Предложение - это количество товара, которое предъявляется к продаже по какой-либо определенной цене в течение определенного времени. Закон предложения гласит: между ценой и величиной предложения существует прямая связь. Кривая предложения направлена вверх слева направо, т. е. показывает, что фирмы готовы предложить больше продукта при более высоких ценах.
Чем выше цена товара, тем большее его количество (при прочих равных условиях) готовы предложить продавцы. Положительная зависимость между изменениями цены и величины предложения называется законом предложения. Зависимость количества предлагаемых благ от уровня цены может быть изображена графически (см. рис.).
Таблица 3
Шкала предложения
Цена 1 кг яблок, руб. | Количество яблок, которое продавцы готовы продать, т |
Рис. Кривая предложения индивидуального товара, отражающая зависимость величины предложения от цены
Кривая предложения - кривая, которая показывает, какое количество экономического блага при прочих неизменных условиях готовы продать производители по разным ценам в данный период времени. Изображенная кривая S (от англ. supplу) характеризует связь уровня цен и величины предложения блага Q в определенный период времени. Она имеет положительный наклон, что свидетельствует о желании производителя продать большее количество благ по более высокой цене. Увеличивающийся наклон кривой показывает снижение эффективности производства благ по мере увеличения объема и формально отражается в положительности условия второго порядка. Если это условие можно при анализе игнорировать, экономисты и кривую предложения предпочитают изображать как прямую.
|
|
Кривая предложения, обозначаемая символом S, делит первый квадрант на две области. Точки выше ее характеризуют такие соотношения цены и количества, при которых косвенная конкуренция продавцов будет давить на рыночную ситуацию. Если на рынке неизменно количество блага, то совершенная конкуренция продавцов будет вести к понижению цены до тех пор, пока на рынке не останутся только те из них, кто готов продать по цене, находящейся на кривой предложения. Если почему-либо цена не изменяется, хотя бы недолго, то конкуренция продавцов будет вести к усиленному предложению ими товара по этой цене. Граница такой активности - всё та же кривая предложения. Таким образом, кривая предложения - это граница, разделяющая зону конкуренции производителей и те сочетания цены и количества блага, которые никогда не могут реализоваться на практике. Можно сказать, что кривая предложения представляет собой геометрическое место точек, соответствующих минимальным значениям цены, по которой множество продавцов готовы предложить каждый объем благ на протяжении стандартного периода времени.
Можно отметить, что предложение частных благ также суммируется по горизонтали.