Основные теории секуляризации

Понятие и основные признаки социального института.

Критерии социального неравенства и понятие социальной стратификации.

Каждому обществу соответствует свой набор в критериях неравенства. Характер социального расслоения и способ его воспроизводства образует стратификационную систему.

· Физико-генетическая – она характерна для первобытного общества. В ее основе лежали физические различия такие как: пол, возраст и особые навыки. Вторая система строилась на физическом насилии, а затем закреплялось ритуалом.

· Рабовладельческая – она основанная на военно-юридическом (суждении?) социальные слои различаются по наличию и отсутствии у них гражданских прав и прав собственностей. При этом отдельные слои лишены этих прав вовсе и наряду с вещами превращены в объект частной собственности.

Основные пути воспроизводства этой системы это военные, долговое и уголовное рабство.

· Кастовая – это наследственно закрепленная группа лиц, которая отводится в строгое определенное в системе общественного разделения труда.

· Сословная – это группа лиц, чьи права и обязанности закреплены в законах и имеют свою специфику. В отличие от касты в том, что это группа не жестко наследственная и нет такой тесной связи с профессией.

· Классовая – наиболее известная как классовая концепция Карла Маркса. По Марксу классы различаются по их отношению к собственности, на средства производства. Во всяком обществе можно выделить 2 класса:

· Класс собственников.

· Класс лишённых этой собственности.

Социальная стратификация – деление общества на слои не равные по отношении друг другу.

Социальный институт – система жестко закрепленных социальных статусов и норм, существующих достаточно длительное время и служащих для реализации базовых потребностей общества наиболее оптимальным способом.

Любой социальный институт имеет 5 базовых признаков:

· Выраженное общее цель ради достижения, которой он и существует.

· Система социальных статусов и ролей.

· Материальные объекты позволяющие достигать базовую цель

· Культурные символы.

· Устные и письменные кодексы поведения.

Любой социальный институт существует до тех пор, пока есть потребность, которую он удовлетворяет при изменении общественных условий. Социальные потребности могут меняться, а, следовательно, одни социальные институты исчезают, зато появляются новые. Процесс отрицания старых институтов называется деинститулизацией. Процесс образования новых называется институлизацией.

Секуляризация – процесс освобождения от религиозного влияния, при котором отдельные сферы жизни становятся не зависимыми от контроля духовенства.

Сегодня выделяют 3 теории объясняющие причины и последствия секуляризации:

1. Секуляризация, как утрата священного. В современном обществе церковь быстро утрачивает свой авторитет. Следовательно, влияние церкви резко снижается:

· Отделение церкви от государства

· Переход к светскому образованию

· Отказ от религиозных сюжетов в искусстве

· Отказ от вероисповедания, как фактор социальной стратификации.

Последствия секуляризации деструктивно для общества. Снижение роли церкви на макроуровни неизбежно снижает её роль в жизни отдельного человека. Следовательно, абсолютные моральные нормы становятся относительными и это ведет к росту девиации.

2. Секуляризация, как замещение религии наукой. Согласно этой точки зрения религия возникла, как попытка объяснить необъяснимое. В современном обществе сфера неопозности резко сократилось и потребность религии исчезает. Этот процесс прогрессивен для общества т.к. решать проблемы продуктивно может только научное знание.

3. Секуляризация, как видоизменение религии. Снижение роли религии на макроуровни не означает снижение её роли в жизни отдельных индивидов. Переход религии на макроуровень предполагает, что она становится частным делом. Следовательно, человек подходит к выбору веры более осознано. Следовательно, роль религии в жизни человека даже возрастает.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: