Введение. Для студентов экономических

Стр.

СОДЕРЖАНИЕ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

МАКРОЭКОНОМИКА

для студентов экономических

специальностей дневной и заочной форм обучения

Витебск

УДК

Макроэкономика. Учебно-методический комплекс для студентов экономических специальностей дневной и заочной форм обучения. Витебск, Министерство образования РБ УО “ВГТУ”, 2006

Составитель: доц. Семенчукова И.Ю.

ст.преп.. Селезнева Ю.М.

Учебно-методическое пособие включает в себя курс лекций по дисциплине, перечень тем практических занятий с разбивкой по вопросам (в соответствии с рабочей программой) по основным макроэкономическим проблемам: объему национального производства и факторам, определяющим его рост; безработице; формам и методам государственного регулирования национальной экономики; вопросы для обсуждения по этим проблемам, задачи., требования по выполнению курсовых работ и темы курсовых работ. Для студентов заочного факультета представлены также требования и задания для выполнения контрольных работ.

Одобрены кафедрой экономической теории и маркетинга УО “ВГТУ”

“__ _ _” ____ _ ___ 2006г., протокол №

Рецензент:

Редактор:

Рекомендовано к опубликованию редакционно-издательским советом ВГТУ «­­___»200 ­__г., протокол №­­­­_____.

Ответственный за выпуск Гордеева Н.С.

Учреждение образования «Витебский государственный технологический университет»

Подписано к печати Формат Уч изд. листов

Печать ризографическая. Тираж экз. Заказ Цена р.

Отпечатано на ризографе УО «Витебский государственный технологический университет». №02330/0133005

210035, Витебск, Московский пр-т, 72

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................

БАЗОВАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИН Е……………………..

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ:

Лекция 1. Предмет и метод макроэкономического анализа……………………..

Лекция 2. Народнохозяйственный кругооборот. Национальное счетоводство

Лекция 3. Исторический экскурс в теорию народнохозяйственного кругооборота и национального счетоводства………………………………………………

Лекция 4. Народнохозяйственный баланс и национальное счетоводство……

Лекция 5. Измерение объема национального производства, национального дохода и уровня цен……………………………………………………………..

Лекция 6. Совокупный спрос и совокупное предложение…………………

Лекция 7. Макроэкономическая теория занятости……………………………

Лекция 8. Потребление, сбережения, инвестиции как инструменты макроэкономического анализа…………………………………………………………..

Лекция 9. Макроэкономическое равновесие: сущность, модели, методы определения……

Лекция 10. Основы бюджетной политики…………………………………….

Лекция 11. Центральные банки и денежно-кредитная политика………………

Лекция 12. Денежный рынок и механизм его функционирования……………

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ:

Практическое занятие №1 «Предмет и метод макроэкономического анализа»

Практическое занятие №2 «Народнохозяйственный кругооборот. Национальное счетоводство»…………………………………………………………..

Практическое занятие №3 «Исторический экскурс в теорию народнохозяйственного кругооборота и национального счетоводства»……………………

Практическое занятие №4 «Народнохозяйственный баланс и национальное счетоводство»

Практическое занятие №5 «Измерение объема национального производства, национального дохода и уровня цен» ………………………………………..

Практическое занятие №6 «Совокупный спрос и совокупное предложение»…

Практическое занятие №7 «Макроэкономическая теория занятости»………

Практическое занятие №8 «Потребление, сбережения, инвестиции как инструменты макроэкономического анализа»……………………………………..

Практическое занятие №9 «Макроэкономическое равновесие: сущность, модели, методы определения»………………………………………………………..

Практическое занятие №10 «Основы бюджетной политики»…………………

Практическое занятие №11 «Центральные банки и денежно-кредитная политика»……………………………………………………………………………

Практическое занятие №12 «Денежный рынок и механизм его функционирования»…………………………………………………………….

КУРСОВЫЕ РАБОТЫ: индивидуальные задания и требования по выполнению ………………………………………………………………………

КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ: задания и указания по выполнению студентами заочного факультета экономических специальностей.............

СПИСОК АНГЛИЙСКИХ СОКРАЩЕНИЙ …………………………..

Уровень макроэкономического анализа относится либо к экономике как целому, либо к таким составляющим ее основным подразделениям или агрегированным покупателям (агрегатам) как правительственный сектор, домохозяйства, частный сектор и заграница. Агрегат – это совокупность специфических экономических единиц, которые рассматриваются так, как если бы они составляли одну единицу. Мы сможем свести воедино все частные предприятия нашей экономики и рассматривать их как одну гигантскую единицу.

Изучая агрегаты, макроэкономика стремится нарисовать общую картину или начертить общую структуру экономики и связей между крупными агрегатами, составляющими экономику в целом.

Здесь не уделяется внимание конкретным единицам, образующим разные агрегаты. Неудивительно поэтому, исследования различных экономических проблем охватывают анализ таких величин, как общий объем продукции, общий уровень занятости, общий объем дохода, общий объем расходов, общий уровень цен и т.д. Короче говоря, макроэкономика изучает не деревья, а лес. Она дает нам обзор экономики с птичьего полета.

Поскольку макроэкономическая теория имеет дело с фактическим состоянием народного хозяйства, оно по природе своей носит позитивный характер и стремится освободиться от оценочных суждений. Объясняя то, что есть в действительности, эта наука в то же время дает определенные рецепты активного воздействия государства на объект своего исследования. Следовательно, не являясь непосредственным моментом содержания экономической политики государства, макроэкономическая наука выступает ее теоретической основой.

Целью изучения курса «Макроэкономика» выступает освоение студентами принципов и законов функционирования макросистем, на основе которых можно смоделировать оптимальный вариант развития национальной экономики, реализующий такие цели государственной национальной экономики, как полная занятость, справедливое распределение доходов и экономическая защищенность, экономический рост и повышение экономической эффективности национальной экономики, оптимальный платежный баланс и равновесие во взаимодействии с природной средой.

Задачами изучения дисциплины являются:

- овладение навыками экономического мышления при изучении эмерджентности макроэкономики;

- формирование знаний о методиках подсчета количественных зависимостей в национальной экономике;

- усвоение основных принципов и методов государственного регулирования экономики, используемых в рамках различных концептуальных подходов к регулированию макросистем.

Курс макроэкономики логически продолжает и углубляет курс экономической теории и микроэкономики.

При изучении макроэкономики используются элементы таких методов, как логический и исторический, метод функциональных зависимостей.

Настоящее учебно-методическое пособие предназначено для использования студентами дневного и заочного отделения экономических специальностей. В нем представлен конспект лекций по дисциплине, планы практических занятий, перечни вопросов, обсуждаемых по каждой теме, список задач, темы курсовых работ и требования по их выполнению, задания для выполнения контрольной работы по курсу «Макроэкономика» для студентов заочного факультета и факультета повышения квалификации и переподготовки кадров.

БАЗОВАЯ ПРОГРАММА (рег.№ ТД 349/баз от 17.10.03)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: