Построение выборки при проведении политико-социологического исследования

Технические стадии контентного анализа

Требования к контент-анализу

Анализ содержания документа должен подчиняться простым и ясным правилам. Необходимо, чтобы интерпретаторы документа получали одинаковые результаты. Это достигается объективностью анализа, обеспечивающей одинаковость понимания всех категорий и рабочих определений в документе.

Все содержание документа должно быть упорядочено и интерпретировано в определенной системе, то есть анализ должен быть систематичным.

Данные контент-анализа должны обладать измеримостью; речь идет о перечислении значимых элементов, о подсчете их частоты и т.д.

Контентный анализ, возникший из реакции против старого, слишком субъективного метода литературного анализа и из необходимости систематизации, навязанной увеличением коммуникации, с самого начала стремился к квантификации.

Квантификация достигается с помощью количественного и качественного анализа. Первый из них рассматривает частоту отдельных тем, слов, символов, содержащихся в тексте документа. Второй — качественный анализ — учитывает наличие или отсутствие какой-либо характеристики, имеющейся в документе. Вот пример качественного анализа текста комментатора немецкого радио во время войны. Говоря об успехах немецких подводных лодок (а это уже было в конце войны), комментатор заявил: «Мы не настолько наивны, чтобы делать выводы о будущем на основе этих успехов». Эта небольшая изолированная фраза в нацистской пропаганде не имела бы значения в количественном анализе. В качественном аспекте она исключительно интересна тем, что косвенно признается, что ни немецкий подводный флот, ни сама гитлеровская Германия не имели в 1945 году шансов на какой-либо успех.

При анализе документов исследователь исходит из категорий, которым он придает статус смысловых единиц, выражающих идею текста, на которую он опирается в своем анализе. Категории являются значительными рубриками, согласно которым квалифицируется и квантифицируется содержание документа. Категории образуют связь между целями исследования и его результатами. Категории должны быть ясными и исчерпывающими, достаточно легко поддающимися количественному анализу. Они должны быть объективными, их характеристики — ясными для людей, которые кодируют документ.

Тексты документов кодируются при помощи единиц регистрации. Это первая единица анализа. Величины времени регистрируются переменными величинами. Мельчайшей единицей регистрации является слово. Затем идет тема — значимый фрагмент документа. За темой следует предмет, наиболее употребляемый термин, который в широком смысле слова означает содержание целиком — книги, фильма, речи.

Контентный анализ — весьма сложная процедура. Он требует интуиции и воображения, много времени и точного выбора нужных категорий. Он также требует от исследователя терпения, дисциплины, упорства, строгого подхода при дифференциации, подсчете и проверке единиц содержания.

Основной недостаток метода анализа документов — его дороговизна и большие временные затраты.

МЕТОДЫ, ТЕХНИКА, ПРОЦЕДУРЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Методология исследования — это все, что связано с теоретическим осмыслением предмета и объекта исследования.

Методы и процедуры исследования — это то, что позволяет исследователю продукты теоретических размышлений, как говорится, «спустить на грешную землю», в виде системы более или менее формализованных правил сбора, обработки и анализа информации.

Раскроем содержание приведенных терминов, укажем, как следует употреблять их и в каком значении.

Метод — основной способ сбора или анализа данных.

Техника — совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода. Методика — понятие, которым обозначается совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь.

Процедура — последовательность всех операций, общая система действий и способ организации исследования. Это — наиболее общее, притом, собирательное понятие, относимое к системе приемов сбора и обработки значимой информации.

В процессе политико-социологического исследования была разработана теория проблемы, которую разрешают с помощью программы исследования. Выявлены объект и предмет исследования и все другое, что включает в себя программа полновесного политико-социологического исследования. Остается открытым один вопрос — кого исследовать?

При выборочном исследовании определяется по специально выделенным признакам какая-то часть всей изучаемой совокупности. В таком случае мы имеем модель, по которой судим об оригинале в целом. Генеральная совокупность — это вся совокупность единиц наблюдения. Выборочная совокупность (выборка) — это часть генеральной совокупности, смоделированная по наиболее характерным признакам. Она представляет генсовокупность, она репрезентативна по отношению к ней. Это должно быть и это главное требование, предъявляемое к выборочной совокупности.

Для того, чтобы выборка была репрезентативной – представительной, необходимо, чтобы в ней было представлено население – объект нашего исследования во всей его сложности и полноте, соблюдены все имеющие место в действительности пропорции. Выборка должна зеркально отражать социальный, классовый, этнический, профессиональный, образовательный и половозрастной состав общества. Если этого нет, выборка не является репрезентативной и научная ценность результатов опроса уменьшается.

Например, обычно практикуемые социологами Запада опросы по телефону имеют уровень репрезентативности в 90%, т.к. 10% населения этих стран телефонов не имеют и потому выпадают из числа возможных респондентов. В России репрезентативность опросов еще ниже – до 50% и менее, по этой же причине.

При численности населения более 100 тысяч, отсутствии ошибок опроса, не связанных с выбором группы респондентов (прежде всего, вызванными временными факторами и фактическим участием респондентов – как в опросе, так и, скажем, в выборах) и безупречно репрезентативной выборке опрашиваемых – ее численность, по данным статистики, должна быть порядка 1200 респондентов (дальнейшее увеличение выборки с ростом населения не ведет к сколько-нибудь заметному увеличению точности результата), вероятность того, что наш результат отражает истинное положение вещей – 0,95 или 95% (чем больше это число, тем выше статистическая значимость результата). Погрешность же самого результата - + 3% (чем ниже погрешность, тем выше субстантивная его значимость).

Надо сказать, что ни один сколько-нибудь серьезный социологический институт, занимающийся опросами общественного мнения, не позволяет себе выдавать более “точных” данных – например, о том, что процент избирателей, готовых поддержать того или иного кандидата, равен 2, 3 или 4 – это при стандартной погрешности в 3%! Более того, по правилам математической статистики, погрешность измерения должна быть ниже результата как минимум на порядок величины, то есть в нашем случае не менее 10%; в противном случае результаты опроса никакой научной ценности не имеют и об их достоверности можно только догадываться.

Темы для рефератов

1. Методы опроса: их достоинства и недостатки.

2. Виды интервью. Основное преимущество этого метода.

3. Виды документов.

4. Контент-анализ как метод качественного анализа текстов документов.

5. Выборка: ее место в социологическом исследовании.

Вопросы и задания для повторения

1. Какой метод опроса используется в социологии наиболее часто и почему?

2. Наблюдение — это основной или вспомогательный метод исследования?

3. Что такое телефонный вопрос?

4. Как формулируются прожективные вопросы?

5. Что такое «генеральная и выборочная совокупность»?

6. Какие виды выборок существуют?

7. Можно ли провести социологическое исследование без определения выборки?

8. Какое интервью называется «клиническим»?

9. Какими по форме могут быть вопросы в анкете?

10. Что это такое — «фокусированное интервью»?

11. Что значат контрольные вопросы в социологической анкете?

12. Типы и виды выборочных исследований.


Лекция № 16.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: