Совершенная конкуренция. По степени развития конкуренции экономическая теория выделяет четыре основные модели рынка (рыночные структуры)

Модели рынков

По степени развития конкуренции экономическая теория выделяет четыре основные модели рынка (рыночные структуры):

1. совершенная (чистая) конкуренция

2. монополистическая конкуренция

3. олигополия

4. монополия

На рынке совершенной конкуренции расщепление экономической власти максимально и механизмы конкуренции работают в полную силу. Здесь действует множество производителей, лишенных каких-либо рычагов навязывания своей воли потребителям.

При несовершенной конкуренции расщепление экономической власти ослаблено или вовсе отсутствует. Поэтому производитель приобретает известную степень

влияния на рынок.

Степень несовершенства рынка зависит от разновидности несовершенной

конкуренции. В условиях монополистической конкуренции она невелика и связана только с умением производителя выпускать особые, отличающиеся от конкурентных разновидности товаров. При олигополии несовершенство рынка значительно и диктуется немногочисленностью действующих на нем фирм. Наконец, монополия означает господство на рынке только одного производителя.

Прежде всего, надо установить, по каким критериям различаются рыночные

структуры, которые сложились в тех или иных отраслях. Исследования

экономистов показали, что в основу определения того, к какому типу относится

та или иная рыночная структура, должны быть положены следующие критерии:

Таблица 5

Критерии рыночной конкуренции

  чистая конкуренция монополистическая конкуренция олигополия монополия
число фирм очень много много несколько одна
характер продукции стандартная дифференцированная стандартная или дифференцированная уникальная: нет близких заменителей
условия вступления очень легкие, препятствия отсутствуют сравнительно легкие наличие существенных препятствий блокировано
доступность экономической информации полная доступность некоторые ограничения существенные ограничения недоступна
контроль над ценой отсутствует некоторый, но в довольно узких рамках ограниченный взаимной зависимостью, значительный при сговоре значительный
примеры сельское хозяйство розничная торговля, производство одежды, обуви и т.д производство стали, автомобилей, многих бытовых электропри-боров местные предприятия общественного пользования

Все указанные признаки рыночных структур определяют характер ценообразования.

Модель рынка совершенной конкуренции

Следует иметь в виду, что упомянутые выше черты совершенной конкуренции не присущи ни одной из отраслей в полной мере. В чистом виде условия совершенной конкуренции не встречаются в реальной действительности, т. е. совершенная конкуренция — не что иное, как модель идеальной рыночной экономики. Отдельные отрасли могут лишь в той или иной степени приближаться к модели.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: