Развитие СП в Германии в 19 веке

Периодизация науки сравнительного правоведения.

1) этап 19 - начало 20 века. основная идея - господство концепции "вселенского права" и мысль о возможности международной унификации права. Компаративисты при сравнении правовых систем поняли, что общая единая структура есть у систем.

2) этап 20-40-е годы 20 века нет науки СП есть только метод. Мир был растерзан после первой мировой войны. Повился коммунистический лагерь.Случился экономический кризис. Наукой не занимались.

3) этап 40-50е годы 20 Века. Утилитарный подход к СП. рост интереса к СП исследованиям. Происходит слом колониальной ситсемы, появляется юридическая переферия.

4) этап 60-е годы 20 века. Происходит оформление теории правовых семей и окончательно побеждае версия, что это все-таки наука. (Н.А. 3 и 4 этап можно объединить).

5) этап с 90-ых годов. происходит существенное изменение акцентов в СП. Сейчас на первый план выходит соответсвие национального права международнымм стандартам. Процесс междунароной гармонизации права.

Унификация - формирование единообразных норм. Гармонизация - сближение правовых норм.

Германская школа является первой европейской школой, которая глубоко занималась СП исследованиями - началось в конце 18 века. в тот период времени в Германии господствовала историческая школа права (право развивается по национальному пути - соответсвенно изучение иностранного права ни чем не поможет совершенствованию национального права, сравнивать можно только в истрическом аспекте и с правом древнего Рима как с первоосновой). появление исторической школы права был заказ монархов Пруссии, Германии в связи с французской революцией. Задача школы обосновать, что французский опыт невозможно повторить в других государствах, что это случайность. Представители школы: Пухта, Савиньи "дух народа" - отрицал заимствование права у других народов, проводил сравнение немецкого права с правом Древнего Рима.

В 19 веке идее исторической школы противостояли 2 школы:

1) кантианская

Самый яркий представитель Фейербах. он выступал против правового национализма и против универсального формализма. Нельзя обощать, какие-то элементы зарубежного права не могут быть заимствованы, но некоторые вещи могут. Он первый применил СП метод в уголовном праве Баварии (предложил проект баварского УК, основанного на опыте Италии).

2) гегельянская (гейдельбергская - по названию университета)

Гегель был консерватором и сторонником монархической формы правления. По его мнению эталон государсвенного развития - Прусская монархия. Он достаточно прохладно относился к правовому опыту других государств.

Ганс - является разработчиком СП метода - история прошлого должна помочь раскрыть содержание настоящего. Он занимался исследованиями конфессионального права в разных правовых системах.

Цахареен - он является одним из первых представителей синхронного сравнения. Он занимался сравнением немецкого и французского права.

Миттермайер - он первым посттавил вопрос о практическом значении СП. По его мнению СП должно было стать инструментом законодательной инициативы.

Пост, Коллер - основоположники юридической этнолоогии. право это элеент культуры, право развивается в цивилизационном масштабе. В рамках одной цивилизации право развивается одним путем.

В целом о немецкой школе. Большое внимание уделяли историческим аспектам и теоретическим. Первые задумались о практической значимости на национальном уровне. Немцы не вышли за пределы европейского континента. все в первой половине 19 века.

Французская СП школа.

в 1834 году появилась кафедра СП в колледж де франс. начал издаваться журнал иностранного законодательства. В журнале 2 цели: изучение иностранного права и совершенствование национального права.

1846 год - создание кафедры сравнительного уголовного права в францкзском университете

1869 - общество сравнительного законодательтсва

19 век это время упрочения и стабилизации французской правовой системы.

Господствующей школой была школа юридического позитивизма (правом признается только то, что зафиксировано и санкционировано государством).

Создание первых кодифицированных актов - для школы позитивизма.

Французы считали, что их право совершенно и не нуждаеттся в обосновании.

Школа экзегезов основное направление юридической науки. они были позитивистами, государственниками и правовыми националистами. Так как наше право совершенно, нужно соершенствовать отдельные правовые нормы. цель СП это совершенствоание практически значимых правовых положений. Использование СП в отраслевых науках. Они говрили, что готовы помочь любому государству в совершенствований.

Им противостоял Салей- компаративист. в 1873г. он содал институт международного права. Он был последователем Йеринга - право это постоянно эволюционизирующа идея, право развивается вслед за социумом. Солей говорил, что французское право, созданное в конце 20 века стало устаревать, оно не соответствует требованиям жизни. В кодексе Наполеона нет юридических лиц и договоров. Нужна реформа французского законодательства и французского права. нужна конкретная доктринальная реформа. Школу экзегезов называл стерильным толкованием - оторванным от жизни. Основная функция СП это не теоретическое умозаключение, а совершенствоание нациоанльного права. Но он был рационалистом и понимал, что никто не разрешит внести изменения в кодекс. он решил, что совершенствовать надо правоприменительную практику. Правовые пробелы надо решать с использованием иностранного зарубежного права. он стал сравнивать европейские национальные правовые системы и выявил схожие социальные проблемы и схожие правовые регуляторы. Салей сделал вывод - европейские правовые системы имеют общие черты, единые закны эволюции, единство внутренней организации. Эти схожие черты он назвал европейским идеальным (существует как идея, это умозрительная модель) правом. Идеальая модель реализуется в каждой системе. Отличия естественного права от европейского идеального- естественное носит наднациональное право, а европейское идеальное право интегрировано в национальное. Он это идеальное право назвал - общее право цивилизованного человечества. он заложил основу для теории принципов права и выделил общие принципы права, которые реализовались в МПП.

Солей говорил, что можно использовать зарубежное право при соблюдении 2 условий: 1) наличие пробела 2) иностранное регулирование не должно противоречить нациоанльным принципам права.

Вывод. Французское СП впервые стало значимым, но свелось к решению практических прикладных проблем к сравнительному методу на службе судебной политики.

09.09.13 Сравнительное правоведение

20в

1900 - Первый международный конгрес СП в Париже. его организатор- Солей.

На конгрессе были поставлены 2 основные задачи:

1- оформление СП как самостоятельной науки. Предлагалось обсудить общетеоретические вопросы, связанные с СП. При обсуждении вопросов были формированы 2 основные точки зрения:

а- англо-саксонская школа иконтинентальные юр позитивисты- СП это метод юр науки

б - французская школа - Солей, Ланбер, Леви-Ульман- СП - самостоятельная наука и СП это предтеча вселенского универсального права.

2-посвящено решению конкретныхюрзадач в разных национальныз правовыхсистемах. Было 9 сранительно - правовых секций, в основном, они касались вопросов частного права. Материальной основной для работы этих секций были следующие события:

а- активная европейская кодификация. Кроме кодекса наполеона в 1896 году появилось ГГУ, 1897 + Германское торговое уложение. Т.о. оформилось два варианта кодификации: либо по французскому образцу (как в кодексе наполеона), либо по греманскому образцу (как ГГУ).

На основании работ конгресса былсформулирован ряд практических положений по унификации законодательства. Например, в 1902 -1905гг были приняты Гаагские конвенции, которые сформировали "климат Гааги"- 10 европейских государств (Без россии) заключили конвенции регионального типа, которые распространялись на европейский континент по вопросам частного правао браке и разводе, об опеке и попечительстве, оправах супругов, о брачном имуществе. таким образом было положео практическое начало идее Солея о создании единого европейского права.

1907 в Швецарии был принят ГК, в 1911 - Обязательственный закон, в котором оттразились унификационне идеи, сформулированные на Конгрессе.

Вывод:

1- СП развивалось в основном в рамках континентальной Европы

2- были выработаны принципы и критериисравнения

3- произошел отход от позитивного сравнения 19в, в сферу с-п анализа вошла правоприменительная практика, при чем не только судебная, но и административная

4- в этот период времени компартивисты максимально близко подошли к понятию "правовая семья"


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: