Национализм

Это понятие можно рассматривать в двух значениях. Во-первых, его можно понимать как верование в принадлежность к народу, исключительному по своим качествам и чертам характера, которые объединяют народ исторически, по языковым, и, возможно, «расовым» или религиозным признакам; обычно национализм четко определяет территориальные притязания, ставит задачу укрепления национального государства либо его создания. Во-вторых, национализм — это идеология, культивирующая данную уверенность нации; в соответствии с этой идеологией обустраивается и государственное устройство, закрепляющее в соответствующих институтах представление о национальной исключительности.

Другими словами, на почве представлений исключительности, хотя не во всех случаях, той или иной нацией вырабатывается целая система взглядов идеологического свойства, выделяющая данную нацию среди человечества. Национализм, в отличие от других течений по национальным вопросам, имеет очень сильную социально-политическую направленность. И это не случайно.

Национализм может выступать как идеология общности отдельного народа (гражданский национализм). Он служит в данном случае средством консолидации нации и образования национального государства. Обеспечивая себе политическую независимость и автономность, нация или национальное государство исповедуют национализм в качестве доктрины, обосновывающей данные притязания.

В свою очередь, э тнический национализм как психологическое качество может стать предпосылкой ощущения себя представителем исключительной нации. Это чувство использовал Гитлер для прихода к власти, эксплуатируя обиду немецкой нации за поражение в Первой мировой войне. Подогревая крайне националистические настроения, идеологи фашизма с 1923 г. начали тотальную обработку «сознания незаслуженно обиженного» немецкого народа. Главным мотивом этой обработки было утверждение, что в действительности немцы являются народом исключительной, избранной арийской расы, призванной владычествовать над другими народами.

Идеологи шовинизма (радикальной версии этнического национализма), спекулируя на национальных чувствах той или иной нации, навязывая ей всеми доступными средствами миф о ее исключительности, о ее первенстве над другими народами, выдвигают положение, согласно которому главным, основным видом социальных связей являются национальные (этнические) отношения, а основными деятелями истории — национальные (этнические) общности. Стремление той или иной нации к мировому господству не может породить ничего другого кроме враждебности между нациями. Идеологи, проповедующие национализм, неизменно приписывают своему народу — «избраннику божьему» особые исторические заслуги и историческую миссию, призывая все остальное человечество служить этой миссии, отбросив в сторону свои интересы и потребности.

Национализм — это «дитя» XX века, и это европейское явление, возникшее как реакция некоторых государств на потребность автономии в новых условиях. Одновременно вместе с ростом в начале века националистических настроений в некоторых государствах Западной Европы усилилось в целом стремление народов к самоопределению. Но в XX веке, как уже было сказано, наиболее реакционную, шовинистическую форму национализм приобрел в немецком фашизме или в идеологии национал-социализма. Фашизм заявил не только о праве на мировое господство, но и о праве на физическое уничтожение народов, которым фашизм отказал в арийском происхождении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: