Сущность личности

Тем не менее, процесс социализации, в результате которого формируется личность, продолжается, и его неотъемлемым слагаемым является совокупность ценностей, среди них основным является культурный идеал личности как социогенный элемент, присущий только личности. Другим подобным фактором является социальная роль, но поскольку личность — это само воплощение совокупности общественных отношений, то каждое из них (общественных отношений) предполагает выполнение личностью какой-то роли, например роль отца, главы семьи, вне семьи — роль работника и т. д. Интегрированный комплекс этих элементов, как полагает Я.Щепаньский, создает социальную личность индивида. Другими словами, личность — это единство биогенных, психогенных и социогенных свойств, определяющих ее поведенческую, ролевую деятельность на уровне единства общественного бытия и общественного сознания, преломленных в личности как совокупности общественных отношений. Следовательно, личность—явление социальное.

И. С. Кон — автор книги «Социология личности» — пишет, что «понятие личности как социального явления было подробно обосновано еще Марксом: «сущность "особой личности" составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная природа, а ее социальное качество». Это понимание лежит в основе почти всех работ советской психологической, да и философской школы также. Особо надо сказать о работах знаменитых советских психологов С.Л.Рубинштейна, Л.С.Выготского и В.М.Бехтерева. «В качестве собственно личностных свойств всего многообразия свойств человека обычно выделяются те, которые обусловливают общественно значимое поведение или деятельность человека... свойства его характера, обусловливающие поступки людей (то есть те их действия, которые реализуют или выражают отношения человека к другим людям), и способности человека, то есть свойства, делающие его пригодным к исторически сложившимся формам общественно полезной деятельности».

Указывая на то, что сущность человека есть совокупность общественных отношений, следует отметить, однако, как это делает И. С. Кон, что «сущность человека»и «конкретная личность» — не одно и то же. Может ли человек, не погрешив против истины, назвать себя совокупностью всех общественных отношений, когда сфера деятельности любого конкретного индивида заведомо включает лишь незначительную часть этих отношений». Действительно, человек, взаимодействуя с обществом в том смысле, о котором мы уже говорили, имеет дело со всей разнообразной и многообразной гаммой отношений, в которые вступают люди в процессе своей жизнедеятельности, образуя различные социальные структуры: общности, группы, партии, классы, нации, народы, социальные институты, статусы, роли, деятельность, поведение, коммуникации, связи, — словом все, что характеризует социальную структуру общества. Но это не исчерпывает всего того, с чем может соприкоснуться человек в течение своей жизни, поскольку социальные процессы чрезвычайно динамичны, и здесь наблюдаются процессы, изменения, трансформации, движения, кампании, катастрофы, конфликты, борьба, развитие, прогресс и регресс, стагнация и скачки и т.д.

Все это расширяет сферу взаимодействия человека с обществом. Он обязательно, чтобы развиваться оптимально, должен быть включен в такие сферы, как труд, политика, культура и духовная жизнь, образование, наука, религия, семейно-брачные отношения, информационные связи, систему групповых интересов, а также в систему отношений управления.

Естественно, что все это многообразие, вся эта совокупность общественных отношений отражается в сущности человека, именно в сущности, а не в самом конкретном человеке, в личности. В ней отражено только то, что принадлежит ей лично, окрашено личностным смыслом ее жизни.

По И. С. Кону, личность изучается различными науками, но в разных аспектах. Мы уже говорили об этом, когда говорили о подходе к проблеме личности в психологии, социологии и т.д. При изучении личности прежде всего различают интраиндивидуальный (внутренний) и интериндивидуальный, межличностный, подходы. При первом в центре внимания стоит индивид и его особенности. В свете этого подхода для понимания такого явления, как дружба, необходимо прежде всего изучить личностные свойства субъекта, которые влияют на его способность к дружбе — его терпимость, степень его чувствительности к переживаниям другого, раздражительность и т.п.; чем больше его качества приближаются к некой идеальной модели, тем более вероятность, что данный субъект способен установить с другим человеком дружеские отношения. С позиции межличностного подхода исследователь изучает не потенциальную способность человека к дружбе, а дружбу как отношение — совместимость двух друзей, реагирующих друг на друга в определенных ситуациях. Иначе говоря, в первом случае исследуются черты, установки, свойства личности, во втором — закономерности взаимодействия. Оба подхода предполагают друг друга: черты личности влияют на взаимодействие индивидов и, в свою очередь, сами формируются и видоизменяются в этом процессе. По существу именно на основе диалектического единства этих двух подходов складывается вся общественная жизнь людей как взаимодействие личности с обществом и общества с личностью. Но в зависимости от целей исследования преобладает один или другой подход. В общем, можно сказать, что психология и психиатрия чаще пользуются интраиндивидуальным подходом, социальная психология и социология — межличностным.

В этой связи следует подчеркнуть, что западные исследования проблем поведения человека в целом ориентируются более на психологический (с использованием данных психиатрии, например, теория личности З.Фрейда) подход, чем на социологический. «Личность» (personality) здесь — это в первую очередь характерные черты поведения отдельного человека.

Изучением данной области в основном занимается психология. Различные подходы включают теорию типов (в частности, интроверт/экстраверт), теорию черт (например, 16 личностных факторов Кеттела), психологические теории (например, З.Фрейда), и социальное усвоение теорий (подчеркивающее важность опыта). Первые две стремятся только классифицировать личности, а последние стремятся объяснить, почему они развиваются тем или иным образом.

В российской социологии традиционно придают большое значение взаимодействию личности с обществом и общества с личностью, и определения личности в социологической науке непременно связывают с ее социальными связями. Личность — целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему общественных отношений посредством активной предметной деятельности и общения. Индивид становится личностью в процессе освоения социальных функций и развития самосознания, то есть осознания своей самотождественности и неповторимости как субъекта деятельности и индивидуальности, но именно в качестве члена социума. Стремление слиться с социальной общностью (идентифицироваться с нею) и вместе с тем обособиться от нее, проявить творческую индивидуальность делает личность и продуктом, и субъектом социальных отношений, социального развития. Формирование личности осуществляется в процессах социализации индивида и направленного воспитания; освоения им социальных норм и функций (социальных ролей) посредством овладения многообразными видами и формами деятельности. Помимо общесоциальных, личность приобретает черты, обусловленные спецификой жизнедеятельности особых социальных общностей, членами которых являются индивиды, то есть классовых, социально-профессиональных, национально-этнических, социально-территориальных и половозрастных. Освоение черт, присущих этим многообразным общностям, а также социальных ролей, выполняемых индивидами в групповой и коллективной деятельности, с одной стороны, выражается в социально-типических проявлениях поведения и сознания, а с другой — придает личности неповторимую индивидуальность, так как эти социально обусловленные качества структурируются в устойчивую целостность на основе психофизических свойств субъекта. Личность, таким образом, интегрируется с индивидуальностью. В качестве устойчивой целостности психических свойств, процессов и отношений личность является предметом изучения в психологии. Как видно, это не противоречит тому, что социологическое изучение выделяет в личности именно социально-типическое как целостность необходимых для выполнения общественных функций характерологических и нравственных качеств, знаний и умений, целостных ориентации и социальных установок, доминирующих мотивов деятельности. В качестве субъекта социальных отношений для личности характерна активная, преобразующая действительность деятельность, которая, однако, становится возможной и продуктивной благодаря овладению культурой, унаследованной от предшествующих поколений.

В принципе, это исчерпывающая характеристика теории личности, как ее понимают российские социологи, не разделяющие «китайской стеной» социологию и психологию личности, а рассматривающие ее с позиции диалектического единства. Вместе с тем данная характеристика социологии личности содержит в себе два аспекта, заслуживающие отдельного рассмотрения. Личность является продуктом процесса социализации — это первый аспект. Второй заключается в том, что формирование личности осуществляется в ходе освоения ею (личностью) социальных ролей. Рассмотрим эти вопросы более подробно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: