Культура делового общения.
Психологи выделяют пять параметров, которые характеризуют эмоциональную удовлетворенность человека жизнью. В общих чертах они выглядят следующим образом:
—работа по душе, соответствует способностям;
—решенность материально-бытовых проблем;
—уважение в коллективе;
—перспективы роста;
—семейное благополучие.
Трудовой процесс, взаимоотношения людей в трудовом коллективе, перспективы творческого развития личности играют важную роль в жизни каждого человека.
Необходимо иметь в виду, что от того, как осуществляется служебное общение, во многом зависит и продуктивность нашей деятельности, и реальная отдача, и умение правильно решать задачи межличностных отношений. Возьмем такой аспект — взаимоотношения руководителя и подчиненного. Здесь наиболее рельефно проявляется именно служебный аспект взаимоотношений.
В социальной психологии выделяют сегодня такие стили руководства: автократический, демократический, либеральный. Первый и третий — в психологическом плане малоперспективны, демократический же дает наиболее значительный и производственный и психологический эффект.
Можно выделить следующие виды общения руководителя.
Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью.
Здесь в качестве важнейшего генератора общения руководителя с подчиненными выступает непосредственный творческий процесс, умение увлечь им людей. Именно само творчество становится эпицентром постоянного общения. Это стабилизирует психологическую обстановку в коллективе, люди заняты делом, им некогда отвлекаться на ненужные межличностные обсуждения.
Здесь в качестве важнейшего регулятора отношений выступает именно дружественность, которая располагает людей друг к другу, как бы взаимно раскрывает их. Доброжелательность, внимание, деликатность, расположенность к собеседнику, умение говорить с людьми — все это необходимо в общении руководителя с трудовым коллективом.
Многие руководители нередко используют такой стиль общения, как дистанция. Он характерен для начинающих. Спору нет, элемент дистанции в какой-то мере необходим в системе взаимоотношений руководителя и подчиненных, но он должен осознаваться самими членами коллектива, как логично вытекающий из общей системы отношений. Дистанция должна скорее выступать как показатель авторитета руководителя — производственного, нравственного, личностного. Превращение дистанции в доминанту служебного общения влияет на взаимоотношения между сотрудниками.
Дальнейшее развитие и углубление общения-дистанции ведет к формированию такого стиля, как общение подавление, которое фактически разрушает всю психологически целесообразную ткань взаимоотношений и охватывает всю их сферу. Наблюдения показывают, что общение-подавление в конечном счете не влияет на формирование авторитета руководителя. По мнению психологов, такой стиль общения не способствует самореализации личности каждого труженика, а наоборот, регламентирует весь процесс его деятельности. Иногда можно слышать: «Руководителя должны бояться, тогда и работа будет. С таким взглядом трудно согласиться. Иной руководитель видит в такой системе общения свою силу. Это глубокое заблуждение, и благополучие дел в таком коллективе носит ситуативный характер.
В системе общения руководитель — подчиненный мо возникнуть и такой эмоциональный мотив, как заигрывание.
Руководитель постоянно как бы заигрывает с подчиненными, добиваясь их расположения, любви и др. По существу, это способ формирования ложного авторитета, который недолговечен и, в конечном счете, ведет к разрушению благоприятного психологического микроклимата. Руководителю нередко приходится быть участником конфликтных ситуаций, поэтому рекомендуем ему придерживаться следующих психологических правил, которые сформулировал А. А. Ершов:
1.Замечание человеку целесообразно делать наедине, что позволит выяснить причины, которые могут быть устранены без участия остальных сотрудников, не задеть его самолюбия, обстоятельно и не спеша обсудить недоразумение,
2.Предоставлять людям, находящимся в состоянии ссоры, психологическую паузу, которая помогает снимать эмоциональный накал, обратиться к логике вещей и самосознания, за советом к уважаемым товарищам.
3.Стремиться искренне и серьезно понять точку зрения другого, не отвергая ее сразу и резко, давая возможность высказаться до конца,
4.Свою ошибку, неверный шаг признавать быстро и решительно, опережая возможную критику.
5.Вести разговор в доброжелательном, твердом и спокойном тоне, стараясь начинать с тем и вопросов, мнения по которым совпадают и могут вызвать утвердительный ответ.
Выполнение этих элементарных правил способствует формированию взаимопонимания, создает