Предпочтения и бюджетные ограничения потребителя

Полезность и ее измерение

Лекция 6. Основы теории потребительского поведения

Задание 5

Задача 4.

Задание3

Задание 2.

Задание 1.

В каких случаях термин «спрос» должен быть заменён на термин «величина спроса»?

1. в результате уменьшения цены на квартиры спрос на них увеличился;

2. доходы потребителей выросли и спрос на компьютеры увеличился;

3. стоимость услуг автослесаря выросла и спрос на его услуги уменьшился;

4. цена на сливочное масло выросла, поэтому спрос на маргарин упал;

5. расходы потребителей выросли, поэтому спрос на мебель упал.

В каких случаях термин «предложение» должен быть заменён на термин «величина предложения»?

1. потеря половины мирового урожая кофе уменьшила величину его предложения;

2. увеличение цен на кофе привело к уменьшению его предложения;

3. увеличение количесва фермерскмх хозяйств в стране привело к увеличению предложения сахарной свеклы;

4. введение правительством повышенной ставки налога на прибыль предприятий привело к уменьшению предложения телевизоров.

Как повлияет каждое из следующих событий при всех других равных условиях на спрос жителей конкретной страны на натуральный сок местного производства?

1. выросли цены на газовые напитки;

2. упали цены на импортные консервированные соки;

3. появление на местном рынке новой марки водки;

Как повлияет при других равных условиях увеличение в 1,5 раза доходов населения на спрос следующих товаров?

1. перловая крупа; 2.красная икра; 3.компьютеры; 4.соль.

1)Рыночный спрос не изменяется в зависимости от:
А) цен на ресурсы.
Б) численности покупателей.
В) доходов потребителей.
Г) цен на взаимозаменяемые товары.

2)Если цена на товар увеличилась на 1 % и это привело к сокращению спроса на этот товар на 1 %, то этот спрос:

А)жесткий (неэластичный);

Б.)совершенно эластичный;

В.)единичной эластичности.

3)Рынок товара находится в равновесном состоянии, если:

А) объем спроса на товар равен объему предложения этого товара;

Б) на рынке не существует ни избытка, ни недостатка товара;

В) при данной цене намерения покупателей купить данное количество товара совпадают с намерениями продавцов продать то же количество товара;

Г) все предыдущие ответы верны

1. В основе формирования рыночного спроса лежат решения о покупке конкретных товаров и услуг, принимаемые отдельными потребителями. Теория, объясняющая, каким образом на выбор потребителя влияют предпочтения, цены товаров и доход, называется теорией потребительского поведения.
Потребление благ и услуг приносит потребителям полезность. Полезность – это удовлетворение, ценность, получаемая от потребления благ. Полезность является целью потребления, ее получение означает повышение уровня благосостояния потребителя. Способность блага удовлетворять какую-либо потребность вообще характеризует абстрактную полезность. Субъективная оценка полезности данной единицы блага характеризует конкретную полезность. Для одного потребителя разную полезность имеют не только разные экономические блага, но и отдельные единицы одного блага. В связи с чем следует различать общую и предельную полезность. Полезность, получаемая от потребления всего объема некоторого блага, называется общей полезностью (TU). Дополнительная полезность, полученная потребителем от увеличения потребления данного блага на одну единицу, называется предельной полезностью (MU).
Оценка полезности потребителем представляет субъективное явление, но существуют общие черты в определении полезности всеми потребителями. Во-первых, каждый потребитель мысленно распределяет свои потребности по значимости и в первую очередь удовлетворяет более насущные потребности. Блага, удовлетворяющие наиболее насущные потребности, оцениваются по полезности выше, чем все остальные блага. Во-вторых, по мере потребления происходит насыщение потребности, то есть по мере потребления происходит уменьшение напряженности потребления и каждая следующая единица блага оценивается по полезности ниже, чем все предыдущие единицы данного блага.
Рассмотрим поведение потребителя, опираясь на модели, используемые экономистами австрийской школы. В этих моделях в качестве потребителя выступает отшельник, живущий в лесу. Предположим, отшельник имеет 3 мешка зерна, которые нужно распределить между такими потребностями как питание – это первая по значимости потребность, под урожай следующего года - вторая по значимости потребность и для кормления домашних животных - третья по значимости потребность. Используя цифры от 1 до 3, мы получим следующее соотношение полезностей разных единиц одного и того же блага для конкретного потребителя: предельная полезность первого мешка равна 3, предельная полезность второго мешка равна 2, предельная полезность третьего мешка равна 1 (рис. 14).

Рис. 14. Предельная полезность


При этом общая полезность от потребления первого мешка составит 3, от потребления двух мешков составит 5 = 3+2, а от потребления всего запаса блага составит 6 = 3+2+1 (рис. 15).

Рис15. Общая полезность

Таким образом, по мере роста объема потребления общая полезность блага имеет тенденцию к росту, а полезность каждой следующей единицы блага – к убыванию. Убывание предельной полезности и рост общей полезности по мере насыщения потребности отражает закон убывающей предельной полезности.
Предельная полезность определяет цену товара. Если полезность блага выражается в денежных единицах и полезность денежной единицы не меняется, то график предельной полезности является также графиком спроса. Закон убывающей предельной полезности позволяет объяснить излишек потребителя. Опираясь на него, можно выяснить, сколько потребители пожелают заплатить за добавочную единицу товара, если исходить из того, что определенное его количество у них есть.
Рационально действующий потребитель стремится достичь максимума общей полезности. Если предположить, что единственным ограничением потребления является количество благ, то максимизация полезности достигается при таком сочетании экономических благ, когда их предельные полезности равны между собой: MU1 = MU2 = MU3 и т.д. В условиях рынка основными ограничениями выступают цены товаров и доход потребителя. С учетом этих ограничений условие максимизации полезности будет иметь вид равенства взвешенных предельных полезностей, то есть предельных полезностей в расчете на рубль затрат: MU1/P1 = MU2/P2 = MU3/P3 и т.д. Если такое равенство не достигнуто, то потребитель всегда может повысить степень своего удовлетворения за счет перераспределения.

2.Предпочтения и бюджетные ограничения потребителя
Потребительское поведение - это формирование спроса покупателей, выбирающих товар с учетом цен и личного бюджета; т.е. собственных денежных доходов. Поведение покупателей индивидуально.

Доход представляет собой фиксированный для данного периода времени сумму денег, определяющих меру платежеспособности его получателя. Его величина выступает бюджетным ограничением покупательской способности. Номинальный доход - это сумма денег, имеющихся у потребителя независимо от уровня цен на товары и услуги (з/п и т.д.).

Реальный доход - кол-во товаров и услуг, которые потребитель может купить в пределах своего номинального дохода по текущим ценам.

Теория потребительского поведения основана на рациональном поведении потребителя, который располагает своими собственными предпочтениями и потребностями, стремясь приобрести такой набор благ, который обеспечил бы ему макс. удовлетворение потребностей при определенном размере его денежного дохода. Потребительский спрос ограничен личным бюджетом покупателей, т.е. денежными доходами, сумма которых при установленных ценах определяет размеры платежеспособности каждого из них. Полезность покупаемых благ рассматривается покупателями как соответствие их набору определенных потребительских свойств. При выборе покупок потребители руководствуются правилом сопоставления полезности благ с их ценами, стремясь к так называемому условию равновесия.

1. ^ Кривая безразличия изображает совокупность наборов из двух товаров, между которыми потребитель не делает различия. Потребление этих наборов приносит потребителю одинаковую полезность.
Построим кривую безразличия (рис. 16.), предположив, что в наличии для потребителя в неделю имеются только два товара - Х и У, то есть функция полезности имеет вид U = f (Qx, Qy), и существует несколько наборов этих двух экономических благ, которые приносят ему одинаковую полезность:

Набор А1 10 единиц товара Х 4 единицы товара У

Набор А2 6 единиц товара Х 5 единиц товара У

Набор А3 3 единицы товара Х 6 единиц товара У

Набор А4 1 единица товара Х 7 единиц товара У.

Рис. 16. Кривая безразличия

Наклон кривой безразличия (∆Qy/∆Qx) является отрицательным, он показывает, что уменьшение товара Y на любую величину -∆Qy должно быть заменено дополнительным количеством товара X, то есть +∆Qx. Кривая безразличия может быть проведена через каждую точку в пространстве товаров некоторого потребителя.

Множество кривых безразличия образует карту кривых безразличия (рис. 17.).

Рис. 17. Карта кривых безразличия

Кривые безразличия никогда не пересекаются. Кривые безразличия более удаленные от начала координат соответствуют более высоким уровням потребления. Так, полезность наборов благ, отражаемая кривой U2,больше полезности наборов благ, отражаемых кривой U1.
Наклон кривой безразличия характеризует предельную норму замещения (MRS). ^ Предельная норма замещения – это количество единиц одного блага, которое потребитель готов отдать за единицу другого блага так, чтобы уровень его потребления остался неизменным,

MRS = - (∆Qy/∆Qx). (10)

При движении вдоль кривой безразличия происходит уменьшение предельной нормы замещения. Предельную норму замещения можно связать с предельными полезностями благ на каждой из осей. На одной стороне кривой безразличия прирост полезности от добавленного Х равен потери полезности от изъятого У, то есть

∆QxMUx = - ∆QyMUy. (11)

Решая уравнение, получаем:

MRS= -(∆Qy/∆Qx) = MUx/MUy. (12)
Доход потребителя, доступный для расходования в определенном периоде, называется бюджетом. Как много можно будет купить на этот доход, зависит от цен на товары и услуги, которые желает приобрести потребитель. Ограничение покупательной способности потребителя величиной его дохода и ценами характеризует бюджетное ограничение. Бюджетное ограничение указывает, что общий расход должен быть равен доходу. Если потребитель весь свой доход тратит на покупку двух товаров X и Y, то формула бюджетного ограничения будет иметь вид:

I = Px ∙ Qx + Py ∙ Qy, (13)

где I – доход потребителя за определенный период, Px – цена товара X, Qx – количество товара X, Py – цена товара Y, Qy – количество товара Y. Графиком бюджетного ограничения является бюджетная линия. Бюджетная линия - это график, отражающий множество наборов благ, приобретение которых требует одинаковых затрат (рис. 18).

Рис18. Бюджетная линия

Наклон бюджетной линии является отрицательным, он характеризует количество товара X, получаемое за счет отказа от единицы товара Y и зависит от отношения цен на товары X и Y: (∆Qy/∆Qx) = - (Px / Py). Поскольку бюджетная линия прямая, то она будет иметь одинаковый наклон во всех точках.
Потребитель стремится к максимизации полезности при наличных бюджетных возможностях. Комбинация покупаемых благ, дающая максимальную полезность при данных ценах и доходе, характеризует состояние равновесия потребителя. Равновесие потребителя достигается в точке, где бюджетная линия касается наивысшей из доступных кривых безразличия (рис. 19).

Рис19. Равновесие потребителя

В точке касания наклон бюджетной линии равен наклону кривой безразличия, то есть:

- (MUx/MUy) = - (Px / Py). (14)

Из этого равенства получаем общее уравнение равновесия потребител

MUx/Px = MUy/ Py. (15)

Практические задания

1. Предельная полезность - это:

А)способность блага удовлетворять ту или иную потребность человека; Б)субъективная оценка блага индивидуумом;

С)сумма полезностей равновеликих частей блага;

Д)потребность, удовлетворяемая последним из потребляемых экземпляров блага данного рода.

2. С увеличением количества единиц блага, имеющегося в распоряжении потребителя, общая полезность этого блага:

a. уменьшается;

b. возрастает;

c. остается неизменной;

d. все ответы неверны.

3. В каких единицах измеряется полезность?

А) ютилях

Б) грантах

В) в метрах

Г) килограммах

4.Что такое бюджетная линия?

А) количество средств у покупателя

Б) количество средств у производителя

В)график взаимодействия потребителя и производителя

Г) график, отражающий множество наборов благ, приобретение которых требует одинаковых затрат

5.Что такое кривая безразличия?

А) количество благ на душу населения

Б) совокупность наборов из двух товаров, между которыми потребитель не делает различия

В) совокупность всех товаров и услуг для одного покупателя

Г) совокупность набора товара для всех покупателей магазина

Лекция 7. Совершенная и несовершенная рыночная конкуренция. Механизм функционирования рынка.

1 Понятие конкуренции и её роль в экономике

2.Модели рынков

2.1 Рынок совершенной конкуренции

2.2 Рынок монополистической конкуренции

2.3 Рынок олигополии

2.4. Рынок монополии

1.Наиболее мощным фактором, диктующим общие условия функционирования того или иного рынка, является степень развития на нем конкурентных отношений.

Конкуренция — это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Конкуренция – состязательная работа между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья и одновременно весьма действенный механизм регулирования пропорций общественного производства. Она порождается объективными условиями: хозяйственной обособленностью каждого производителя, его зависимостью от конъюнктуры рынка, противоборством с другими товаровладельцами в борьбе за покупательский спрос.

Конкуренция выполняет в рыночной экономике важнейшую функцию - она принуждает производителей учитывать интересы потребителя, а значит, и интересы общества в целом. В ходе конкуренции рынок из множества товаров отбирает только те, которые нужны потребителям. Именно их удается продать. В условиях же конкуренции единственным способом реализации собственного

интереса становится учет интересов других лиц. Конкуренция представляет собой конкретный механизм, с помощью которого рыночная экономика решает

фундаментальные вопросы что? как? для кого производить?

Развитие конкурентных отношений тесно связано с расщеплением экономической власти. Когда оно отсутствует, потребитель лишен выбора и вынужден либополностью согласиться на диктуемые производителем условия, либо совсем остатьсябез необходимого ему блага. Напротив, когда экономическая власть расщеплена ипотребитель имеет дело с множеством поставщиков аналогичных товаров, он можетвыбрать тот из них, который в наибольшей степени соответствует его нуждам ифинансовым возможностям.

Конкуренция имеет важное значение в жизни общества. Она стимулирует

деятельность самостоятельных единиц. Через нее товаропроизводители как бы

контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен,

уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению

научно-технического прогресса.

В то же время конкуренция обостряет противоречия экономических интересов, чрезвычайно усиливает экономическую дифференциацию в обществе, обусловливает рост непроизводительных издержек, побуждает создание монополий. Без административного вмешательства государственных структур конкуренция может превратиться в разрушительную силу для экономики.

Виды конкуренции

Рис 20. Виды конкуренции


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: