Функции социально ориентированного государства 7 страница

- вещи (строения, автомобили, мобильные телефоны, телевизоры, фотоаппараты, мебель и т.д.);

- ценные бумаги и документы (деньги, валюта, акции, дипломы, аттестаты и т.д.);

- продукты творчества (произведения искусства, литературы, живописи, науки, результаты авторской и изобретательской деятельности);

- личные нематериальные блага (жизнь, здоровье, честь, имя, достоинство, тайна переписки);

- результаты действий участников правоотношений (доставка грузов, перевозка пассажиров, обеспечение сохранности имущества, выполнение договора подряда и т.д.);

- действия обязанного лица (оказание производственных и бытовых услуг, услуг по обучению, воспитанию, медицинскому обслуживанию, концертному исполнению и т.д.);

- общесоциальные блага и ценности (общественный порядок, независимость и территориальная целостность государства, благоприятная экологическая обстановка, национальная безопасность и т.д.).

Одно и то же благо может быть объектом различных правоотношений. Так, созданная автором статуя является объектом авторского права, при ее продаже – объектом купли-продажи, при ее покупке – объектом права собственности, при ее охране – объектом охраны и т.д.[22]

Таким образом, объект правоотношений – это те явления внешнего мира, которые способны удовлетворить интерес управомоченного лица, выступающие в виде вещи, услуги, продукта духовного творчества или личного нематериального блага, ради которого действуют субъекты правоотношений в рамках своих юридических прав и обязанностей.

Для возникновения правоотношений, кроме наличия правовых норм, необходимы юридические факты.

Юридические факты – это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

Признаки:

- предусмотрены нормативными правовыми актами;

- вызывают определенные правовые последствия (лишение свободы, вступление в наследство, отзыв доверенности);

- объективированы (т.е. выражены вовне в виде справки, договора, записи, доверенности, надлежащим образом оформленных и зафиксированных в установленной в законе процедурно-процессуальной форме). Юридическими фактами не могут быть абстрактные понятия, мысли, эмоции, переживания, события духовной жизни человека. Однако правоприменитель может учитывать субъективную сторону поступка (вину, мотив, интерес, цель), как элемент сложного юридического факта;

- наличие либо отсутствие определенного явления (предмета) материального мира. При этом юридическое значение могут иметь не только позитивные явления, но и так называемые негативные факты (отсутствие отпечатков пальцев, следов взлома, отношений родства, другого зарегистрированного брака и т.д.);

- имеют социальную значимость, т.к. затрагивают интересы личности, общества, государства, несут информацию о состоянии общественных отношений;

- конкретны, индивидуальны, происходят (имеют место) в определенном месте и в определенное время.

Юридические факты являются одной из важных предпосылок возникновения правоотношений. Их модель фиксируется в гипотезе правовых норм. Благодаря им у субъектов права возникают определенные права и юридические обязанности.

Юридические факты могут быть классифицированы по следующим основаниям:

1. По характеру юридических последствий:

- правообразующие (приказ о зачислении в число студентов ВГУ);

- правоизменяющие (академический отпуск в связи со службой в армии);

- правопрекращающие (отчисление из вуза в связи с окончанием учебы и распределением на работу).

2. По волевому признаку:

- события – явления природы, обстоятельства, не зависящие от воли и сознания человека (ливни, лавины, землетрясения, эпидемии). При этом выделяют относительные события, которые в своем зарождении могут зависеть от воли человека (рождение человека, его смерть, пожар и т.д.), и абсолютные события (извержение вулкана, наводнение, снегопад), которые от воли человека не зависят. Если события предусмотрены в законодательстве, то они могут порождать определенные правовые последствия (договор страхования от несчастного случая), если нет, то не порождают наступление, изменение, прекращение правоотношений (форс-мажорные обстоятельства).

- действия (бездействия) – это то, что зависит от сознания и воли человека, его активности. В свою очередь действия могут быть правомерными (соответствовать нормам права) и неправомерными – нарушать требования юридических норм, наносить вред личности, обществу, государству.

Среди неправомерных выделяют преступления (уголовно-наказуемые деяния) и проступки: гражданско-правовые, административно-правовые и дисциплинарные. Их также можно классифицировать: по отраслям права (уголовные, административные, гражданско-правовые и т.д.); по форме вины (умышленные и неосторожные); по мотиву (корыстные, хулиганские, иные); по объекту (преступления против личности, государства, общественной безопасности и общественного порядка, преступления против собственности); по субъекту (индивидуальные, групповые, совершенные организованной группой или преступным сообществом); по социальным признакам (должностные, преступления, совершенные военнослужащими); по возрастному критерию (преступления, совершенные несовершеннолетними и т.д.).

Правомерные действия делятся на юридические поступки и юридические акты (некоторые авторы выделяют также сделки). Юридические поступки – это действия, которые совершаются без намерения вызвать (породить) юридические последствия, однако права и обязанности возникают в силу закона (авторское право, находка чужого имущества).

Юридические акты – это действия, направленные на достижение правового результата. Совершают юридические акты граждане, государственные органы и другие субъекты (заключение брака, кража имущества, возбуждение уголовного дела, постановление суда и т.д.).

Нередко для возникновения правоотношения необходим не один юридический факт, а их совокупность, т.е. фактический состав (например, для призыва на воинскую службу в Республике Беларусь необходимо наличие белорусского гражданства, возраст, здоровье, отсутствие установленного законом права на отсрочку и т.д.).

В ряде случаев роль юридических фактов играют презумпции и фикции.

Юридические презумпции – это предположение о наличии обстоятельств, имеющих силу юридических фактов (презумпция невиновности, презумпция отцовства, презумпция добропорядочности и т.д.).

Юридические фикции – это заведомо неистинные положения, которые вносят определенность в правовое положение лица и способствуют реализации норм права (снятие, погашение судимости).

Выделяют также главные и подчиненные факты, расчетные факты (индексы, коэффициенты, графики и т.д.), оформленные, неоформленные, латентные (скрытые) и др.

Преюдиция – это юридические факты, признанные судом истинными, которые при повторном рассмотрении не требуют доказательства и считаются установленными, не нуждающимися в новой проверке и оценке.

Таким образом, юридические факты являются связующим звеном между правовыми нормами и правоотношениями, в результате которых абстрактные правовые нормы превращаются в конкретные права и обязанности участников. Юридические факты выполняют роль сигнала для участников, информируя о правомерных либо неправомерных последствиях. То есть их знание способствуют правовому регулированию общественных отношений, укреплению законности и правопорядка.

Правоотношения – это сознательно-волевые отношения, возникающие на основе нормы права и юридических фактов между людьми и их организациями и представляющие собой связь юридических субъективных прав и обязанностей их участников.

Субъектами правоотношений являются те субъекты права, которые вступают в правоотношения и между ними возникают субъективные права и обязанности. Участник правоотношения, которому принадлежит право, является управомоченным, а лицо, на котором лежит обязанность, – обязанным субъектом.

Выделяют следующие виды субъектов правоотношений в Республике Беларусь: государство, административно-территориальные единицы, физические лица, юридические лица, а также организации, не обладающие правом юридического лица.

Физические лица – это граждане, лица без гражданства (апатриды), иностранцы, беженцы и т.д.

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Правоспособность – это установленная в законе (праве) способность субъекта иметь, быть носителем юридических прав и обязанностей.

Дееспособность – это установленная в законе (праве) способность субъекта своими действиями приобретать, реализовывать права и налагать на себя юридические обязанности.

Деликтоспособность – это способность лица нести юридическую ответственность за совершенные им правонарушения.

Содержание правоотношений – это единство субъективных прав и юридических обязанностей их участников.

Субъективное право – это вид и мера возможного поведения субъектов.

Юридическая обязанность – это вид и мера должного поведения субъектов.

Объект правоотношений – это те явления внешнего мира, которые способны удовлетворить интерес управомоченного лица, выступающие в виде вещи, услуги, продукта духовного творчества или личного нематериального блага, ради которого действуют субъекты правоотношений в рамках своих юридических прав и обязанностей.

Юридические факты – это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

Юридические поступки – это действия, которые совершаются без намерения вызвать (породить) юридические последствия, однако права и обязанности возникают в силу закона (авторское право, находка чужого имущества).

Юридические акты – это действия, направленные на достижение правового результата.

Юридические презумпции – это предположение о наличии обстоятельств, имеющих силу юридических фактов (презумпция невиновности, презумпция отцовства, презумпция добропорядочности и т.д.).

Юридические фикции – это заведомо неистинные положения, которые вносят определенность в правовое положение лица и способствуют реализации норм права (снятие, погашение судимости).

Преюдиция – это юридические факты, вступившие в законную силу, которые при повторном рассмотрении не требуют доказательства и считаются установленными, истинными, не нуждающимися в новой проверке и оценке.


Т Е М А 10. СИСТЕМА ПРАВА

1. Понятие системы права и ее значение.

2. Элементы системы права.

3. Предмет и метод правового регулирования как основания построения системы права.

4. Публичное и частное право.

5. Основные отрасли права Республики Беларусь.

6. Система права и система законодательства.

7. Правовые системы мира.

Для юристов своего рода аксиомой является положение о том, что право по своему содержанию должно не только соответствовать природе социально-экономического строя, быть воплощением национальной и мировой культуры и образа жизни народа, но и выступать универсальным регулятором поведения и деятельности людей. Оно по своей форме должно надлежащим образом быть организовано, внутренне устроено и согласовано, чтобы не опровергать себя в силу внутренних противоречий. Право с этой точки зрения должно представлять специфически юридическую регулятивную систему, или обладать свойством системности, что то же самое. Для выражения этого качества права в юридической науке используется категория «система права».

Термин «система» в переводе с греч. (systema) означает «целое», «составленное из частей». С философской точки зрения, система – это целостный комплекс взаимосвязанных элементов, которые, выступая системой более низкого порядка, одновременно представляют собой элемент системы более высокого порядка. Значит, выяснение вопроса о том, что такое система права, предполагает дать ответ, по меньшей мере, на два вопроса: 1) из каких частей состоит право и 2) как эти части взаимосвязаны между собой? Ответы на эти вопросы заключают в себе представление о внутренней структуре (организации) права.

Понятие «система» означает, что право представляет собой некое целостное образование, состоящее из множества элементов, находящихся между собой в определенной связи (соподчинении, координации, функциональной зависимости и т.д.).

Поскольку содержанием права являются его нормы, то, следовательно, и систему права представляют определенным образом структурированные и взаимосвязанные друг с другом нормы права. Объективно складывающаяся между отдельными нормами (или группами норм) связь придает им определенное структурное единство. Таким образом, нормы объединяются в более общее нормативно-юридическое образование – институты права, а те, в свою очередь, – в подотрасли и отрасли права, которые в своем единстве и есть система права.

Единство системы права – специфическое свойство права, обусловленное единством целей и задач правового регулирования, единством правовых принципов, определяющих сущность права, наконец, единством системы регулируемых отношений. Будучи внутренне единым и целостным нормативным образованием (системой нормативного регулирования), право вместе с тем подразделяется на определенные части – отрасли и институты, каждая из которых выполняет самостоятельную роль в механизме воздействия права на поведение и деятельность людей-индивидов и их организаций. Единство и обособленность (дифференцированность) являются необходимыми условиями системной организации права.

Особо следует обратить внимание на объективный характер системы права, ее обусловленность спецификой регулируемых отношений. Это означает, что система права – явление объективное, складывающееся под непосредственным воздействием господствующих отношений, идеологии, культуры, образа жизни людей. Объективный характер системы права подтверждается тем обстоятельством, что, независимо от типа современного государства и характера правовой системы, имеются группы однородных отраслей права, идентичных всем странам (конституционное, гражданское, уголовное, административное, семейное и др.). Оказывая непосредственное воздействие на формирование системы права, законодатель не может отвлечься от этих объективных факторов. В ином случае система права может складываться и помимо воли законодателя. Итак, система права – это объективно существующее внутреннее строение права, его подразделение на отрасли, подотрасли, институты и нормы.

Элементы системы права.

1. Нормы права – это элемент системы права, его «атом», более не делимый (хотя внутренняя организация нормы имеет «свою систему» – определенным образом взаимосвязанные диспозицию, гипотезу и санкцию). В системной организации права правовые нормы существуют не обособленно, а соответственно своему предметному назначению объединяются в более общее образование – институты права.

2. Институт права – это элемент системы права, представленный совокупностью правовых норм, регулирующих однородную группу общественных отношений. Правовой институт представляет собой обособленный блок отрасли права, которому свойственны: а) однородность фактического содержания – каждый институт предназначен для регулирования самостоятельной, относительно обособленной группы отношений либо отдельных поступков, действий людей; б) юридическое единство правовых норм. Нормы, входящие в правовой институт, образуют единый комплекс, выражаются в общих положениях, правовых принципах, специфических правовых понятиях, что создает особый, присущий для данного вида отношений, правовой режим регулирования; в) нормативная обособленность, т.е. обособление образующих правовой институт норм в главах, разделах, частях, иных структурных частях закона либо иного нормативно-правового акта; г) полнота регулируемых отношений. Институт права включает такой набор норм (дефинитивных, управомочивающих, запрещающих и др.), который призван обеспечивать беспробельность регулируемых им отношений.

В силу этих свойств всякий институт права выполняет присущую только ему регулятивную задачу и не входит в коллизию с иными структурными элементами системы права. По своему содержанию институты права бывают простые и сложные. Простой институт включает в себя юридические нормы одной отрасли права. Например, институт прекращения брака в семейном праве, институты залога, проведения игр и пари в гражданском праве.

Сложный, или комплексный, институт права представляет собой совокупность норм, входящих в состав различных отраслей права, и регулирующих взаимосвязанные родственные отношения. Типичный пример – институт собственности, который является предметом регулирования конституционного, гражданского, семейного, административного и некоторых иных отраслей права. В рамках сложного института выделяются, так называемые, субинституты. Например, институт ренты – в гражданском праве включает субинституты – постоянная рента, пожизненная рента, пожизненное содержание с иждивением. Кроме названных, принято выделять материальные и процессуальные институты, охранительные и регулятивные и т.д.

3. Подотрасль права представляет собой объединение нескольких институтов одной и той же отрасли права. При этом не каждая, а только крупные и сложные по своему составу отрасли наряду с институтами права включают еще один компонент – подотрасль права. Так, в гражданском праве в качестве подотраслей выступают авторское, обязательственное, наследственное право и др. В финансовом праве выделяются такие подотрасли, как бюджетное, налоговое право. Отдельные отрасли права, в частности, процессуальные, земельное, семейное, не подразделяются на подотрасли. Поэтому в отличие от правового института подотрасль права обязательным компонентом каждой отрасли права не является.

4. Отрасль права – это основное подразделение системы права, его главный элемент, который объединяет взаимосвязанные между собой институты права, регулирующие качественно однородную область общественных отношений. Отрасль права – это распределенная по правовым институтам совокупность юридических норм, регулирующих особую, качественно своеобразную область отношений (имущественных, трудовых, семейных и т.д.). Если отдельное нормативное предписание представляет собой первичную клеточку права, а правовые институты – группы таких предписаний (блоки), то отрасли права представляют относительно замкнутые подсистемы правового регулирования. Их главное назначение заключается в том, чтобы применительно к специфической области отношений обеспечить специфический режим правового регулирования.

Отрасль права имеет специфическое строение (структуру). В ней выделяются общая и особенная части. В общую часть входят институты, которые содержат в себе положения, «обслуживающие» все или почти все институты особенной части. Институты общей части содержат те нормы права, действие которых, как правило, распространяется на все регулируемые данной отраслью отношения. Институты общей части отрасли конкретизируются в институтах ее особенной части. Такое построение системы права позволяет исключить дублирование нормативно-правового материала, устранить громоздкость юридических конструкций и облегчить восприятие и изучение отрасли права.

Каждая отрасль отличается специфическим набором юридических средств, с помощью которых оказывается воздействие на регулируемые отношения. Тем самым каждая отрасль специфичностью юридических средств регулирования (или методом правового регулирования) выделяется в числе других. Отрасли неоднородны по своему составу. Одни из них являются крупными нормативными образованиями, иные представляют собой сравнительно компактную совокупность правовых норм (например, процессуальные отрасли). Следовательно, систему права можно представить совокупностью норм права, объединенных в институты, подотрасли и отрасли права.

Предмет и метод правового регулирования как основания построения системы права. Признание права системным образованием предполагает обоснование принципов (критериев) построения этой системы, равно как и критериев подразделения системы на составляющие ее отрасли. В качестве таковых выступают предмет и метод правового регулирования.

Под предметом правового регулирования в юридической теории понимается то, что подлежит урегулированию, т.е. те отношения (действия, деятельность, формирующие эти отношения), которые подвергаются правовому воздействию. К таким отношениям относятся не все, а лишь те отношения, которые отвечают следующим признакам:

а) являются устойчивыми и характеризуются повторяемостью событий и действий людей;

б) допускают по своим свойствам возможность государственно-правового (внешнего) контроля за ними;

в) существует объективная потребность в их урегулировании.

В отличие от предмета правового регулирования метод правового регулирования отвечает на вопрос, как регулировать, и представляет собой совокупность юридических приемов и средств воздействия на общественные отношения. Особенности метода правового регулирования характеризуют:

а) основания возникновения прав и обязанностей сторон регулируемого отношения (таковыми могут быть административно-правовой акт, договор, иск и др.);

б) способы взаимосвязи прав и обязанностей участников правоотношений;

в) характер юридических средств обеспечения прав и обязанностей в правоотношении (особенность санкций, юридических процедур и др.).

На этом основании принято выделять два основных метода правового регулирования: диспозитивный и императивный.

Предмет является главным, материальным критерием разграничения норм права по отраслям, поскольку он имеет объективное содержание, предопределен самим характером общественных отношений и не зависит в принципе от воли законодателя. Метод же служит дополнительным, юридическим критерием, так как произведен от предмета. Самостоятельного значения он не имеет. Однако в сочетании с предметом способствует более строгой и точной градации права на отрасли и институты. Ведь наличие различных видов общественных отношений еще не создает само по себе системы права, не порож-дает автоматически его отраслей.

Именно предмет, прежде всего, диктует необходимость выделения той или иной отрасли, а когда отрасль выделяется, появляется и соответствующий метод регулирования, который в значительной мере зависит от воли законодателя. Последний, находясь в рамках необходимости и учитывая характер регулируемых отношений, может избирать тот или иной способ правового воздействия на них. Он может варьировать эти способы, используя их в различных комбинациях. В этом заключается субъективность метода, отличающая его от предмета. Но оба они играют важную роль в построении системы права, тесно взаимодействуют друг с другом.

Следует помнить, что право регулирует не все, а лишь наиболее принципиальные с точки зрения интересов государства отношения. И притом такие, которые объективно нуждаются в правовом опосредовании. Государство не ставит своей целью тотальную юридическую регламентацию общественной жизни, поэтому многие взаимоотношения между людьми регулируются другими социальными нормами – моралью, обычаями, традициями и т.д. К тому же не всякие отношения право способно урегулировать, а только такие, которые поддаются внешнему контролю. Отношения, подвергнутые правовому регулированию, приобретают правовую форму и выступают как правовые.

Группировка норм по отраслям и институтам зависит, прежде всего, от видового разнообразия общественных отношений, их качественной специфики. Однако не всегда по одному лишь предметному признаку можно отличить одну отрасль права от другой, так как существуют такие отношения, которые опосредуются нормами ряда отраслей. Например, отношения собственности во всех ее формах регулируются гражданским правом, уголовным, административным, конституционным. В таких случаях на помощь приходит метод регулирования, ибо каждая правовая отрасль имеет свой, характерный для нее способ воздействия на поведение субъектов (либо их сочетание).

Словом, одного материального ориентира недостаточно: если руководствоваться только им, то трудно было бы разграничить смежные отрасли и институты. Тем более что в праве не существует абсолютно независимых отраслей, так как они – части единой системы. Если бы основанием для деления права служил только предмет, то отраслей оказалось бы слишком много.

В общее понятие метода правового регулирования (как собирательной категории) входят следующие компоненты, дающие представление о том, каким образом государство с помощью права воздействует на происходящие социальные процессы: а) установление границ регулируемых отношений, что, в свою очередь, зависит от ряда объективных и субъективных факторов (особенности этих отношений, экономические и иные потребности, государственная заинтересованность и др.); б) издание соответствующих нормативных актов, предусматривающих права и обязанности субъектов, предписания о должном и возможном их поведении; в) наделение участников общественных отношений (граждан и юридических лиц) правоспособностью и дееспособностью, позволяющих им вступать в разнообразные правоотношения; г) определение мер ответственности (принуждения) на случай нарушения этих установлений.

В целом правовой метод представляет собой известный набор юридического инструментария, посредством которого государственная власть оказывает необходимое воздействие на волевые общественные отношения в целях придания им желательного развития. Указанная специфика отличает данный вид социального упорядочения от других форм нормативной регуляции общественной жизни. Значение описанного правового механизма состоит в том, что он во многом определяет эффективность и результативность действия права.

Однако наряду с общим существуют конкретные методы правового регулирования, характерные для тех или иных отраслей права и опосредуемых ими отношений. К ним относятся императивный и диспозитивный методы, используемые главным образом в уголовном и гражданском праве (соответственно). В разной степени они присущи и другим отраслям. Ведь всякая правовая норма – это властное предписание, веление государства; в то же время она дает субъектам известную альтернативную возможность выбора вариантов поведения в рамках закона. Указанные методы в какой-то мере носят универсальный характер.

Такое же сквозное значение имеют дозволения, связывание и запрет, свойственные в различных комбинациях всему правовому регулированию. Разрешая (дозволяя) одни действия, предписывая в обязательном порядке другие, запрещая под угрозой санкции третьи, право тем самым придает поведению субъектов строго целенаправленный характер, вводит общественные отношения в нужное русло.

В административном праве действует метод субординации и властного приказа, позволяющий эффективно регулировать управленческую, служебную, оперативную и иную деятельность государственных органов и должностных лиц. Исполнительская дисциплина, строгая подчиненность одних субъектов другим, обязательность решений и распоряжений вышестоящих звеньев госаппарата для нижестоящих – характерные черты указанного метода.

Поощрения свойственны в основном трудовому праву, где действуют разного рода премиальные системы, направленные на стимулирование моральной и материальной заинтересованности в росте производительности труда, повышении работниками своей квалификации, приобретении новых профессий и т.д.

Метод автономии и равенства сторон типичен для процессуальных отраслей права, где истец и ответчик, другие участники судебного разбирательства находятся в одинаковом процессуальном положении друг перед другом, законом и судом, их отношения характеризуются самостоятельностью. Равенством субъектов отличаются также многие гражданские отношения.

В хозяйственном праве применяется метод рекомендаций, обусловленный тем, что по отношению к субъектам хозяйствования частной формы собственности властно-императивные средства воздействия неприемлемы. Государство оказывает на них свое влияние лишь путем разрешений, содействия, организационной помощи, рекомендательных актов.

В качестве особых методов правового регулирования используются убеждение и принуждение, характерные как для права в целом, так и отдельных его отраслей, разумеется, в разных сочетаниях.

В последнее время в связи с развитием рыночных отношений и предпринимательства все большее распространение получает индивидуальный метод регулирования (или метод свободного волеизъявления), под которым понимается форма самостоятельной юридической деятельности субъектов, направленной на упорядочение единичных общественных отношений с помощью правовых средств, не обладающих качеством юридической общеобязательности. Например, путем принятия ненормативных актов, заключения различных договоров, соглашений, сделок, добровольного установления обязательств и т.д.

Все рассмотренные выше методы тесно взаимосвязаны, переплетены, действуют не изолированно, а в сочетании друг с другом. Вместе с тем они относительно самостоятельны, имеют свои особенности, что и позволяет их классифицировать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: