В современной культурологической литературе в качестве основных структурных элементов культуры, составляющих ее системообразующее ядро, чаще всего выделяют основные виды культуры по основным сферам жизнедеятельности человека или сферам культурного творчества. По поводу их количества и названия существуют разные точки зрения[2], но целесообразно выделить 4 основных сферы и соответственно основных видов культуры:
1. Материально-технологическая культура ( в литературе иногда для обозначения этого вида культуры используют: «материальная культура», «социальная культура» и др. наименования) – это культура, которая формируется и функционирует в сфере материально-производственной деятельности человека и ее результаты. Сюда будут относиться орудия труда, жилище, предметы повседневного обихода, транспортные средства, трудовые навыки и способы практической деятельности, обработанные территории, прорытые каналы и т.д. Именно эта сфера деятельности дала возможность человеку менять свое природное окружение и выживать как биологическое существо.
|
|
К материально-технологической культуре следует относить и инженерную деятельность. Слово инженер произошло от лат. «ingenium» - хитроумный, изобретательный. В современном значении фигура инженера появляется в XVIII веке с возникновением крупного машинного производства, основанного на сознательном применении научных знаний в производственном процессе. Инженер своей деятельностью как бы соединяет науку с производством, становится проводником науки в производстве. Так научное знание, само по себе элемент другой, духовной деятельности, становится элементов материально-технологической культуры.
К материально-технологической культуре следует относить и определенные традиции, культурные сценарии производственной деятельности, определенные отношения между людьми их нормы, без которых она невозможна, организационные принципы и т.д.
2. Социальная культура ( или «социально-политическая культура ) – культура, которая формируется и функционирует в сфере социальной организации, включающей индивида в жизнь социального коллектива и делающая возможной его жизнь как социального существа и члена определенного государственного образования. Взаимодействие индивида и государства опосредовано множеством различных культурных форм, которые и входят в этот вид культуры: тип государственного устройства и форма правления; правовая система в обществе, включая существующие здесь законы, судебную систему, исправительные учреждения и т.д.; социальная структура общества (деление общества на сословия, классы и т.д.), партии, которые формируют идеологию этих социальных групп, сами идеологии и т.д.
|
|
3. Духовная культура – это культура, которая формируется и функционирует в сфере духовного производства общества (производства идей, образов и других духовных феноменов), назначение которого – удовлетворение духовных потребностей человека. Термин «духовный» имеет узкий смысл («религиозный») и широкий смысл, который включает все многообразие потребностей человека в саморазвитии как личности, обращении его к высшим ценностям и соответствующему опыту предшествующих поколений и эпох: потребность в познании и образовании, общении и нравственном совершенствовании, религиозном утешении и переживании, эстетическом творчестве и удовольствии и т.д. Поэтому в духовную культуру входят такие элементы как мораль и искусство, религия и наука (в аспекте исследования мира), философия и мифология, система образования и воспитания в обществе.
4. Бытовая культура (или «культура повседневности» - это культура, которая формируется и функционирует на уровне непрофессиональной деятельности в процессе совместной жизни в семье, с друзьями, соседями и т.д. Надо сказать, что этот пласт культуры исследован очень мало. До ХХ века к культуре относили преимущественно духовную культуру, то есть сферу духовного совершенствования человека, его стремления к возвышенному… Но культурология ХХ века расширила понимания сущности культуры, указав, что культура организует всю жизнь людей, тем отличая их от животных. Сфера бытовой жизни не может быть исключением, так как у нее есть свои функции в жизни человека и общества. Термин «повседневность» к концу ХХ века превратился в одно из ключевых понятий культурологии и всего современного гуманитарного знания как «технология жизнедеятельности людей вообще» в жизненной стихии обычных событий отдельных людей.
Если все же попытаться обобщать эту «жизненную стихию» множества людей, то к бытовой культуре можно отнести:
- форму семьи и всю систему семейно-брачных отношений;
- основные принципы и формы отношений между старшими и младшими, мужчиной и женщиной и т.д.
- основные принципы и формы семейного воспитания;
- принципы и формы организации домашних праздников, визитов гостей и т.д.;
- организация путешествий;
- традиции питания;
- основные принципы внутренней организации жилища;
- формы гигиены и вообще физической культуры человека;
- особенности предметной среды, окружающей человека дома;
- нормы сексуальной морали;
- традиции свадебных обрядов;
- организация жизни детей;
- этические и эстетические нормы, обычаи, ритуалы, символы, связанные с вечными проблемами жизни человека – любовь, смерть, рождение детей и т.д.
- форма костюма и традиции одеды;
и многое-многое другое. Причем, выстроить четкую иерархию этих элементов пока представляется затруднительным.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Брун В., Тильке М.История костюма от древности до Нового времени. М., 2000.
2. Гиро П. Быт и нравы древних римлян. С.,2000.
3. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Культурология: Учебник для студентов вузов. М., 2007.
4. Козьякова М.И. История. Культура.Повседневность.
Западная Европа: от античности до 20-го века. М.,2002.
5. Культурология: Учебник для вузов./Б.А.Эренгросс,
Р.Г.Апресян и др.; Под. Ред. Б.А.Эренгросс. М., 2007.
6. Кнабе Г.С. Материалы к лекциям по общей теории
культуры и культуре античного Рима. М., 1993.
7. Мамонтов С.П. Основы культурологии: Учебное пособие
для вузов. М., 2001.
8. Новейший культурологический словарь. Ростов-на-Дону,
2010.
9. Флиер А.Я., Полетаева М.А. Тезаурус основных понятий
культурологии. М., 2008.
10. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. М., 2010.