Наблюдение. С помощью метода наблюдения, как правило, получают первичную социологическую информацию

С помощью метода наблюдения, как правило, получают первичную социологическую информацию. Наблюдение означает направленное, систематическое, непосредственное прослеживание, фиксируемая и регистрируемая информация о социально значимых фактах, событиях, явлениях и процессах. Наблюдение, в отличие от обыденной наблюдательности человека, состоит в его планомерности, организованности, целенаправленности. В социологическом наблюдении всегда фиксируются цель, задачи и процедуры. Составляется программа наблюдения, предполагающая определение объекта и предмета наблюдения, обработка и анализ полученной информации. Виды наблюдения обусловливаются положением наблюдателя, регулярностью наблюдения, местом и т.п. С позиции положения наблюдателя различают включенное наблюдение и невключенное. При включенном наблюдении социолог непосредственно «включен» в ситуацию, которую он наблюдает. Он даже может быть участником какого-либо производственного процесса. Скажем, социолог попросил преподавателя учебной группы помочь ему провести наблюдение в группе студентов. Преподаватель на время, выполняя свои собственные функции, по «подсказке» исследователя выполняет и его функции.

В отечественной социологии обычно приводят пример включенного наблюдения, когда известный в СССР социолог В. Б. Ольшанский, проводя социологическое наблюдение, несколько месяцев проработал инкогнито слесарем-сборщиком на заводе.

Невключенное наблюдение предполагает изучение ситуации социологом со стороны, никоим образом не контактируя с участниками (объектом) наблюдений. И то, и другое наблюдение может проводиться как явно и открыто, так и неявно, но при этом цели наблюдения должны преследовать лишь гуманные намерения.

В зависимости от регулярности наблюдения оно может быть систематическим, постоянным или случайным, спорадическим.

По месту проведения наблюдение бывает полевым, то есть происходящим в естественных условиях, либо лабораторным, то есть специально организованным. Например, социолог колледжа может спланировать такое наблюдение во время проведения конкурса, соревнования и т.п. Студенты колледжа даже могут не подозревать, что во всех этих мероприятиях по результатам наблюдения делаются выводы о сплоченности их коллектива, об их способности сопереживания друг другу и т. п.

Достоинством метода наблюдения является то, что оно фиксирует события в определенных пространственно-временных рамках. Есть возможность как бы «сфотографировать» поведение группы людей в определенный отрезок времени.

Недостаток наблюдения в том, что оно не очень глубоко затрагивает социальные ситуации, которые не воспроизводятся повторно. Поэтому, пользуясь этим методом, его нельзя переоценивать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: