Действия и операции как составляющие деятельности
Действие – это основная единица структуры деятельности, которая представляет собой произвольную, преднамеренную активность, направленную на достижение осознаваемой цели. Например, действием, включенным в структуру познавательной деятельности, можно назвать чтение книги; действиями, входящими в состав трудовой деятельности, можно считать знакомство с задачей, поиск необходимых инструментов и материалов, разработку проекта и т.п.; действиями, связанными с творчеством, являются формулировка замысла, поэтапная его реализация в продукте творческой работы [84].
Виды действий [4]:
1) материальное действие – реальное преобразование объекта с целью установления его свойств (осуществляется с помощью знаково-символических средств: схем, диаграмм, чертежей и т.д.);
2) рецептивное действие – идеальное преобразование реальных или знаково-символических объектов в плане восприятия;
3) речевое действие – осуществляется как громкая речь или внешняя речь про себя (сообщение чего-либо другому или себе);
|
|
4) умственное действие – действие во внутреннем плане, которое осуществляется без опоры на какие-либо внешние средства.
Операцией называют способ осуществления действия. Характер операции зависит от условий выполнения действия, от имеющихся у человека умений и навыков, от наличных инструментов и средств осуществления действия. Предпочитаемые человеком операции характеризуют его индивидуальный стиль деятельности.
Операции соотносятся с условиями достижения цели. При этом различают внешние и внутренние условия. Внешние условия – это система объективных параметров среды, в которой реализуется та или иная цель. Внутренние условия – это совокупность тех ресурсов (знаний, умений, компетентности), которыми располагает субъект.
В качестве средств осуществления деятельности для человека выступают те инструменты, которыми он пользуется, выполняя те или иные действия и операции. Развитие средств деятельности ведет к ее совершенствованию, в результате чего деятельность становится более продуктивной и качественной [34, 87].
Умения, навыки и привычки
Умениями, навыками и привычками называются автоматизированные, сознательно, полусознательно или бессознательно контролируемые компоненты деятельности.
Умения – это элементы деятельности, позволяющие что-либо делать с высоким качеством, например, точно и правильно выполнять какое-либо действие, операцию, серию действий или операций. Умения обычно включают в себя автоматически выполняемые части, называемые навыками, но в целом представляют собой сознательно контролируемые части деятельности.
|
|
Навыки – это полностью автоматизированные, инстинкто-подобные компоненты умений, реализуемые на уровне бессознательного контроля. Если под действием понимать часть деятельности, имеющую четко поставленную сознательную цель, то навыком также можно назвать автоматизированный компонент действия.
Развитие и совершенствование деятельности можно понимать как переход компонентов отдельных умений, действий и операций на уровень навыков.
Умения образуются в результате координации навыков, их объединения в системы с помощью действий, которые находятся под сознательным контролем. Через регуляцию таких действий осуществляется оптимальное управление умениями. Оно состоит в том, чтобы обеспечить безошибочность и гибкость выполнения действия, т.е. получение в результате надежного итога действия [84].
Умения в отличие от навыков всегда опираются на активную интеллектуальную деятельность и обязательно включают в себя процессы мышления. Сознательный интеллектуальный контроль – это главное, что отличает умения от навыков. Активизация интеллектуальной деятельности в умениях происходит как раз в те моменты, когда изменяются условия деятельности, возникают нестандартные ситуации, требующие оперативного принятия разумных решений.
Умения и навыки делятся на несколько типов [4].
1. Двигательные включают разнообразные движения, сложные и простые, составляющие внешние, моторные аспекты деятельности. Есть специальные виды деятельности (например, спортивная), построенные только на основе двигательных умений и навыков.
2. Познавательные связаны с поиском, восприятием, запоминанием и переработкой информации. Они соотносятся с основными психическими процессами и предполагают формирование знаний.
3. Теоретические связаны с абстрактным интеллектом. Они выражаются в способности человека анализировать, обобщать материал, строить гипотезы, теории, производить перевод информации из одной знаковой системы в другую. Такие умения и навыки более всего проявляются в творческой работе, связанной с получением идеального продукта мысли.
4. Практические – проявляются в способности осуществления конкретных актов действия, направленных на преобразование реальных объектов.
Большое значение в формировании всех типов умений и навыков имеют упражнения. Благодаря им происходит автоматизация навыков, совершенствование умений, деятельности в целом. Упражнения необходимы как на этапе выработки умений и навыков, так и в процессе их сохранения. Без постоянных, систематических упражнений умения и навыки обычно утрачиваются, теряют свои качества [84].
Еще один элемент деятельности – это привычка. От умения и навыков она отличается тем, что представляет собой так называемый непродуктивный элемент деятельности. Привычки являются негибкой (часто бессознательной) частью деятельности, которая человеком выполняется механически и не имеет сознательной цели или явно выраженного продуктивного завершения [84].
Рекомендуемая литература
Айсмонтас Б.Б. Общая психология: Схемы. – М.: ВЛАДОС–ПРЕСС, 2002.
Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.: Просвещение, 1986.
Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.
Общая психология//Под ред. А.В. Карпова. – М., Гардарики, 2002.
Лекция 8
ЛИЧНОСТЬ
Цель лекции: раскрыть психологическое содержание понятий «индивид», «личность», «индивидуальность»; создать общее представление о множественности теорий личности, рассмотреть представления о личности в отечественной психологической науке.
План лекции
|
|
1. Понимание личности в психологии.
2. Соотношение понятий: человек, индивид, субъект, личность индивидуальность.
3. Индивид и личность.
4. Структура личности.
5. Становление личности.
6. Личность как система регуляции деятельности.
7. Личность как субъект межличностных отношений.
8. Индивидуальность человека.
В психологии при рассмотрении человека используются близкие по значению, но не тождественные понятия: индивид, субъект, личность, индивидуальность.
Понимание личности в психологии
Выделяют 3 подхода к изучению личности:
1) философско-литературный (личность – социально-активный человек, осуществляющий деятельность во благо общества, личность включает все характеристики человека: дух, душу и тело);
2) клинический (личность – совокупность черт, каждая из которых может быть выражена нормально или быть патологической);
3) психологический.
Личность – социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества.
Следовательно:
– человек личностью не рождается, а становится;
– необходимое условие этого – общение с другими людьми.
Быть личностью – это значит проявлять активность, быть субъектом [98]:
– собственной жизнедеятельности, строить свои жизненные контакты с миром, свой жизненный путь;
– предметной деятельности, производить предметы материальной и духовной культуры;
– межличностных отношений, взаимодействовать с другими людьми, влиять на них;
– деятельности самосознания.
Каждая психологическая теория личности базируется на некоторых общих представлениях о человеке. А.Г. Асмолов выделяет 4 «образа человека», служивших базисом психологических теорий личности [11].
«Образ человека» | Психологические школы и направления | Понимание личности | Образование человека |
«Ощущающий человек» | Когнитивная психология | Личность – сумма знаний, умений, навыков, устройство по переработке информации; ее действия – продукт прошлого опыта | Передача информации, словесное воспитание |
«Человек-потребитель» | Психоанализ | Личность – система инстинктов и потребностей; развитие личности определяется динамикой удовлетворения различных потребностей | Адаптация биологической природы человека к жизни в обществе |
«Запрограммированный человек» | Бихевиоризм | Личность – система реакций; развитие человека – обогащение рефлекторных программ поведения | Удачный подбор стимулов и подкреплений |
«Человек-деятель» | Культурно-историческая психология; системно-деятельностный подход | Личность – порождаемый жизнью в обществе субъект ответственного выбора, стремящийся к достижению целей | Поиск оптимальных форм организации совместной деятельности и общения |
Соотношение понятий: человек, индивид,
субъект, личность, индивидуальность
|
|
Схема по [4]:
ЧЕЛОВЕК | |||
Индивид | Субъект | Личность | Индивидуальность |
Это человек как типичный представитель своего рода, носитель типичных, природно-обусловленных свойств. | Это человек как типичный носитель видов человеческой активности. | Это человек как типичный представитель сформировавшего его общества. | Это человек, охарактеризованный в аспекте его неповторимости, непохожести на других людей. |
Понятия индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность могут быть упорядочены по двум основаниям, причем этот порядок в обоих случаях не меняется:
1) по содержанию эти понятия находятся в отношении включения, причем наименьшим является понятие индивида, наибольшим – индивидуальности;
2) по онтогенетическому признаку. Первоначально человек появляется как индивид. На его материальной основе формируется сознание, человек становится субъектом. Ядро личности, самосознание, формируется уже на основе сознания. В процессе дальнейшего развития личности человек обретает свою индивидуальность.
Индивид и личность
Личность – системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении [66, с. 187].
Индивид – человек как представитель биологического вида. В этом понятии отражается три признака:
– неделимость (целостность) субъекта;
– наличие у него общих генотипических наследственных свойств биологического вида;
– наличие у него особенных, индивидуальных свойств, отличающих его от представителей того же вида.
К индивидным свойствам человека относят возрастные, половые, конституционные (особенности телосложения) и нейродинамические (характеристики нервной системы) свойства. На их основе возникают интегративные образования – темперамент и задатки.
Природное, биологическое составляет необходимую основу психического развития, формирования личности. Однако биологическое (телесная организация, характеристики нервной и эндокринной системы), входя в структуру личности, становится социальным [32].
Пример: формированию ряда одинаковых черт характера людей, чей рост менее 150 см, способствовало их нахождение в обществе «высоких» людей.
Структура личности
В силу сложности, многомерности понятия «личность» в психологии существует множество теорий личности, ее моделей, представленных в виде совокупности различных уровней, подструктур, свойств, характеристик. Традиционно личность характеризуется темпераментом, характером, способностями, направленностью.
Структура личности по К.К. Платонову [101] содержит четыре иерархически связанные (каждая следующая формируется, опираясь на предыдущую) подструктуры:
– биопсихические свойства: темперамент, половые, возрастные и др.;
– особенности эмоционально-волевых и познавательных психических процессов;
– опыт: привычки, знания, умения, навыки;
– направленность личности: убеждения, мировоззрение, идеалы, интересы.
Для современных представлений о личности, развиваемых отечественными психологами, характерно выделение следующих «планов» личности [12, 27, 75]:
1) экспрессивно-инструментальный характеризует особенности проявления личности в деятельности и общении с другими людьми, типичные для личности формы, способы внешнего проявления, ее «внешнюю оболочку» (характер, способности, социальные роли);
2) личностно-смысловой характеризует отношения личности с миром, взятые с их содержательной стороны (мотивы, цели, направленность личности, смысловые образования). Смысловые образования – субъективные значения объектов и явлений окружающего мира – определяют главные и относительно постоянные отношения личности к основным сферам жизни: труду, себе, другим людям и т.д. Смысловая сфера личности обеспечивает структурирование своих отношений с миром и подчинение своей жизнедеятельности устойчивой структуре этих отношений, в противовес сиюминутным импульсам и внешним стимулам [75].
В структуру личности включают не только смысловую сферу, характер, способности и т.д., но и проявления личности, зафиксированные в группах разного уровня развития, в межличностных отношениях.
Личность как субъект межличностных отношений
А.В. и В.А. Петровские выделяют три составляющие структуры личности [32, 99]:
1) внутрииндивидная (интраиндивидная) подсистема – системная организация ее индивидуальности, представленная в строении темперамента, характера, способностей человека;
2) межиндивидная (интериндивидная) подсистема структуры личности, находящаяся в «пространстве» вне органического тела индивида. Не сам по себе индивид, а процессы межличностного взаимодействия, в которые включены по меньшей мере два индивида (а фактически общность, группа), могут рассматриваться как проявления личности каждого из участников этого взаимодействия;
3) метаиндивидная (надындивидная) подструктура – «вклады» в других людей, которые субъект вольно или невольно осуществляет посредством своей деятельности; продолжение себя в другом не только в момент воздействия субъекта на других индивидов, но и за пределами непосредственного сиюминутного актуального взаимодействия. Личность при этом не только выносится за рамки органического тела индивида, но и перемещается за пределы его наличных, существующих «здесь и теперь» связей с другими индивидами.
Персонализация – процесс и результат запечатления субъекта в других людях, его идеальной представленности и продолженности в них.
Становление личности
В процессе развития личности культура выступает как система объективных значений (понятий, норм, образцов), а общество, окружающие люди – как носители этих образцов. Развитие личности невозможно без включения человека в систему социальных отношений, где происходит:
– усвоение социального опыта;
– производство собственных смыслов, целей, ценностей.
Сформировавшуюся личность характеризует [74]:
1) способность к опосредованному поведению, предполагающая наличие иерархии в мотивах человека, то есть его способность преодолевать непосредственные побуждения ради социально значимых, заданных обществом мотивов. Становление этих качеств относят к дошкольному возрасту;
2) способность к сознательному руководству собственным поведением на основе осознанных мотивов-целей и принципов, предполагающая наличие самосознания. Становление этой способности начинается в подростковом возрасте и представляет собой сложную внутреннюю деятельность оценивания собственных побуждений и поступков, соотнесения отдельных ситуаций, актов поведения с более широким контекстом жизни. Особую роль в этом процессе играют ситуации конфликта мотивов, критические жизненные ситуации. Результат этого процесса – осмысление жизненных целей, становление системы ценностей.
Личность как система регуляции деятельности
Личность – специфическая человеческая система психических регуляторов его активности [60].
Личностные подсистемы регуляции деятельности [75]
Подсистема | Мотив поступка | Комментарии |
Удовлетворение потребностей | «я хочу» | Общие для человека и животных, развиваются с момента рождения, не нуждаются в представлении о мире как о целом |
Реагирование на стимул | «он первый начал» | |
Предрасположенность, стереотип | «я всегда так делаю» | |
Социальная нормативность | «все так делают» | Специфически человеческая, но не личностная, учитывает то, чего нет в ситуации |
Смысл, жизненная необходимость | «мне это важно» | Специфически личностная, в поведении учитывается вся система отношений с миром, временная перспектива |
Свободный выбор | «а почему бы и нет?» | Свойственна не каждому человеку |
Индивидуальность человека
Можно выделить два подхода к пониманию индивидуальности: первый фиксирует внешние, поверхностные признаки, второй пытается объяснить ее на основе представления о сущности человека.
1. Индивидуальность – самое узкое понятие из группы: человек, индивид, личность; содержит в себе лишь те индивидные и личностные свойства человека, которые отличают его от других людей.
Индивидуальность – особенная и не похожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств.
Индивидуальность проявляется в темпераменте, чертах характера, привычках, преобладающих интересах, в особенностях познавательных процессов, в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д.
Индивидуальность человека можно понять, если рассматривать его в единстве всех характеристик как личности и субъекта деятельности, в структуре которых функционируют природные свойства человека как индивида [6].
2. Индивидуальность – неповторимое, самобытное выражение, творческое проявление сущности человека. Если личность возникает во встрече человека с другими людьми, то индивидуальность – это встреча с самим собой, «выход в уникальную подлинность самого себя». «Если личность – это определенность позиции человека в отношениях с другими, то индивидуальность – это определение собственной позиции в жизни» [116, с. 355].
При таком подходе личность – не есть сущность, а только оболочка, которая может как транслировать, так и трансформировать субъектные проявления человека [90]. Личность – проекция сущности на социокультурную сферу.
Основными субъективными составляющими индивидуальности являются система смысловых отношений и ценностных ориентаций, мировоззрение, совесть, вера. Именно через них соединяется сущность человека с его личностью [90, 116, 125].
Рекомендуемая литература
Введение в психологию/Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. – М.: Изд. центр «Академия», 1997. С. 385–431.
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: ЧеРо, 1996. С. 244–246, 292–322.
Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. – М.: Школа–Пресс, 1995. С. 211–214, 332–366.
Лекция 9
ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
Цель лекции: рассмотреть основные понятия, характеризующие индивидуально-психологические особенности личности; показать уникальность каждого человека, отсутствие деления типов на «хорошие» и «плохие»; способствовать повышению интереса к самопознанию.
План лекции
1. Темперамент.
1.1. Определение и основные критерии темперамента.
1.2. Основные формы проявления темперамента и их показатели.
1.3. Типы темперамента и их связь со свойствами нервной системы.
2. Характер.
2.1. Определение характера; свойства и черты характера.
2.2. Типология характеров.
2.3. Акцентуация характера. Типология характера К. Леонгарда.
3. Способности.
3.1. Понятие способностей, условия развития и уровни.
3.2. Классификация способностей.
Определение и основные критерии темперамента
Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение [84]. И.П. Павлов отмечал, что темперамент – это основная характеристика нервной системы человека, которая оказывает непосредственное влияние на всю его деятельность.
В. М. Русалов выделил основные критерии темперамента [4]:
– не зависит от содержания деятельности и поведения, т.е. от смысла, мотива и цели;
– характеризует меру динамического (энергетического) напряжения и отношения человека к миру, людям, себе, деятельности;
– универсален и проявляется во всех сферах деятельности человека;
– рано проявляется в детстве и устойчив в течение длительного периода жизни человека;
– тесно связан со свойствами нервной системы.
Основные формы проявления темперамента и их показатели
Выделяют две основные формы проявления (два компонента) темперамента [66]: общая активность и эмоциональность. Показатели и характеристики активности и эмоциональности представлены в следующей таблице [4].
Общая активность | ||
№ | Показатели | Характеристика показателей |
Включаемость | Скорость, с которой субъект берется за любую деятельность | |
Инициативность | Количество инициатив, предложений, идей, выдвигаемых субъектом за установленный промежуток времени | |
Темп психических процессов | 1) скорость реакции, проявляющейся в быстроте ответов и реагирования на вопросы, реплики, замечания 2) скорость познавательных процессов (сообразительность, скорость переключения внимания, скорость запоминания и т.д.) | |
Эмоциональность | ||
Впечатлительность | Степень силы эмоционального раздражителя, способного вызвать эмоциональную реакцию | |
Эмоциональная подвижность | Скорость возникновения, прекращения и смены эмоциональных состояний | |
Импульсивность | Скорость, с которой эмоции становятся побудительной силой поведения |
Типы темперамента и их связь со свойствами нервной системы
Идея и учение о типах темперамента в своих истоках восходят к работам древнегреческого врача Гиппократа. Он описал основные типы темпераментов, дал им характеристики, однако связывал темперамент не со свойствами нервной системы, а с соотношением различных жидкостей в организме: крови, лимфы, желчи и черной желчи. Первую классификацию темпераментов предложил древнеримский врач Гален, и она, в относительно малоизмененном виде, дошла до наших дней. Последнее из известных описаний классификации темпераментов, которое используется и в современной психологии, принадлежит немецкому философу И. Канту. И. Кант разделял темпераменты человека на два типа: темпераменты чувства и темпераменты деятельности. В целом он выделял четыре простых темперамента: сангвинический, меланхолический (первые два – относятся к темпераментам чувства), холерический, флегматический.
На сегодняшний день основой для изучения темперамента служит концепция И.П. Павлова, основные положения которой заключаются в следующем [36]:
1) объяснение индивидуальных особенностей поведения человека следует искать в свойствах нервной системы;
2) основных свойств нервной системы три: сила (способность нервной системы выдерживать сильные раздражители, характеризуется выносливостью и работоспособностью нервных клеток), уравновешенность (характеризуется соотношением процессов возбуждения и торможения), подвижность (показатель быстроты смены процессов возбуждения и торможения);
(Процессы возбуждения и торможения характеризуют быстроту возникновения либо прекращения того или иного познавательного процесса, перехода от одного действия к другому.)
3) сочетание основных свойств образует четыре основных типа нервной системы;
4) эти основные типы нервной системы соответствуют четырем классическим типам темперамента (т.е. представляют собой физиологическую основу типов темперамента).
Соответственно четыре типа темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик – характеризуются различными свойствами нервной системы и различными психологическими особенностями.
Темперамент | Тип нервной системы | Психологические особенности |
Холерик | Сильный, неуравновешенный, подвижный (безудержный тип) | Оптимистичный, активный, общительный, действия порывисты, обидчивый, агрессивный |
Сангвиник | Сильный, уравновешенный, подвижный (живой тип) | Общительный, активный, инициативный, открытый, продуктивный, быстро приспосабливается к новым условиям |
Флегматик | Сильный, уравновешенный, инертный (спокойный тип) | Пассивный, старательный, спокойный, настойчивый, вдумчивый, упорный труженик |
Меланхолик | Слабый, неуравновешенный, подвижный или инертный (слабый тип) | Тревожный, пессимистичный, сдержанный, необщительный, глубокий, содержательный |
Определение характера; свойства и черты характера
Характер – это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к окружающему миру и типичный способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах.
Характер проявляется в деятельности и общении (как и темперамент) и включает в себя то, что придает поведению человека специфический, характерный для него оттенок (отсюда название «характер»). В своем формировании, развитии и функционировании характер человека тесным образом связан с темпераментом. Характер, как и темперамент, является достаточно устойчивым и малоизменяемым.
Свойства характера могу быть разделены на две большие группы: общие (глобальные) и частные (локальные) [4].
Общие свойства оказывают воздействие на широкую сферу поведенческих проявлений, к ним относятся:
– самоуверенность/неуверенность,
– согласие, дружелюбие/враждебность,
– сознательность/импульсивность,
– эмоциональная стабильность/тревожность,
– интеллектуальная гибкость/ригидность.
Частные свойства – влияют на частные, узкие ситуации, к ним относятся:
– общительность/замкнутость,
– лидерство/подчинение,
– оптимизм/пессимизм,
– доверчивость/подозрительность,
– смелость/осторожность,
– деликатность/грубость и многие другие.
В структуре характера выделяется несколько групп черт, выражающих различное отношение личности к действительности:
1) отношение к себе – самоуверенность, скромность, самолюбие, требовательность, самокритичность и др.;
2) отношение к другим – грубость/вежливость, безразличие/ чуткость, эгоизм/альтруизм, жестокость/доброта и др.;
3) отношение к деятельности – организованность/неорганизованность, лень/трудолюбие, инициативность/пассивность, ответственность/безответственность и др.;
4) отношение к общественной и личной собственности – аккуратность, бережливость, экономность, неряшливость, скупость и др.
Типология характеров
Попытки построения типологии характеров неоднократно предпринимались на протяжении всей истории психологии. Одной из наиболее известных и ранних из них явилась та, которая в начале ХХ века была предложена немецким психиатром и психологом Э. Кречмером – он связывал характер человека с типом телосложения. На современном этапе развития психологии существует множество классификаций типов характера, в основе которых лежат различные основания: