Тема 10. Этикет как компонент коммуникативной культуры личности

Таблица разных речевых жанров Ю. В. Рождественского

Классификация целевых установок речи.

Среди всех целевых установок выделяются такие, которые могут быть признанными общечеловеческими универсалиями: создание собственного авторитета; совершение речевого поступка во благо другим людям, передача своего духовного «Я» в будущее; формирование интеллектуальных союзников и др.

По способу реализации в речи целевые установки делятся на три большие группы.

Императив, составляющий основу авторитарной речи —силовой способ речевого воздействия (приказ, угроза, словесный садизм и тд).

Убеждение, составляющее основу демократической речи, которое связано с попыткой через аргументацию навязать сознанию другого человека собственную систему взглядов (доказательство, объяснение и тп).

Провокация, составляющая основу либеральной речи, которая связана с потребностью в получении информации (организация дискуссии, вопрошающая речь и т.п).

В соответствии с воздействием на разные аспекты сознания слушающих целевые установки речи могут формировать определенные сферы эффективности к которым относятся:

1) провокация эмоции;

2) привлечение внимания;

З) распространение знаний;

4) создание намерений;

5) побуждение к действию;

б) формирование навыков.

Все речи могут быть разделены на однократные (ораторика) и продолжающиеся (гомилетика). Основу ораторики составляют (по Аристотелю) речи: совещательные (о будущем), судебные (о прошлом) и эпидейктические, или показательные (о связи прошлого с будущим). «Есть три вида риторики, потому что есть столько же родов слушателей. Речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается; оно-то и есть конечная цель всего (я разумею слушателя). Таким образом, естественно является три рода риторических речей: совещательные, судебные и эпидейктические (восхваляющие)

Дело речей совещательных -- склонять или отклонять, потому что как люди, которым приходится совещаться в частной жизни, так и ораторы, произносящие речи публично, делают одно из двух (или склоняют, или отклоняют). Что же касается судебных речей, то их дело обвинять или оправдывать, дело эпидейктической речи хвалить или порицать.

У каждого из этих родов речей различная цель, и так как есть три рода речей, то существуют и три различные цели: у человека, дающего совет, цель польза и вред: один дает совет, побуждая к лучшему, другой отговаривает, отклоняя от худшего; остальные соображения, как-то: справедливое и несправедливое, прекрасное и постыдное здесь на втором плане.

Для тяжущихся целью служит справедливое и несправедливое, но и они присоединяют к этому другие соображения.

Для людей, произносящих хвалу или хулу, целью служит прекрасное и постыдное, но сюда также привносятся другие соображения (Аристотель).

Гомилетика(проповедь) с точки зрения убеждения и воздействия —самый сильный вид речи, так как оратор выступает с одной темой перед теми же людьми много раз.

Основная цель ораторической речи — эффективность воздействия, основанная на необходимости «выиграть» речь. Главная же цель гомилетической речи – влиятельность, которая состоит в завоевании доверия и авторитета на будущее.

Жанрами ораторики, кроме судебной, совещательной и показательной речей являются диалог, молва и фольклор. Гомилетика включает проповедь, учебную речь и пропаганду. Ораторика и гомилетика вместе составляют устную словесность. Письменную словесность составляют следующие основные жанры: документы, рукописи, художественная литература, научная литература и публицистика.

Средства массовой информации (радио, кино, телевидение, пресса) относятся к смешанному устно-письменному роду словесности.

Каждый жанр речи имеет свои сферы эффективности, те, главные целевые установки, обусловленные природой этого жанра.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: