов, в некоторых случаях - оплата труда директора и управленческого персонала.

Переменные затраты (VC) * - это затраты, величина которых зависит от объема выпускаемой продукции. К ним относятся затраты на сырье, топливо и электроэнергию, оплата рабочей силы и т.д.

Предельные затраты (МС) * отражают дополнительные затраты на дополнительную единицу продукции и определяются как изменение общих затрат при малом изменении объема выпуска: MC = DTC/DQ = DVC/DQ

Средние общие затраты (ATC) * показывают общие затраты на единицу продукции и определяются по формуле: ATC =TC/Q.

Основное отличие затрат фирмы в длительном промежутке времени от краткосрочного периода заключается в том, что все затраты на долгосрочных временных интервалах становятся переменными величинами. Это объясняется большими возможностями фирм относительно капитальных вложений, расширения производственных площадей, привлечения дополнительных заемных средств.

Целью деятельности большинства фирм в условиях рыночной экономики является прибыль (П) разность между доходом, получаемым предприятием (фирмой) от продажи продукции, и ее издержками производства.

Совокупный доход (TR) — это доход, полученный от реализации всей продукции фирмы:

TR = P*Q,

где Р — цена продукции; Q — количество проданной продукции.

Средний доход (AR) это доход, получаемый от продажи единицы продукции:

AR = TR:Q.

Очевидно, что средний доход фирмы равен цене продукта:

AR = ( Р х Q): Q = Р.

Предельный доход (MR) — прирост совокупного дохода при увеличении объема продаж продукции

на единицу: R=ATR:AQ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: