Понятие и механизм социализации. Этапы социализации личности

Основные факторы развития личности.

Методологические и социальные предпосылки возникновения социологии как науки.

Термин социология предложен в 40-ые года 19 века французским философом Огюстом Контом. Он первый предложил изучать общество на научной, т.е. практической основе. До него все исследователи общества описывали то, каким должно быть общество, а не то, какое оно есть.

Толчком к появлению социологии как науки послужили 2 обстоятельства:

· В 19-ом веке в связи с промышленной революцией очень быстро растут города => увеличивается плотность населения и социальная напряженность.

· В 19-ом веке были сделаны крупные открытия в естественных науках, поэтому появилось уверенность, что практическое изучение общества поможет найти наиболее гармоничный путь его развития.

2.История развития социологии в конце 19-го – первой половине 20-го века: европейский и американский этапы.

Процесс освоения социальных качеств, т.е. формирование человека как личности называется социализацией.

Социализация включает в себя 5 этапов:

1) Раннее детство (0-5 лет). Здесь ребенок овладевает языком и на базе языка начинает формироваться абстрактное мышление. Кроме того он приучается к прямохождению и получает первые навыки самообслуживания.

2) Подростковый (10-15 лет). Здесь идет формирование социальных установок личности. Под ними понимают направленность психики человека на определенные общественные ценности и как следствие к определенным видам действий.

На формирование социальных установок влияют 3 фактора:

· Восстание;

· Стихийное влияние окружающей (социальной) среды;

· Врожденные черты характера личности;

3) Юность (17-25 лет). Здесь решаются 3 задачи:

· Формирование политических взглядов;

· Приобретение профессии;

· Создание своей семьи;

4) Трудовой (примерно 20 – 60 лет). Человек активно осваивает профессиональный и семейный опыт.

5) Послетрудовой. Здесь человек приучается жить в качественно новых условиях:

· Переход к жизни на основе иждивения;

· Постепенная утрата возможностей самообслуживания;

· Распад имевшихся социальных связей;

8.Социальные статусы человека: сущность и типология. Ролевая концепция личности.

Главным итогом процесса социализации является наличие у человека различных социальных статусов. Социальный статус – занимаемое личностью конкретное положение в обществе. Число статусов присущих одному человеку зависит от числа социальных групп, в которые он вовлечен.

Все статусы делят на приписываемое и достигаемое:

· Приписываемое. Человек получает помимо своей воли;

· Достигаемое. В ходе собственных усилий;

Все статусы одного человека называют статусным набором. В нем всегда выделяют главный статус, который задает образ жизни человека на данном этапе. Всякий человек, занимая определенный статус, сразу наделяется рядом прав и обязанностей.

Поведение человека, ограниченное правилами и вытекающее из статуса, называют социальной ролью.

Знание социальных ролей друг друга сильно облегчает социальную коммуникацию, т.к. позволяет прогнозировать и свое, и чужое поведение.

Следовательно, задача каждого человека как можно точнее исполнять свою роль, однако далеко не всегда реальное исполнение роли соответствует ролевым ожиданиям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: