Неречевые средства общения

Невербальные аспекты речи

Живая речь содержит в себе множество сведений, заключенных в так называемых невербальных аспектах речи.

Тембр голоса, его высота и громкость, темп речи, интонации (все эти характеристики называют часто просодикой), речевые ошибки, акцент, паузы, вздохи, смех, плач и т. п.- все эти проявления могут многое добавить к смыслу сказанных слов. В повседневной жизни распознать настроение другого человека по его интонации, скорости речи и т. п. нам помогает интуиция и опыт общения, а также внимание к невербальным аспектам его речи.. О чем же могут сообщить невербальные характеристики речи?

Во-первых, они способны указать собеседнику на особенно важные моменты сообщения. Медленно, с паузами между словами мы произносим номер телефона, который записывает собеседник. Рассказывая, как добраться до нужного места, выделяем словами указания - "направо", "два квартала".

Во-вторых, невербальные компоненты дополняют смысловое содержание высказывания.

В-третьих, невербальные знаки, сопровождающие речь, свидетельствуют об отношении к собеседнику, поскольку в них выражаются чувства говорящего. Мы ясно ощущаем высокомерное пренебрежение того, кто "цедит слова сквозь зубы", чувствуем глубокое почтение к собеседнику в хорошо артикулированной и интонированной речи с паузами внимания в ожидании ответной реплики. Желая показать свое отрицательное отношение, мы можем придать с помощью соответствующей интонации обидный смысл обычной формуле вежливости "Благодарю вас...", "Будьте любезны..." и самые нейтральные слова насытить нежными чувствами.

В-четвертых, невербальные речевые знаки дают возможность судить о самом человеке, о его состоянии в данный момент; о его глубинных психофизиологических и психологических качествах; наконец, о его социокультурной принадлежности. Социальная принадлежность человека сказывается не только на словарном запасе, которым располагает и активно пользуется человек, но и на его выговоре. Наконец, надо упомянуть акцент, который может выдать иностранца даже при условии того, что он правильно подбирает слова и строит фразы. В этом случае акцент будет знаком этно-культурной принадлежности человека.

Рассмотрим роль в социальном взаимодействии различных элементов невербального поведения. Прикосновение, или тактильный контакт, является в жизни каждого человека первым и самым важным для выживания и развития. Именно через телесный контакт с матерью ребенок вступает в общение с миром других людей. Прикосновением, поглаживанием, похлопыванием, поцелуем мать не только обеспечивает физическое благополучие ребенка, но выражает ему свою любовь и нежность. Ребенок, не имевший в раннем детстве таких контактов, отстает от своих сверстников в интеллектуальном развитии и приобретает эмоциональные дефекты, которые почти невозможно компенсировать во взрослом состоянии. По мере взросления ребенок все больше информации получает от других людей через зрение и слух. Культурные нормы начинают сильно регламентировать тактильные контакты. Прикосновение остается знаком, выражающим прежде всего чувства к партнеру по общению. Оно резко увеличивает психологическую интенсивность контакта. Грубые, болевые воздействия сопровождают агрессию и принуждение. Мягкие, неболевые контакты сигнализируют о росте доверия и симпатии к партнеру. Большую роль прикосновение играет в сексуальном контакте.

Большинство культур накладывает множество ограничений на прикосновения. В каждом обществе складываются представления о том, как, когда, кого и кому можно трогать. Если собрать список разных типов прикосновений (удары, поглаживания, объятия, поцелуи, рукопожатия и т. п.), то можно видеть, что они по-разному осуществляются в разных социокультурных группах, например, удар чаще всего является актом агрессии, но шутливое похлопывание по спине, даже весьма чувствительное, старых приятелей воспринимается как знак дружеского расположения. Если же удар призван выразить негативное чувство, он производится в соответствии, с культурными нормами: это может быть символическая пощечина, удар в челюсть, пинок под зад и т. п.

В разных культурах сильно различается и допустимое число прикосновений. Так, в Англии собеседники очень редко касаются друг друга. В Кембридже между студентами принято обмениваться рукопожатиями дважды в год - в начале и в конце учебы.

В странах Латинской Америки, напротив, частота прикосновений очень велика. В некоторых же племенах Австралии принято вести беседу, держась рукой за собеседника.

Таким образом, можно говорить о наличии языка прикосновений. Хотя этот язык не фиксирован в виде строгой системы норм, он усваивается в процессе жизни в обществе. В том, как человек касается других и позволяет трогать себя, проявляются культурные стереотипы, а также особенности его индивидуальности и его отношение к собеседнику.

Аналогичные моменты влияют на то, как располагаются люди по отношению друг к другу в пространстве. В современной литературе это называют проксемическим поведением (слово проксемика дословно означает близость). Родоначальником науки о проксемическом поведении является английский ученый Э. Холл, который выделил 4 типа дистанции: интимную, случайно-личностную, социально-консультативную и публичную; выбор дистанции зависит от взаимоотношений между людьми (как правило, люди ближе встают к тем, кому они симпатизируют), и от индивидуальных особенностей человека (например, интроверты плохо выносят слишком близкую дистанцию). Проксемическое поведение включает не только дистанцию, но и взаимную ориентацию людей в пространстве. Как выяснилось, существуют позиции, предпочитаемые друзьями (рядом, с поворотом тела друг к другу), участниками деловой беседы (через угол стола), конкурентами (напротив друг друга). В существующих культурных нормах можно увидеть учет психобиологических факторов поведения. Например, по европейским правилам хорошего тона в кафе или ресторане даме или наиболее уважаемому члену группы предлагают место спиной к стене. Оно, действительно, дает наибольшую возможность психологического комфорта, что связано со столь важным для любого животного стремлением обеспечить безопасность с тыла.

Взаимоотношения людей развертываются не только в пространстве, но и во времени. То, как человек распоряжается временем, своим и чужим, становится важным социальным знаком. Уважение к другому человеку, к ситуации общения проявляется в повышенной точности, пунктуальности поведения. Заставить другого ждать - значит вольно или невольно заявить свое право распоряжаться ситуацией, свою претензию на привилегированность. Повышенное внимание к временным аспектам поведения характерно для обществ, где "время - деньги", поэтому очень важно не тратить его зря. В этом, в частности, исток пунктуальности бизнесменов. Там же, где время рассматривается как пространство для жизни, отношение к нему совсем иное. Например, в группах хиппи участники не связывают себя жесткими временными обязательствами, нисколько не обижаются на опоздание своего товарища, но ждут его лишь до тех пор, пока им этого хочется.

Большое число знаков содержат такие аспекты поведения человека, как поза, движения тела (пантомима) и рук (жестикуляция).

Во-первых, в них проявляется психофизическое состояние организма и непосредственные эмоциональные реакции. Это позволяет судить о темпераменте человека (сильные или слабые у него реакции, быстрые или замедленные, инертные или подвижные).

Во-вторых, поза и движения тела отражают многие черты характера человека, степень его уверенности в себе, зажатость или, напротив, раскованность, осторожность или порывистость. В позе и движениях проявляется социальный статус человека, вернее, его ощущение своего статуса. Представители привилегированных классов заботились о том, чтобы их поза и жесты свидетельствовали о чувстве собственного достоинства, независимости, гордости. Именно поэтому большое 'внимание уделялось осанке, походке, жестикуляции. Отметим, что такие выражения как "идти с высоко поднятой головой", "расправить плечи" или, напротив, "стоять на полусогнутых" представляют собой не только описание позы, но выражают определенное психологическое состояние человека.

В-третьих,- в позе, жестах, пантомимических характеристиках выражается отношение человека к окружающим. Найдено, например, что люди чаще стоят подбоченясь с теми, кто им не нравится, и именно поэтому правила хорошего тона категорически не рекомендуют принимать эту позу.

В-четвертых, в позе и манере двигаться проявляются культурные нормы, усвоенные человеком в процессе социализации. Например, мужчина, воспитанный в европейской традиции, не станет беседовать сидя со стоящей рядом женщиной, независимо от того, как он оценивает ее личные достоинства.

Наконец, в-пятых, движениям тела и рук могут приписываться чисто условные символические значения, так, что они способны передавать достаточно строгую и точную информацию. Примером может служить кивок головой как знак согласия у русских и знак отрицания у болгар. Что же касается жестов, то их возможности для передачи информации почти безграничны: от отдельных формализованных жестов ("там" "хорошо", "до свидания" и пр.) до целого языка жестов, способного полностью заменить речь (примером может служить язык глухонемых или язык жестов индийского театра Нандикешвара, где установлено 60 формализованных жестов).

Движения лицевых мускулов - мимика - имеет чрезвычайно большое значение для процесса коммуникации.

Именно лицо собеседника более всего притягивает наш взгляд (причем чуть ли не с самого момента рождения!). Выражение лица обеспечивает постоянную обратную связь:

по нему мы можем судить, понял нас человек или нет, хочет ли сказать что-то в ответ. Кроме того, оно комментирует содержание слов, усиливая или снижая значимость сообщения. Мимика свидетельствует об эмоциональных реакциях человека, поэтому многое может сказать и о нем самом и о том, как относится он к тому, с кем в данный момент взаимодействует. Взгляд, его направление, частота контакта глаз - еще один важный инструмент межличностного общения. Направление взгляда показывает направленность внимания собеседника и, вместе с выражением лица, дает обратную связь о том, как относится собеседник к тем или иным сообщениям или психологическим поворотам в разговоре. Взгляд используется также для установления взаимоотношений.

Увеличение числа контактов происходит, как правило, в том случае, когда растет интерес людей друг к другу, появляется взаимная симпатия. Поэтому когда человек стремится к установлению более теплых, сердечных взаимоотношений, он ищет взгляда собеседника. Однако если кто-то смотрит нам в глаза слишком долго и часто, это настораживает, поскольку такой взгляд разрушает психологические барьеры и сокращает социальную дистанцию. В каждой культуре складываются нормы в отношении частоты контакта глаз. В межкультурных исследованиях было найдено, что чаще всего смотрят в лицо и в глаза собеседнику во Франции, Италии, Южной Америке, на Ближнем Востоке; менее часто - в США, Скандинавии, Восточной Европе; еще реже - в Японии, Китае, Юго-Восточной Азии. Внутри каждой из этнических групп возникают более дифференцированные нормы в отношении взглядов. В традиционной русской культуре прямой взгляд в глаза другому считался признаком бесстрашия и честности. Однако слишком долгий взгляд в глаза человека, занимающего значительно более высокое социальное положение, мог быть расценен как нарушение социальной иерархии. В Японии представители правящего военного сословия - самураи - должны были прямо, с устрашающим видом смотреть в глаза встречным, а простые люди - отводить взгляд, опускать голову. Манера отводить взгляд и сейчас характерна для японцев. Беседуя между собой, они ищут нейтральный предмет, на который бросают взгляды. Для этой цели могут служить книга, безделушка, икебана.

Большую роль в процессе общения играет физический облик взаимодействующих людей: телосложение, строение рук, черты лица, фактура волос - все это бросается в глаза и часто служит основанием для суждений о психологических особенностях человека. Издревле складывалась целая отрасль знания, посвященная.определению характера человека по его физическому облику физиогномика. Физиогномические рассуждения можно найти в трудах даже самых авторитетных ученых прошлого. Большим почетом пользовалась физиогномика на востоке. Нельзя полностью отрицать наличие связи между телесным строением человека и его психикой. Однако связь эта имеет вероятностный характер и более или менее четко прослеживается лишь в крайних вариантах психопатологии. Телосложение способно скорее намекнуть о том, каким темпераментом обладает человек, то есть о динамике протекания его нервных процессов, но ничего не может сказать достоверно о его характере, о том, каких реальных поступков можно от него ждать. Поэтому в повседневной жизни судить о душевных качествах человека на основании особенностей его телосложения было бы неосмотрительно. Тем более нелепо пользоваться расхожими стереотипами вроде "высокий лоб - значит умный", "толстые гулы - сексуальный" и т. п. Иное дело - такие характеристики поведения, как мимика, пантомима, жестикуляция. Они формируются при жизни человека (хотя и на основе природных задатков) и в большей мере способны отразить содержание его психики. Следует, однако, отметить, что люди прикладывают специальные усилия, чтобы изменить свой телесный облик с помощью специальных физических упражнений, пластических операций, татуировок и т. п. В результате эти преобразованные элементы внешнего облика становятся знаками, призванными нести определенную информацию, Чаще всего они должны свидетельствовать о принадлежности человека к той или иной возрастной или социальной группе. Татуировка, наносившаяся на тело мальчика во время инициации, указывала на то, что он стал членом группы взрослых мужчин своего племени. "Маленькая ножка" китаянки, получавшаяся в результате мучительного многолетнего бинтования ног с раннего детства, говорила о принадлежности женщины к высшему сословию. Длинные ухоженные ногти, холеные руки были свидетельством того, что человек не занимается физическим трудом, и именно поэтому европейские аристократы уделяли немало времени уходу за руками. Кроме того, внешность изменяли (и иные меняют) в соответствии с культурными образцами, имеющимися в обществе. Мужчина со слабой мускулатурой, занимаясь культуризмом, стремится походить на эстетический идеал античного героя или современного супермена. Женщина, решившаяся на пластическую операцию, имеет в виду приблизить свою внешность к неким эталонам красоты, принятым в данном обществе. Намалую роль играет здесь и стремление обладать сексуальной привлекательностью.

Наконец, рассмотрим те элементы коммуникативного поведения, которые относятся к оформлению внешности. Это одежда, обувь, головной убор, прическа, украшения, грим - в дальнейшем для краткости мы будем называть их костюмом. Роль костюма в общении чрезвычайно велика. Это обусловлено следующими обстоятельствами. Одежда закрывает, по крайней мере в северных странах, большую часть тела, часто скрывает его форму и движения и весьма заметна. Платье, прическу, грим легко сменить. В отношении их в принципе очень легко осуществить социальный контроль. В то же время они являются предметом личного выбора, проявлением индивидуальных наклонностей человека. Наконец, одежда, прическа, украшения, грим содержат в себе потенциально огромное число различных комбинаций. Все это позволяет костюму быть богатейшим и подчас тщательно разработанным языком общения. Этот язык находится под контролем традиций общества, а, с другой стороны, может быть больше, чем любой другой язык, подвержен влиянию моды.

Мы лишь кратко перечислим, какие сведения о человеке может сообщить костюм. Во-первых, он может указывать на принадлежность человека к той или иной группе - социальной, профессиональной, возрастной, половой. Практически в каждом обществе были и есть различия, часто утвержденные законом, в одежде людей разных сословий, возрастов, мужчин и женщин, униформы для представителей отдельных профессий. Во-вторых, костюм может содержать сведения о положении человека внутри этой группы; лучшим примером является здесь символика мундиров и знаков отличий у военнослужащих. В-третьих, костюм может многое сказать об индивидуальных наклонностях человека: заботится ли он о своем внешнем облике, яркие или тусклые у него одежды, спортивный, романтический или элегантный стиль, скромные или броские украшения. В-четвертых, костюм, специально подобранный для встречи с данным человеком, для данной ситуации свидетельствует о том, как мы относится к этой встрече, стремимся ли понравиться тому, к кому идем на свидание (личное или деловое), какие качества хотим подчеркнуть. Внимательный взгляд на оформление внешности способен дать много информации о ее обладателе, в том числе и такой, которая не имелась в виду. Например, мужчина, надевающий на палец большой грубый "под золото" перстень, хочет намекнуть на свою состоятельность, но говорит о своей системе ценностей, где богатство занимает важное место, о своей наклонности - "пускать пыль в глаза", о дурном эстетическом вкусе. Внешний облик человека допоняется запахом, который может ощутить собеседник. Запах играет огромную роль в общении животных, прежде всего в их сексуальном поведении. Это относится и к человеку, особенно в ситуации интимного контакта. В обыденной же ситуации общения европейская культурная традиция предписывает устранять естественные запахи тела с помощью мыла и различных дезодорирующих средств. Однако при этом активно используются другие запахи, которые вызывают определенные чувственные переживания и приобретают символический смысл: мужской запах табака, женские ароматы духов и иной косметики. Умение подобрать подходящий человеку и ситуации запах становится составной частью искусства общения.

Существуют многочисленные случаи опосредованного общения, когда люди не встречаются "лицом к лицу", но материализуют передаваемую информацию в разного рода посланиях - письмах, телеграммах, объектах, наделяемых символическим содержанием (чаще всего в виде подарков). Определенный смысл может быть усмотрен в том, как оформлено послание, на какой бумаге написано и т. п. По правилам хорошего тона писать письмо карандашом, на плохой бумаге с неровно обрезанными краями - значит проявить недостаточное уважение к своему адресату. Наконец, надо отметить, что общение происходит в условиях той или иной среды. Окружение, в котором происходит встреча, оказывает воздействие на собеседника, создает настроение. В случае, когда среда находится под контролем одного из участников общения (например, он может выбрать место встречи), другой вправе рассматривать предметное окружение как заявку на определенный стиль общения, как материализацию взаимоотношений.

Итак, общение между людьми происходит, как правило, с помощью знаков. В качестве знаков могут выступать практически все проявления человека - от словесных высказываний до элементов внешнего облика. Каждый тип знаков обладает широкими возможностями для передачи разнообразной информации. Однако можно видеть, что в жизни для тех или иных сообщений люди предпочитают использовать определенные типы знаков. Богатство словесного языка позволяет выразить практически любую мысль и чувство. Фиксированные социальные символы в виде определенных жестов (формы приветствий), костюма, знаков отличий и т. п. используются преимущественно для фиксации и демонстрации соотношения социальных статусов участников общения. Интонации, особенности пантомимики и мимики, взгляд и пр. часто не имеют однозначной трактовки и, как правило, участвуют в передаче чувств человека: его самочувствия и отношения к другому человеку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: