Социализация личности. Что такое социализация

Как следует из вышеприведенного определения личности, социологию в личности интересует прежде всего социально-типическое, то есть то, что заключает, содержит в себе личность социального, типичного для всех людей. Ведь социальное — это совокупность тех или иных свойств, черт и особенностей общественных отношений данного социума людей, интегрированная в совместной деятельности (взаимодействии) индивидами или группами индивидов в конкретных условиях места и времени и проявляющаяся в их отношениях друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам в общественной жизни. Для того чтобы в полной мере стать социальным субъектом общественной жизни, человек с момента своего рождения начинает осваивать свойства, черты и особенности общества, которое его окружает. Человек живет среди людей и осознает себя, сравнивая, сопоставляя себя с другим, все человеческие качества получают свое развитие только в процессе общения. Психологическая наука дает богатый экспериментальный материал, свидетельствующий о том, что лишь в условиях нормального человеческого общения возможны существование и развитие нормальной человеческой психики и что, напротив, отсутствие общения и изоляция индивида ведет к психическим нарушениям, к деформированию процесса сознания, а также эмоционально-волевой сферы. Так, если человека ничему не обучать, он «будет сидеть на корточках и раскачиваться из стороны в сторону», этакий живой маятник. Его общение, его коммуникативность крайне ограничены, и он лишен возможности развития. Отсюда его неполноценность как субъекта деятельности, хотя физически и психически он может считаться вполне нормальным человеком. Однако как личность он ограничен конкретными условиями пространства и времени. Следовательно, формирование личности находится в зависимости от масштабов пространства и времени и всех тех социальных событий, которые происходили, происходят и будут происходить для человека в обозримом будущем. В этой связи социализацией (как выражением единства пространства и времени не в философском, а в социологическом смысле) является процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования индивида в данном обществе. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, коммуникации и научения, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни.

В принципе процесс социализации зависит от меры освоения человеком социальной природы и меры участия личности в общественной жизни. В этом плане социологи уделяют особое внимание процессам социализации, охватывающим детство индивидов, что подразумевает прежде всего влияние семьи, так как она является первым в жизни человека социализирующим агентом и характеризуется наибольшей интенсивностью эмоциональных связей. Ранняя социализация является решающим моментом в жизни индивида, во многом определяющим личностные черты и последующее участие человека в социальной жизни.

Мы уже рассмотрели тип личности, формирующейся в условиях ограниченного социального пространства и времени. Но существует и другой тип личности, социальное пространство и время которого ограничено лишь его личностными способностями, которая максимально получила все возможности своей социализации в детстве, имела благоприятные условия для социализации. Существование таких условий создает предпосылки для полного развития способности личности участвовать в жизни общества, для формирования способности преобразовывать это общество в соответствии со своим пониманием. Естественно, что людей — преобразователей общественно-исторического процесса — не так много, но они — яркий пример того, что не только общество формирует и развивает человека, но и человек формирует и развивает общество. Но это и не такой уж малый круг людей, представляющих различные слои общества: ученые, военачальники, изобретатели, выдающиеся инженеры, путешественники. Основными субъектами социально-политической преобразовательной деятельности являются государственные деятели, выдающиеся представители политической мысли. И вовсе не потому, что они лучше ученых, путешественников или выдающихся инженеров, а потому, что по роду своих профессиональных занятий, подкрепленных выдающимися личными способностями в наибольшей мере в своей деятельности, выражают сущность человека как совокупности общественных отношений на данный и будущие моменты развития общества. В этом смысле критерием развития личности является мера ее способности отражать в своей деятельности совокупность общественных отношений. Такими людьми, личностями мирового значения, повлиявшими на ход новейшей мировой истории, являются, например: В. И. Ленин — в России, Ф. Д. Рузвельт — в США, У. Черчиль — в Англии, генерал Ш. де Голль — во Франции, Л. Эрхард — в Германии, М. Ганди — в Индии, Дэн Сяо Пин — в Китае. В данном случае речь идет не об оценках их деятельности, а только о том, что они как личности в наибольшей мере отражали в определенный период сущность совокупности общественных отношений, что давало им возможность влиять на состояние этих отношений в прогрессивном развитии обществ, которые они представляли.

Следовательно, личностью в полном смысле этого слова является человек, в максимальной мере отразивший и преобразовавший современную ему совокупность общественных отношений.

Понятно, что между примитивным типом личности и личностью в полной мере, отразившей в своем поведении и сознании совокупность современной системы общественных отношений, располагается еще ряд типов личностей, и критерием, по которому тот или иной тип личности относится к той или иной ступени классификации, является мера отражения в ее деятельности современной совокупности общественных отношений. Но прежде чем говорить о социальной типологии личности, необходимо сказать о двух основных подходах к определению процесса социализации.

В соответствии с первым подходом социализация — это своеобразная тренировка, процесс обучения и научения, когда активной, воздействующей стороной является общество (в лице семьи, школы, сельской или трудовой общины), а сам человек — пассивный объект этого общественного воздействия. Второй подход, а его разделяет ныне большинство социологов, основан на концепции взаимодействия человека и общества, когда отмечается не только активность, проявляемая со стороны общества (так называемых агентов социализации), но и активность, избирательность отдельного индивида. При этом социализацию рассматривают как процесс, который заканчивается только со смертью человека. Выделяют первичную социализацию — детство, юность и вторичную социализацию — зрелость, пожилой возраст, старость.

Нельзя не сказать и о том, что первый и второй подходы достаточно надуманные. Проще и точнее сказать, что это две сопровождающие друг друга стороны одного и того же процесса, тесно связанные друг с другом. Примечательно, что в ходе социализации личности формируется ее тип, социальный характер.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: