Общая характеристика социальных изменений

СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ И ПРОЦЕССЫ

Темы для рефератов

1. Особенности этносоциальных отношений в обществе.

2. Виды этнических общностей: их генезис и развитие.

3. Роль и значение языка в жизни этносов.

4. Национализм — явление XX века.

5. Роль национально-освободительных движений в формировании новых государств.

6. Национальная политика в современной России.

Вопросы и задания для повторения

1. Возросшая роль этнических процессов в современном мире, в России — это закономерное явление или случайное стечение обстоятельств?

2. Может ли сегодня возникнуть национализм типа гитлеровского национал-социализма?

3. Самосознание нации: какие факторы могут стать импульсом к его развитию?

4. Как можно определить предмет этносоциологии?

5. Каковы основные особенности межнациональных отношений в современной России?

6. Чем можно объяснить обострение межнациональных конфликтов на территории бывшего СССР?


Лекция 6

Утверждая, что социология как наука изучает наиболее общие закономерности взаимодействия человека с обществом и общества с человеком, мы тем самым подчеркиваем динамизм, как сущностную черту данного взаимодействия. Еще О.Конт отметил эту черту общественной жизни, назвав ее социальной динамикой. Разумеется, со времен Конта представления о динамизме общества существенно обогатились, они перестали быть только аналогией физических процессов, раскрыв во взаимодействии человека с обществом подлинно социальную динамику, представляющую развитие человека под влиянием взаимодействующих сил. Таких сил множество, но все они так или иначе проявляются в вечном опосредованном взаимодействии индивида и общества.

Человек, познавая эту опосредованность взаимодействия между собой и обществом, отмечает прежде всего изменчивость окружающего мира, изменчивость своей социальной сферы: изменяется состав групп его общения, взаимодействия с другими людьми, изменяется он сам, его восприятие окружающего мира социальных взаимодействий. Изучая историю России, мы знаем, как жили люди в Древней Руси, когда на русскую землю пришло христианство, как победил немцев на Чудском озере Александр Невский, мы знаем про битву на поле Куликовом и многое другое про формирование и развитие Российского государства, про его поражения и победы. Зная прошлое, мы можем сравнить его с настоящим, и как бы ни было сложно это настоящее, нельзя не обратить внимания на прогрессивные изменения, произошедшие в жизни русского народа в ходе естественно-исторического процесса в каждой области его бытия.

Всю совокупность изменений, произошедших и происходящих в обществе, обычно подразделяют на социальные и культурные. Социальные — это изменения, касающиеся социальной структуры и различных связей человека с другими людьми, группами, обществом в целом.

Культурные — это изменения, происходящие в культуре, во «второй» природе, созданной человеком.

Сравнивая социальные элементы прошлого Руси (например, количество населения, образовательный уровень, степень информированности, образ жизни россиян и т.п. в XIX веке) с теми же элементами жизни современной России, мы тем самым фиксируем, отмечаем социальные изменения, произошедшие в России за сто лет. Культурные изменения связаны главным образом с процессом создания человеком «второй» природы: изобретение автомобилей и самолетов, телевидения, обогащение русского языка новыми словами, изменения в технике, науке, искусстве и т. п.

Другими словами, социальные и культурные изменения, сопровождающие человека в ходе естественно-исторического развития человечества, связаны, как правило, с изобретениями.

Изобретение — это индикатор социального прогресса. Одно изобретение всегда содержит в себе другие. Открытие компаса сделало возможным открытие Америки, Океании, Австралии, что было бы весьма проблематичным без магнитной стрелки. Изобретения подразделяются на новые (усовершенствованные) и новейшие (непосредственное построение нового). Именно по этой причине все, что рождает новую комбинацию из уже известных элементов или новое использование существующего знания, называют изобретением.

Таким образом, изобретения — это не только способ удовлетворения потребностей, но и порождение новых. В этом смысле изобретение является источником социального прогресса, а отношение к нему — важнейшим индикатором жизнеспособности общества.

По своей природе изобретения можно разделить на материальные (компас, радио, кино и т. п.) и социальные (письменность, право, управление, государство, выборы, конституция и т.п.).

Изобретение всегда подвергается опасности остаться неиспользованным, незамеченным, если не получит возможности к распространению. Распространение изобретений, вносящих социальные изменения в повседневную жизнь людей, чаще всего осуществляются через диффузию. Диффузией называют распространение культурных черт и образцов поведения от группы к группе и их освоение. Диффузия характерна не только для одного общества, но и для других обществ. В странах, где национальная политика направлена на содействие кросскультурным процессам, происходит взаимное обогащение культур этих народов, осуществляемой через диффузию различных элементов культуры, например, искусства, на почве которого быстрее всего сближаются народы. Особенно фольклорного искусства. Частушки как вид фольклора возникли в России сначала у татар, а потом получили свое признание и развитие у русского народа.

Но диффузия не ограничивается только искусством. Она с него чаще всего начинается. Она (диффузия) может быть и в науке, и других областях жизни человека. Так, методы научного управления Ф.Тейлора, возникнув в США, стали затем достоянием других обществ.

Как видно, диффузия предполагает тесный контакт взаимодействующих субъектов (человека с человеком, группы с группой, общества с обществом и т. д.). Возможны различные варианты контактов. В принципе, общество управляет диффузией. Оно может либо усилить диффузию, либо ограничить ее. Так, в 20—30-е годы СССР был заинтересован в широкой подготовке инженерных, научных и других кадров для развития в стране промышленности, науки, и потому в те годы получила широкое распространение подготовка специалистов в странах Запада (Германии, США, Англии). Но уже к началу Великой Отечественной войны подготовка инженерных, научных и других кадров в СССР достигла уровня самодостаточности, и диффузионный процесс в том плане значительно ослаб. Запад начал против СССР «холодную войну», и контакты Запада с Востоком стали весьма ограниченными.

Следовательно, диффузия социальная имеет избирательный характер и может зависеть от многих факторов, в том числе политических, экономических, культурных. Так, воспринимая сегодня многие элементы западноевропейской культуры, иногда слепо подражая ей, российский юноша, приглашая девушку в кафе, никогда не скажет ей, что готов заплатить за нее; он просто платит. В России это считается само собой разумеющимся, а на Западе — нет.

Это свидетельствует о том, что диффузия не всеобъемлющий процесс. Любому распространению ценностей, обычаев и т. п. одного общества может возникнуть сопротивление в другом обществе, вплоть до отвержения, не принятия этих ценностей. Например, отношение к женщине в ближневосточных странах, особенно мусульманских (Пакистан, Саудовская Аравия и др.), как людям низшего сорта, никогда не станет ценностью в странах Европы.

Суть развития современной нам цивилизации, являющейся самой динамичной из всех предшествующих, заключается в поощряющем отношении к диффузионным процессам. Распространение и взаимопроникновение культур — это глобальная и объективная примета современного этапа развития человечества. Ее формирование проходит под влиянием колоссального воздействия технологий в области информатики и коммуникационных систем. За счет диффузии происходит исключительное по своему характеру сокращение издержек, обусловленное применением микроэлектроники и сменяющих друг друга поколений интегрированных, телекоммуникационных сетей и электронно-вычислительных машин, оказывающих значительное воздействие на практически все сферы жизни человека и человечества в целом, в том числе и на социальное устройство общественных структур. Технологии не только в области информатики и коммуникационных систем, но и социальные технологии все более усиливают диффузию обществ, делая их контакты между собой таковыми, что они все в большей мере становятся неадекватными современной, господствующей сегодня в мире парадигме социального устройства общественной жизни большей части человечества. Социальное устройство общества все больше эволюционирует к другому типу, более адекватного объективным требованиям глобального развития человеческого общества. Социальные изменения, вызвавшие к жизни подобную эволюцию общества, оказывают огромное воздействие на социальные процессы, в нем протекающие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: