Потребности - желание людей приобрести те или иные продукты в определенный период времени; внутренние мотивы, побуждающие людей к экономической деятельности. Интенсивность потребностей наряду с редкостью ресурсов определяет ценность экономических благ. Потребности подразделяются на следующие виды:
1) производственные потребности, удовлетворяющие потребности отдельного человека, группы людей или государства в ресурсах: рабочие здания и сооружения, станки, оборудование и т. д.;
2) личные, или индивидуальные, потребности, удовлетворяющие потребности человека в предметах потребления;
3)услуги:
а) материальные (ремонт автомобиля, зданий, дорог и других сооружений и т. д.),
б) духовные (чтение книги, просмотр фильма, посещение дискотеки и т. д.).
Потребности изменяются в результате появления новых товаров и услуг, или так называемых экономических благ.
Американский социолог российского происхождения Маслоу предложил классификацию потребностей, ставшую общепринятой в социальных науках.
Рис.. Иерархия потребностей по Маслоу
Мы видим, что пирамида потребностей включает пять уровней: потребность в материальных благах, в безопасности, в отношениях с другими людьми, в признании со стороны окружающих, в самореализации. Только после сравнительно полного обеспечения потребностей одного уровня внимание лица, принимающего решение, переключается на потребности следующего уровня. Экономическая теория имеет дело в основном с первым и вторым уровнями потребностей. Представители самых разных направлений экономической теории, в частности приверженцы марксистской теории, часто исходят из предположения, что материальные потребности людей просто бесконечно велики, ненасыщаемы, либо их объем всегда превышает имеющиеся ресурсы. Это является, по их мнению, во-первых, причиной сохранения ситуации выбора, вынужденного отказа от удовлетворения части потребностей и, во-вторых, стимулом развития производства, наращивания возможностей извлечения из природы ресурсов и преобразования их в блага для конечного потребления людьми. В этих взглядах отражается социальная философия так называемого общества массового потребления - западного общества периода широкого развития индустриальных технологий. Существуют и другие социально-философские системы, в большей мере учитывающие все элементы пирамиды Маслоу.