Основные черты рынка монополистической конкуренции

Монополистическая конкуренция - одна из форм несовершенной конкуренции. Монополистическая конкуренция представляет собой такую структуру рынка, при которой большое число фирм производит взаимозаменяемые товары и услуги.

Прежде всего обращает на себя внимание сам термин «монополистическая

конкуренция». Он говорит о том, что в рамках данной рыночной структуры

сочетаются черты, присущие монополии и совершенной конкуренции, являющихся антиподами. Монополистическую конкуренцию роднит с совершенной конкуренцией большое число продавцов, одновременно выступающих на рынке данного товара или услуги. Но они предлагают не одинаковую, а дифференцированную продукцию, т.е. различные взаимозаменяемые продукты, удовлетворяющие одну и ту же потребность (различные виды мыла, зубной пасты, модели одежды, учебники экономики и т.д.). Каждую разновидность продукции в относительно небольших размерах могут выпускать мелкие фирмы. Например, на рынке зубной пасты выступает множество фирм, но каждая из них производит отдельный ее вид и является монополистом в его выпуске. У любой такой фирмы имеется конкурент, который пытается отнять у нее потребителя и предложить ему другой вид зубной пасты.

Используя свое положение относительного монополиста, фирма может позволить себе увеличить цену на продукцию, что не может сделать конкурентная фирма под угрозой полной потери покупателей. В условиях предложения дифференцированной продукции многие из покупателей все равно не покинут рынок, так как продавец учитывает их индивидуальные потребности.

1 Дифференциация продукции. Выпускаемый каждой фирмой товар чем-то отличается от изделий других компаний. Дифференциация продуктов возникает из-за существования между ними различий в качестве, сервисе, рекламе

2.Низкие барьеры входа и выхода. Любой из производителей занимает своеобразное положение «мини-монополиста»

3 Малые размеры и многочисленность рынка

4.Несовершенная информация

Различия в сервисе объединяют вторую (после качества) крупную группу факторов дифференциации товара. Дело в том, что для широкой группы продуктов, в особенности для технически сложных потребительских товаров и многих товаров производственного назначения, свойствен долговременный характер взаимоотношений продавца и покупателя. Дорогая машина должна исправно работать не только в момент совершения покупки, но и на протяжении всего срока службы.

Полный цикл сервиса включает предпродажное обслуживание (помощь в выборе нужного продукта; для товаров производственного назначения это часто

предполагает проведение целого исследования); сервис в момент покупки

(проверка, доставка, наладка) и послепродажное обслуживание (гарантийный и

постгарантийный ремонт, внесение текущих улучшений, консультации по

оптимальной эксплуатации).

Третья крупная группа факторов дифференциации продукта связана с рекламой.

Во-первых, реклама помогает покупателю выбрать из огромного числа

предложенных на рынке товаров именно тот, который наиболее полно удовлетворит его потребности.

Во-вторых, она способствует формированию новых потребностей. Примером может служить продвижение на российский рынок одноразовых подгузников для

младенцев. Именно реклама выявила их удобство для родителей и пользу для

ребенка, мгновенно создав значительный рынок.

В-третьих, реклама создает дифференциацию продуктов там, где действительной разницы между ними нет. Как уже отмечалось, на рынке сигарет многие качественные отличия носят мнимый характер. За мнимыми отличиями качества очень часто скрываются вполне реальные отличия в рекламной подаче товара.

Дифференциация продукта обеспечивает фирмам известные монополистические преимущества.

Фирма в условиях монополистической конкуренции благодаря дифференциации производства является на своей доле рынка монополистом. Поэтому и кривая спроса приобретает характерный наклон: объем роста реализации достигается за счет снижения цены. Фирма максимизирует прибыль при таком объеме, при котором предельные издержки МС равны предельному доходу (МС=МR). Фирма наращивает производство до тех пор, пока дополнительные затраты на единицу продукции не начинают превышать выручку от её реализации.

Р МС

О Q МR D

Рис 23.Фирма в условиях монополитической конкуренции

Точка пересечения МС и МR зададут тот размер выпуска продукции Q продавая который по цене Р1 фирма максимизирует свою прибыль (или минимизирует убытки)

Если бы затраты не менялись, то фирма бы получала экономическую прибыль долгое время, но на рынок будут приходить конкуренты и изготовлять продукцию, близкую фирме, часть клиентов начнет уходить к конкурентам. Кривая спроса будет смещаться вниз. Работа будет продолжаться пока не исчезнет экономическая прибыль, не станет равной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: