Национальные правовые системы имеющие ряд общих, сходных черт, признаков образуют некую единую, автономную общность, охватывае­мую понятием «правовая семья»

Таким образом национальная правовая система понимается как исто­рически сложившаяся совокупность норм права отдельной страны, а так­же используемые в этой стране механизмы правотворчества, правореали-зации и государственного принуждения, призванные обеспечить надлежа­щее функционирование и совершенствование действующих норм права.

Право — это мера свободы класса и, соответственно, личности, обус­ловленная в конечном итоге материальными, экономическими отноше­ниями общества и выражающаяся в форме правомочий либо правопри-тязаний на соответствующую долю материальных и духовных благ общества, а также в форме обязанности не посягать на права других лиц государства и общества в целом.

Глава 28 ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ

1. Понятие национальной правовой системы

Одним из необходимых этапов на пути познания сущности и соци­альной природы права является поиск учеными-юристами общих черт, признаков, закономерностей, которые лежат в основе действующих национальных систем права. В настоящее время на земном шаре таких систем насчитывается более двухсот. Однако нет ни одного суверенно­го государства, которое бы имело систему норм права, полностью со­впадающую с системой права, действующей в какой-либо другой стра­не. Принципиальное различие между действующими правовыми система­ми проявляется и во всех иных компонентах механизма правового регулирования: источниках права, судебной и иной правоприменительной практике, исторических традициях, правосознании, правоотношениях.

Можно найти немало примером тому, как принципиально важ­ные положения одной правовой системы воспринимаются негатив­но, отвергаются другими правовыми системами и наоборот. Так ос­нову мусульманского права составляют религиозные тексты — Ко­ран, Сунна, тогда как правовая система Франции не только не воспринимает религиозные тексты в качестве источников права, но и запрещает какое-либо вмешательство религиозных организаций в дела государства и даже использование зданий религиозных органи­заций для проведения политических мероприятий.

Одним из действенных приемов, с помощью которого ученые-юристы пытаются выявить общие и специфические признаки дей­ствующих правовых систем, является их сравнение, сопоставление. Существует целое направление научных исследований — сравнитель­ное правоведение, ставящее своей непосредственной целью прове­дение сравнительного анализа действующих правовых систем, их классификацию и выявление всего многообразия действующих норм, приемов и способов нормативно-правового регулирования обще­ственных отношений, применяемого в современном мире.

Сравнение и основанная на нем классификация исследуемых яв­лений в истории науки не раз приводила к серьезным открытиям, примером чему может служить всем известная периодическая систе­ма элементов Д.И. Менделеева, сыгравшая первостепенную роль в изучении химических веществ и даже предсказавшая существование элементов, которые не были известны на момент составления таб­лицы, но были открыты впоследствии.

Основным объектом сравнительного анализа правовых систем современности выступает национальная правовая система.

Понятие «национальная правовая система»является одним из наибо­лее широких по содержанию правовых понятий и включает в себя всю, без какого-либо исключения совокупность правовых явлений и процессов, дей­ствующих в какой-либо отдельно взятой стране (Франции, Германии, Болгарии, России и т.д.). Этим понятием охватывается прежде всего вся система норм права, действующих в стране. Поскольку любая система права представляет собой итог правотворческой деятельности государ­ства и общества, то и в национальную правовую систему включают так­же правотворческую деятельность государственных органов, обществен­ных и иных организаций, населения по подготовке, принятию и даль­нейшему совершенствованию действующих норм права.

Важнейшим и необходимым элементом национальной правовой системы выступает также деятельность государства и общества по охра­не и реализации норм права в конкретных отношениях. Ибо норматив­но-правовое регулирование общественных отношений достигает своей конечной цели лишь на стадии реализации, воплощения действующих норм в конкретных отношениях, стадии создания правовых отноше­ний, соответствующих действующим нормам права. И только с учетом конкретных правоотношений, которые реально возникают и существу­ют в обществе, можно давать объективные оценки нормам права, их способности выступать в качестве действенных, эффективных регуля­торов общественных отношений, сравнивать, сопоставлять регулятив­ный потенциал одной национальной правовой системы, ее отдельных частей с другой национальной правовой системой.

Граждане, государственные органы и иные лица, будучи субъек­тами правотворческой, правоохранительной и правоприменительной деятельности, осуществляют волевые действия и акты, принимают юридически значимые решения, вступают в конкретные правоотно­шения. Все такие действия и решения, прежде чем выразиться в кон­кретном поведении тех или иных лиц, проходят стадию мыслитель­ной деятельности субъекта, на которой решающую роль играет правосознание субъекта, его правовые знания, правовые чувства, эмо­ции и установки. Особенно велика роль правосознания, таких его компонентов, как правовая наука и правовая идеология на стадии правотворчества, формирования новых норм права. Поэтому право­сознание также выступает необходимым компонентом националь­ной правовой системы.

Таким образом, понятие «национальная правовая система» вклю­чает в себя все компоненты механизма правового регулирования: сис­тему норм права, правосознание и правоотношения, а также механиз­мы правотворчества, реализации норм права и государственного при­нуждения. И все же данное понятие не является тождественным понятию «механизм правового регулирования», поскольку имеет более широкое содержание. Национальная правовая система характеризует механизм правового регулирования, во-первых, не абстрактно, а реально дей­ствующим в какой-либо отдельной стране и, во-вторых, рассматрива­ет его как результат длительного исторического развития.

Если понятие «механизм правового регулирования» отражает пра­вовые процессы и явления абстрактно, в виде совокупности наибо­лее устойчивых, общих явлений и процессов, характеризующих дея­тельность общества и государства по правовому регулированию об­щественных отношений, то понятие «национальная правовая система»отражает эти же процессы и явления реально действующи­ми в какой-либо стране, государстве. Поэтому содержание нацио­нальной правовой системы составляют не только явления и процес­сы, которые необходимы, присущи любому механизму правового ре­гулирования, но и реально действующие явления и процессы, представляющие собой результат действия каких-либо случайных, субъективных факторов и не соответствуют закономерностям пра­вового развития.

Например, действующее законодательство любой страны наряду с эффективно действующими нормами права, содержит ту или иную совокупность законотворческих ошибок в виде пробелов, противоре­чий, декларативных или фактически утративших действие норматив­ных предписаний. Законотворческие ошибки не являются объектив­но необходимыми компонентами механизма правового регулирова­ния. Их наличие в действующем законодательстве обусловливается недостаточно высокой правовой культурой членов законотворческо­го органа, неумелым применением требований законодательной тех­ники разработчиками законопроекта, некачественной экспертизой законопроекта и другими субъективными причинами. Равным образом и реальные процессы правоприменения, реализации норм права зачастую отходят от теоретических канонов механизма реализа­ции норм права. Реализуя нормы права субъекты руководствуются не только ими, но и другими социальными нормами, а также совершают деяния, прямо противоречащие нормам права. И тем не менее все юри­дически значимые действия и решения, независимо от степени их со­гласованности с действующим правом, охватываются понятием «на­циональная правовая система».

Другая отличительная особенность понятия «национальная право­вая система «состоит в том, что оно охватывает правовую систему как в статике, так и в динамике, в историческом развитии. Любая современ­ная национальная правовая система представляет собой итог, став­ший результатом ее длительного исторического развития. Истори­ческая преемственность ставшего и предшествующих ему состояний может выражаться в различных формах. Отдельные компоненты, возникшие на предшествующих стадиях исторического развития си­стемы, продолжают сохраняться в ее современном действующем со­стоянии. Возможны также ситуации, когда компоненты системы не сохранились в действующей правовой системе, но оказали существен­ное влияние на ее развитие, в том числе и ее современное состояние.

Ярким примером сохранения исторических традиций в современ­ной правовой системе может служить правовая система исламских государств, основными источниками которой выступают Коран, Сунна и другие религиозные тексты, возникшие в начале первого тысячеле­тия и применяемые для регулирования общественных отношений в их первоначальном варианте, без каких-либо изменений и новаций. Историческая преемственность ярко проявляется в правовой системе Англии, США, Франции и других стран. Ни одна современная право­вая система не может быть полностью понята в ее существенных свой­ствах, признаках без учета ее исторического развития.

2. Понятие правовой семьи. Основные семьи современного права

Правовая система отдельной страны, будучи уникальной и непов­торимой в ее историческом развитии и современном, ставшем со-

стоянии, содержит и некоторые черты, признаки, присущие другим либо всем национальным правовым системам. Так, все национальные пра­вовые системы используют нормы права в качестве регуляторов об­щественных отношений, создают специальные судебные органы для разрешения правовых конфликтов между участниками правоотно­шений, обеспечивают действие правовых норм с помощью государ­ственного принуждения и др.

Есть также признаки, присущие не всем, а только некоторым на­циональным правовым системам. Например, в Англии, США, Ка­наде лидирующую роль в системе источников права играет судеб­ный прецедент, тогда как в Италии, Германии, Польше, Российской Федерации и некоторых других странах континентальной Европы основным источником права признает закон, а судебный прецедент либо вовсе не признается источником права, либо играет роль вто­ростепенного источника права.

Основанием для обособления национальных правовых систем в отдельную правовую семью, как правило, берутся наиболее важные, сущностные признаки, свойства, компоненты правовых систем, в том

числе:

общие исторические корни. Национальные правовые системы мо­гут иметь единый и достаточно длительный этап своего становления и развития. На этом их общем этапе были сформированы принци­пы, специфические черты, которые играли известную роль в исто­рии этих правовых систем и не утратили своего значения в совре­менный период. Значительный интерес в этом плане представляет обычное право стран Африки. Все исследователи единодушно кон­статируют общность и оригинальность его принципов, институтов, юридической техники, которые существенно отличаются от европей­ского обычного права. Все это дает основания для бесспорного ут­верждения о том, что обычное право стран Африки имело какого-то общего предка, общую историческую основу. В то же время вопрос об этом общем предке остается неясным и дискуссионным;

источники права. Это один из основополагающих признаков де­ления национальных правовых систем на правовые семьи. Существу­ет прямая и непосредственная связь между системой источников права и остальными компонентами механизма правового регулиро­вания. В зависимости от того, какие способы формирования права

используются в национальной правовой системе, что признается дей­ствующим правом, образуются и действуют механизмы охраны и ре­ализации норм права. Государства континентальной Европы, при­знавая закон ведущим источником права, принимают большую часть норм права в форме законов, а на судебные органы возлагают обя­занность неукоснительного следования действующим законам. В Ан­глии основным источником права длительный период признавался судебный прецедент, что в свою очередь значительно сдерживало за­конотворческую деятельность представительного органа страны и одновременно наделяло суды правотворческими функциями. Свое­образие правовых источников мусульманского права также сказы­вается в системе органов, осуществляющих правотворческие и су­дебные функции;

исходные принципы правового регулирования, единство юридических понятий и терминов. Общность национальных правовых систем может проявляться не только в их механизмах правового регулирования, но и в непосредственном содержании действующих правовых норм и институтов. Наиболее ярко эта общность обнаруживается на уровне конкретных правовых принципов и правовых понятий. Не представ­ляет большого труда увидеть различие между национальными право­выми системами стран Европы, Индии и стран Дальнего Востока на уровне основополагающих правовых принципов. Если для всех евро­пейских стран ведущим является принцип борьбы за право, за созда­ние реальных условий для того, чтобы любой гражданин, иное лицо мог реально защитить свои нарушенные права путем обращения в суд или иной компетентный орган, то для правовых систем Индии и стран Дальнего Востока ведущим является прямо противоположный прин­цип — добросовестное исполнение возложенной обязанности и тер­пеливого отношения к любым посягательствам на субъективные пра­ва человека или иного лица. На принципах, существенно отличаю­щихся от принципов европейского права, основано и обычное право африканских стран. Туземное правосудие, по мнению Р. Давида и Ж. Спинози, выступает скорее как институт примирения, чем как ин­ститут применения наказания правонарушителя. Отсутствие действен­ного механизма исполнения решений делает еще более необходимым институт согласия; решение, основанное на властных началах, риску­ет остаться неисполненным;

отрасли и институты права. Национальные правовые системы, ос­нованные на общих принципах и правовых понятиях, терминах, как правило, имеют и значительное сходство в системе отраслей и институтов права. Все страны континентальной Европы в системе дей­ствующих норм права выделяют гражданское, конституционное, ад­министративное (полицейское), уголовное и другие отрасли права. В то же время для Англии, как представительницы общего права, подобное деление норм права на отрасли является неведомым. В Ан­глии отсутствуют гражданское, административное, торговое и неко­торые другие отрасли права. Вместо них используется деление норм права на общее право и право справедливости, неизвестные странам континентальной Европы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: