Факторы (детерминанты) спроса

Детерминанты спроса - это причины изменения величины спроса.

Цена служит самой важной детерминантой, или главным фак­тором изменения величины спроса, т. е. количества любого поку­паемого продукта.

На покупки влияют и другие факторы. Их называют неценовыми детерминантами, или факторами изменения спроса.

1. Потребительские вкусы. Появление нового продукта нередко приводит к изменению спроса на другие товары. Например, появление ком­пакт-дисков привело к сокращению спроса на пластинки.

2. Число покупателей. Увеличение на рынке числа покупателей вы­зывает повышение спроса, а их уменьшение - сокращение спроса.

3. Доходы потребителей. При росте доходов потребители, как пра­вило, покупают больше товаров (бифштексов, стереоустановок, виски). И наоборот, при снижении доходов спрос на такие товары падает. Товары, спрос на которые изменяется в прямой связи с изменением денежно­го дохода, называются нормальными товарами.

4. Сопряженные товары. Когда два продукта взаимозаменяемы, между ценой на Один из них и спросом на другой существует прямая связь. Именно так обстоит дело с сахаром и его заменителем, чаем и кофе и т. д. Когда два товара являются взаимодополняющими, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь. Например, спрос на бензин и моторное масло сопряжен - это дополняющие друг друга товары. То же относится к видеомагнитофонам и кассетам, фотоаппаратам и фото­пленке и т. д. Многие пары товаров вовсе не являются взаимосвязанными. Это независимые, или самостоятельные, товары.

5. Ожидания потребителей относительно будущих цен и дохо­дов. Потребительские ожидания относительно таких факторов, как буду­щие цены на товары, наличие товаров и будущий доход, способны изменить спрос. Ожидания потребителей относительно возможности повышения цен в будущем могут побудить их покупать теперь же, чтобы «упредить» угро­жающее повышение цен, и, наоборот, ожидание падения цен и снижения доходов ведет к сокращению текущего спроса на товары. Следует разли­чать изменение в спросе под влиянием неценовых факторов и изменение величины спроса под влиянием цены.

Изменение в спросе означает, что кривая спроса изменяет свое по­ложение либо вправо (увеличение спроса), либо влево (сокращение спроса). Причиной изменения спроса является изменение одной или более детерминант спроса. В противоположность этому изменение величины спроса означает передвижение с одной точки на другую точку на постоянной кривой спроса, т. е. переход от одной комбинации «цена-количество продукта» к другой комбинации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: