ОРГАНИЗАЦИЯ СТАТИСТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Организация статистических исследований в Республике Беларусь осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственной статистике».
Государственная статистика – это система сбора, обработки, обобщения, хранения, защиты, предоставления, распространения и использования органами государственной статистики и уполномоченными государственными организациями первичных статистических данных и сводных статистических данных об экономическом, демографическом, социальном и экологическом положении в Республике Беларусь.
Основными задачами государственной статистики являются:
· разработка научно обоснованной статистической методологии и ее совершенствование в соответствии с национальными и международными стандартами;
· сбор, обработка, обобщение, накопление, хранение и защита статистической информации;
· распространение сводной статистической информации.
Государственная статистика базируется на следующих принципах:
· научная обоснованность и объективность статистических данных;
· актуальность и своевременность статистических данных;
· конфиденциальность первичных статистических данных;
· сопоставимость статистических данных;
· доступность и открытость сводных статистических данных;
· профессионализм и независимость при осуществлении государственной статистической деятельности.
Субъектами государственной статистики являются:
· органы государственной статистики;
· уполномоченные государственные организации;
· респонденты.
В систему органов государственной статистики входят:
· Министерство статистики и анализа Республики Беларусь;
· территориальные органы государственной статистики: областные и Минское городское управления статистики;
· отделы статистики по городам и районам.
Органы государственной статистики ведут государственную статистику по формам централизованных государственных статистических наблюдений, единых для всех респондентов. Источником информации служат данные первичного и бухгалтерского учета, осуществляемые респондентами.
Респонденты – это организации и физические лица, первичные данные о котором являются объектом государственных статистических наблюдений. Следует отметить, что физические лица являются респондентами только при проведении специальных наблюдений (единовременных учетов, переписей, обследований).
Первичный, или оперативный учет – это регистрация каждого отдельного свершившегося факта, объекта, события, производимая в первичном учетном документе, являющемся источником сведений для бухгалтерского учета. Например, это отражение в нарядах количества изделий, обработанных каждым рабочим за смену; запись в табелях количества часов, отработанных каждым работником; ежедневный учет списочной численности работников через личные карточки учета в отделе кадров; записи в лимитно-заборных картах количества материалов, отпущенных со склада; учет в инвентарных карточках каждого объекта основных средств, поступившего и имеющегося в цехе, участке и т.д.
Бухгалтерский учет – это всесторонний учет средств, материальных ценностей и их движения в пределах организации. Особенностью бухгалтерского учета является то, что он ведется в денежном выражении на основе строго документированных записей всех единичных фактов, хозяйственных операций. Он использует данные первичного учета.
Используя данные первичного учета, респондент формирует первичные статистические данные – сведения об этом респонденте – и представляет их органам государственной статистики по установленным формам в установленные сроки.
Путем обработки и обобщения первичных статистических данных, полученных от респондентов, органы государственной статистки формируют сводные статистические данные, или статистическую информацию об экономическом, демографическом, социальном и экологическом положении в Республике Беларусь.
Чтобы статистическая информация была объективной, всеми субъектами должна соблюдаться единая статистическая методология – совокупность приемов, правил и методов, используемых для сбора, обработки и обобщения статистической информации. Единообразие достигается наличием единого методологического и координационного центра - Министерства статистики и анализа Республики Беларусь.
Министерство статистики и анализа проводит статистическую политику, определяет состав статистической информации, разрабатывает методологию статистики, вводит и утверждает формы государственной статистической отчетности и других государственных статистических наблюдений, устанавливает сроки предоставления данных, обеспечивает органы власти и управления, других участников общества статистической информацией. Такое единое руководство обеспечивает ее достоверность, актуальность и своевременность в пределах всей экономики и отдельных звеньев.
Областные и Минское городское управления статистики организуют статистическую деятельность в границах соответствующих административных территорий. Отделы статистики по городам и районам являются первичным звеном системы государственной статистики и обеспечивают сбор и обработку статистических данных на подконтрольных им территориях.
К уполномоченным государственным организациям относятся отраслевые министерства, ведомства, объединения и другие органы государственного управления, которые осуществляют ведение государственной статистики в отношении находящихся в их подчинении организаций.
Уполномоченные государственные организации имеют право получать от респондентов, находящихся в их подчинении, первичные статистические данные, проверять их достоверность путем сопоставления с данными первичных учетных документов. Они обязаны осуществлять организацию и проведение нецентрализованных государственных статистических наблюдений и передавать сводные статистические данные по таким наблюдениям органам государственной статистики по их первому требованию. Нецентрализованные статистические наблюдения позволяют формировать статистическую информацию в рамках отдельных отраслей, необходимую для их эффективного управления ими. Для проведения таких наблюдений уполномоченные государственные организации разрабатывают формы нецентрализованной отчетности, состав первичных статистических данных, методологию их сбора, которые утверждаются Министерством статистики и анализа. Нецентрализованная статистика является частью системы государственной статистики и должна полностью отвечать ее принципам.