Тема 5. Фирма в условиях совершенной конкуренции

1. Понятие совершенной конкуренции и её характерные черты.

2. Определения цены и объема производства. Максимизация прибыли и минимизация убытков в краткосрочном периоде.

3. Кривая предложения совершенно конкурентной фирмы и отрасли. Цена равновесия. Допущения и цель максимизации прибыли в долгосрочном периоде. Эффективность конкурентных рынков.

Конкуренция является совершенной при наличии следующих условий:

1. Большое число фирм, производящих однородную продукцию

o размеры по сравнению с общим объемом рынка ничтожно малы - менее 1%;

o незначительное влияние со стороны фирмы на цены;

o исключается соглашение между фирмами.

2. Однородность продукции разных предприятий в составе данного сектора. Это простое условие сложно реализовать на практике, так как совершенно одинаковые товары могут быть неоднородными для покупателя в силу географического места продажи, условий обслуживания, рекламы, упаковки и других признаков.

3. Отсутствуют входные барьеры для вступления в отрасль нового производителя и возможности свободного выхода из него.

4. Равный доступ ко всем видам информации. Это значит, что все покупатели имеют полную информацию о характеристиках продукта, ценах на него, а производители располагают информацией о производственной технологии, ценах на факторы производства.

5. Свободный перелив капиталов из отрасли в отрасль (мобильность факторов производства).

6. Рациональное поведение всех участников, преследующих собственные интересы. Сговор в какой-либо форме исключен.

Рынок является совершенно конкурентным, если все продавцы в отрасли - совершенные конкуренты и имеется много покупателей, каждый из которых обладает информацией о ценах, действует независимо и объем его спроса относительно мал.

Спрос на продукцию отдельной фирмы в условиях совершенной конкуренции абсолютно эластичен, кривая спроса - горизонтальная линия.

Предприятие, стремящееся в краткосрочном периоде максимизировать прибыль должно, изменяя величину переменных ресурсов, выбрать оптимальный (наилучший) объем производства, позволяющий максимизировать прибыль или минимизировать убытки.

Метод «Совокупный доход – совокупные издержки»

Анализ графика показывает, что при разных объемах производства соотношение между совокупными издержками и совокупным доходом различно.

Предприятие:

- получает прибыль, выпуская продукцию в объемах (Q3- Q5), когда совокупный доход больше совокупных издержек (ТR > ТС);

- получает максимальную прибыль, при объеме производства (Q4), когда совокупный доход превышает совокупные издержки на максимальную величину (ТR - ТС) max;

- несет убытки, производя продукцию в объеме (0 - Q3), когда совокупные издержки больше совокупного дохода (ТС > ТR). Предприятие будет работать, даже неся убытки, если эти убытки меньше постоянных издержек – издержек, которые она имела бы даже при нулевом выпуске;

- минимизирует убытки при объеме производства, когда совокупные издержки больше совокупного дохода на наименьшую величину (ТС – ТR) min;

- имеет нулевую прибыль при критических объемах производства (Q3, Q5), когда совокупные издержки равны совокупному доходу (ТR = ТС) – состояние безубыточности;

- находится в точке безразличия (предприятию все равно – производить или закрываться), если производит продукцию в объеме (Q2), когда убытки фирмы равны постоянным издержкам (ТС – ТR) = FC;

должно прекратить производство (закрыться), если производит продукцию в объеме (Q1), когда убытки больше постоянных издержек (ТС – ТR) > FC.

Взаимосвязь между рыночными ценами и реакцией на них фирмы (количество выпускаемого и реализуемого продукта) описывает кривая предложения фирмы. Она показывает, какой объем продукции будет производить и предлагать фирма при каждой возможной цене.

Опираясь на поведение отдельных фирм, можно определить общее отраслевое (рыночное) предложение, которое равно сумме объемов предложения отдельных фирм. Просуммировав объемы предложения отдельных фирм данной отрасли при каждом уровне цен, получим общее предложение на рынке конкретного товара.

Предложение конкурентной отрасли и рыночный спрос на ее продукцию уравновешиваются при цене равновесия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: