Основные характеристики моделей конкуренции

Таблица

Сущность, типы, методы

ТЕМА 7. МЕХАНИЗМ СОВЕРШЕННОЙ И НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ

Результаты деятельности фирмы в зависимости от объема производства

Соотношение дохода и издержек Результат
ТR > ТС, или MR>MC Прибыль (Р)
MC=MR, а (TR – ТС) max Максимальная прибыль (Рmах)
TC >TR или MC > MR Убытки (-Р)
   
ТR = ТС Нулевая прибыль (Р = 0) или точка безубыточности
Убытки = Точка безразличия (фирме безразлично, производить или нет)
убытки > FС, если цена ниже min АVС Прекращение производства

Равенство МR и МС является условием максимизации прибыли любой фирмы (совершенная или несовершенная конкуренция).

МС = МR = р (только в совершенной конкуренции)

Вопросы:

Модели несовершенной конкуренции

Поведение фирмы в условиях олигополии

Антимонопольная политика государства

Несовершенная конкуренция:

Совершенная конкуренция – это тип рыночной структуры, которая в наибольшей степени соответствует основным принципам организации рыночной экономики.

Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, при котором не выполняется хотя бы одно из условий чистой конкуренции. На большинстве реальных рынков подавляющая часть продукции предлагается ограниченным числом фирм, которые, занимая господствующее положение на рынке, могут влиять на условия реализации продукции и прежде всего на цены.

Несовершенную конкуренцию принято подразделять на три основные типа: чистая монополия; олигополия; монополистическая конкуренция. Их черты можно представить следующей таблицей

Характерная черта Чистая монополия Олигополия Монополистическая конкуренция Чистая конкуренция
Число фирм Одна Несколько Много Очень большое число
Тип продукта Уникальный, близких заме­нителей нет Стандартизи­рованный Дифференцированный Стандартизированный
Контроль над ценами Значительный Ограниченный взаимозави­симостью компаний, (возможен тайный сговор) о ценах) Небольшой Отсутствует
Условия вступления в отрасль Блокировано Трудно Сравнительно легко Свободное
Типичные отрасли Местные предприятия коммунального хозяйства, услуги связи, передачи нефти и газа, транспорт. Металлургия, автомобиле- и станкостроение, нефтедобыча Розничная торговля, швейная, обувная про­мышленность Сельское хозяйство,
Неценовая конкуренция Использование рекламы, PR-компаний Типична при дифференцированной продукции Значительный упор на рекламу, использование торговой марки, политику создания и продвижения брэндов компании. Отсутствует

Рынок, на котором представлен один продавец (монополист) и один покупатель (монопсонист) называется двусторонней монополией.

Естественная монополия – состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объемов производства), а товары, производимые естественными монополиями, не могут быть заменены в потреблении другими товарами.

Естественная монополия может существовать в результате барьеров для доступа конкурентов (например, уникальности природных ресурсов), привилегий государства или ограниченной информации. Важную роль играет экономия, обусловленная ростом масштабов производства (так как естественные монополии имеют низкие предельные издержки, то следуя правилу MR=MC, считают выгодным расширять производство. Для ограничения негативных последствия ценовой конкуренции в этих сферах правительство поддерживает привилегии одной фирмы в производстве и поставке услуг.

При олигополистической структуре рынка наблюдается известная стабильность цен. Такая стабильность цен не свойственна рынку со­вершенной и несовершенной (монополистической) конкурен­ции, когда каждая фирма имеет свой рынок соответственно свое­му дифференцированному продукту, т.е. рынок чистой монополии, где действует единственный продавец одного продукта.

Модели олигополистического ценообразования.

Модель "изгибающейся кривой спроса" — олигополист реагирует на изменение цен конкурентами в сторону их понижения, чтобы не потерять своих потребителей, однако не предпринимает никаких действий при их повышении.

Тайный сговор — непосредственное или молчаливое соглашение по регулированию объемов производства и продажи, цен, рынков сбыта с целью максимизации прибыли посредством устранения, ограничения и регламентации конкуренции внутри объединения и подавления внеш­ней конкуренции. Фирмы назначают цены, равные средним издержкам.

Модель, основанная на теории игр — использование математического моделирования в целях выдвижения предложений, которые каждая фирма может сделать относительно другой. После соизмерения возможных последствий различных решений каждая фирма поймет, что рациональным будет предложить худшее.

Модель лидерства в ценах — если лидирующая фирма устанавливает новую цену на товар, то в последующем другие фирмы следуют ее примеру. Лидирующая фирма при изменении цены учитывает:

· изменение в отрасли издержек и спроса;

· воздействие средств массовой информации на конкурентов для изменения цены;

· возможность выбора цены, которая не максимизирует при­быль отрасли с целью помешать вступлению в отрасль новых фирм и сохранить действующую олигополистическую струк­туру.

Модель по принципу "издержки плюс" - метод назначения цены в виде суммы издержек плюс прибыль как процент сверх издержек.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow