Классификация информационных потребностей

Одним из сложных вопросов теории информационных потребностей является их классификация, т. е. распределение на взаимосвязанные классы по каким-либо существенным признакам. Важность классификации для практики состоит в том, что знание информационных потребностей позволяет выделить те из них, которые в наибольшей мере следует принимать во внимание при организации справочно-информационного обслуживания.

Известны различные подходы к классификации информационных потребностей, основанные на выделении присущих им признаков.

При одинаковых условиях деятельности, возникающие у разных субъектов потребности могут различаться по точности и полноте той информации, которая действительно необходима для успешного осуществления этой деятельности. Причем практически каждая информационная потребность будет содержать как правильные, так и неправильные представления о необходимой информации, поскольку они зависят от знаний, которыми обладает субъект (от его информационного потенциала).

Под объективными свойствами понимается та часть содержания потребностей, которая соответствует информации, действительно необходимой для решения задачи деятельности. А субъективным свойством информационных потребностей является та часть содержания информации, которая, наоборот, не соответствует необходимой информации.

Практически не бывает полностью объективных информационных потребностей, так как информационная потребность - это представление субъекта о неизвестной информации. Иначе говоря, это только в большей или меньшей степени правильное, точное и полное представление о том, какая информация необходима субъекту. Если бы эта информация ему была известна, то никакой информационной потребности не возникло.

Таким образом, объективное и субъективное - это определенные свойства информационных потребностей, указывающие, насколько представления субъекта о необходимой информации полны и точны (иначе говоря, насколько они адекватны). Для того чтобы измерить степень объективности и субъективности информационных потребностей, нужно точно знать, какая информация нужна для решения задачи, а затем сопоставить представления субъекта об этой информации с самой информацией. Те представления, которые соответствуют необходимой информации для решения задачи, можно определить как правильные, объективные, а те, которые не соответствуют - субъективные.

Все информационные потребности имеют общественный, а не естественный характер и именно они рассматриваются в триаде (общественные, коллективные и индивидуальные).

При изучении информационной потребности необходимо рассматривать не отдельную личность и ее поведение, а формы социальной деятельности и социальные отношения, присущие общественной системе в целом. В общем случае носителем потребности в информации выступает общество, поэтому потребность в информации характеризуется как общественная потребность или общественная информационная потребность. Понятие личности как носителя потребности вводится на основе представления об элементе системы. С этой точки зрения личность рассматривается в качестве элементарного носителя общественной информационной потребности.

Потребность личности характеризуется ее самосознанием, уровне интеллектуального развития, способностью к творчеству. Кроме того, потребность обусловлена личной культурой, личными информационными способностями и возможностями. В основе личной потребности лежит базовый факт, значимый для сферы личной жизни.

Под коллективом в данном случае следует понимать определенную группу людей, объединяемую общностью информационных потребностей. Группа может быть формально организованной (коллективный абонент) или неформальной (постоянные или временные общественные и профессиональные объединения). Удовлетворение коллективных потребностей должно способствовать успешному выполнению стоящих перед группой задач.

Между коллективными информационными потребностями, которые возникают как явления коллективного, группового сознания, и потребностями индивидуальными, возникающими и существующими только в сознании конкретных индивидуумов, имеются определенные отношения. Разумеется, что коллективные информационные потребности не существуют помимо и вне потребностей конкретных индивидуумов. С другой стороны, их нельзя считать как простую сумму слагаемых индивидуальных потребностей. Коллективные информационные потребности следует рассматривать в качестве относительно самостоятельной целостности, формирующейся в соответствии с общими целями и задачами людей, составляющих данный коллектив. Коллективное сознание в большинстве случаев способно выразить объективные тенденции развития с большей полнотой и точностью, чем индивидуальное, поэтому коллективным потребностям может быть присущ более объективный характер.

Существуют и другие признаки, но которым выделяются соответствующие виды потребностей в информации: реальные и потенциальные информационные потребности; пассивные и выраженные, временные и постоянные, профессиональные и непрофессиональные. Различают информационные потребности по тематике, видам необходимой информации (фактографическая, концептуальная, методическая, инструктивная и др.), по видам документов (книги, журналы, специальные виды научно-технической документации, отчеты и др.), по особенностям потребителей информации (ученые, инженеры, предприниматели и др.).

Поскольку информационные потребности формируются не только в сфере профессиональной, но и других видах деятельности, важно учитывать и так называемые «личностные» потребности, т. е. не связанные с его профессиональной деятельностью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: