Типы рынков

По степени развитости этих и иных хозяйственных свобод рынки можно подразделить па три типа: а) свободный, б) нелегальный, в) регулируемый.

Первый тип рынка - свободный рынок. Продавцы сами решают, что продавать, кому сбывать продукцию и по какой цене. Подобным суверенитетом обладают и покупатели. Рынок первого типа свободен от вмешательства государства и строгого правового регулирования. Ради истины следует признать, что часто такая неограниченная свобода оборачивается своей неприглядной стороной. В наше время из-за своеволия субъектов рынка и несоблюдения ими "правил игры" этот тип рынка получил нелестные названия - "дикий", "блошиный", "нецивилизованный".

Второй тип рынка – нелегальный. Деятельность ведется с нарушением законов и правил купли-продажи обычных товаров (при отсутствии необходимых патентов, лицензий, при неуплате сборов, налогов и т.п.). Нелегальным является и черный рынок. На нем подпольно торгуют товарами, которые законом запрещено реализовывать (например, наркотики, оружие, порнография).

Первому и второму типам рыночных отношений присущи стихийность, непредсказуемость развития и неуправляемость.

Рынок третьего типа - регулируемый, подчиненный определенному порядку, который закреплен в правовых нормах и поддерживается государством.

Во-первых, высокий уровень концентрации и специализации производства и расширение масштабов обобществления экономики. Крупные предприятия уже не могут, как было прежде, вслепую работать на неизвестный им рынок, подверженный стихийным переменам. Чтобы не рисковать огромными затратами капитала, крупные фирмы стремятся заблаговременно обеспечить себе рынки сбыта, охотно идут на выполнение выгодных им государственных заказов. Примечательно, что по заказам фирм и государства реализуется, например, автомобилей до 60%, станков - 100%.

Во-вторых, усиление общественного характера рыночных связей. Если в прошлом производитель товара часто сам продавал его непосредственно потребителю, то теперь между Ними - большая армия посредников. Они занимаются разными видами торгового сервиса покупателей - наладка и ремонт проданных изделий, гарантийное и сервисное обслуживание потребителей. Например, в США насчитывается 383 тыс. фирм оптовой тор­говли и 1567 фирм розничной торговли, которые приобретают товары для перепродажи или сдачи их в аренду другим потребителям с выгодой для себя. Все это привело к существенному усложнению рыночных связей и превратило регулируемый рынок в социальный институт.


Тема 5. Закон спроса. Эластичность спроса. Закон предложения. Эластичность предложения. Тема 4. Рыночный механизм. – 2 часа

Учебник Яковлева стр. 24-51

Кривая спроса. Факторы (детерминанты) спроса. Функция спроса. Полезность и потребительский выбор. Эластичность спроса. Виды эластичности спроса. Предложение. Кривая предложения. Факторы (детерминанты) предложения. Функции предложения. Эластичность предложения. Равновесие и равновесная цена. Изменение в рыночном равновесии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: