Таинство покаяния
Необходимость и спасительность причащения Святых Таин
О необходимости для спасения причащаться Свв. Таин говорит Сам Господь Иисус Христос:
“Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день…” (Ин. 6, 53–54)
Спасительные плоды или действия причащения Свв. Таин суть
а) теснейшее соединение с Господом (Ин. 6, 55–56);
б) возрастание в духовной жизни и обретение жизни истинной (Ин. 6, 57);
в) залог будущего Воскресения и жизни вечной (Ин. 6, 58).
Однако эти действия причащения относятся лишь к тем, кто приступает к причащению достойно. Недостойно причащающимся причащение приносит большее осуждение:
“Ибо, кто есть и пьет недостойно, тот есть и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем” (1 Кор. 11, 29).
“Покаяние есть Таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом”17.
|
|
Таинство покаяния, несомненно, установлено Самим Господом Иисусом Христом. Спаситель обещал апостолам сообщить им власть прощать грехи, когда сказал:
“что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе” (Мф. 18, 18).
По Воскресении же Своем Господь действительно даровал им эту власть, сказав:
“приимите Духа Святого: кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся” (Ин. 20, 22–23).
От приступающих к таинству покаяния требуется:
а) вера во Христа, ибо
“… всякий, верующий в Него, получит прощение грехом именем Его” (Деян. 10, 43).
б) сокрушение о грехах, потому что
“печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению” (2 Кор. 7, 10).
в) намерение исправить свою жизнь, поскольку после того, как
“беззаконник обратился от беззакония своего и стал творить суд и правду, он будет за то жив” (Иезек. 33, 19).
Вспомогательными и подготовительными средствами в отношении покаяния служат пост и молитва18.
“Священство есть таинство, в котором Дух Святый правильно избранного чрез рукоположение святительское поставляет совершать Таинства и пасти стадо Христово”19.
Незадолго до Своего Вознесения Господь сказал ученикам:
“Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века” (Мф. 28, 19–20).
Таким образом, священническое служение включает в себя учительство (“научите”), священнодействие (“крестя”) и служение управления (“уча их соблюдать”). Это тройственное служение — учительства, священнодействия и управления — имеет общее наименование пастырства. Священнослужители поставляются для того, чтобы “пасти Церковь” (Деян. 20, 28).
|
|
Институт священства в Церкви не есть человеческое изобретение, но Божественное установление. Сам Господь
“поставил одних Апостолами, … иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения…” (Еф. 4, 11–12).
Избрание на священническое служение также не есть дело человеческое, но предполагает избранничество свыше:
“Не вы Меня избрали, но Я вас избрал и поставил вас…” (Ин. 15, 16).
“И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон” (Еф. 5, 4).
Рукоположение, возведение человека на иерархическую степень, — это не только видимый знак поставления на служение, как полагают протестанты, считающие, что между мирянином и клириком нет никакой принципиальной разницы. Священное Писание не оставляет сомнения в том, что в таинстве священства преподаются особые благодатные дары, отличающие клирика от мирянина.
Ап. Павел писал своему ученику Тимофею:
“Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства” (1 Тим. 4, 14).
“… напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение” (2 Тим. 1, 6).
В Православной Церкви три необходимых степени священства: епископ, пресвитер и диакон.
“Диакон служит при Таинствах; Пресвитер совершает Таинства, в зависимости от Епископа; Епископ не только совершает Таинства, но имеет власть и другим через рукоположение преподавать благодатный дар совершать оные”20.
Кроме того, только епископу принадлежит право освящения храма, антиминса и св. мира.
Для нормального функционирования церковного организма необходимы все три иерархические степени. С древнейших времен это считалось необходимым условием жизни Церкви. Сщмч. Игнатий Богоносец писал:
“Все почитайте диаконов, как заповеди Иисуса Христа, епископов, как Иисуса Христа, Сына Бога Отца, пресвитеров же, как собрание Божие, как сонм апостолов — без них нет Церкви”21.