Таинство священства

Таинство покаяния

Необходимость и спасительность причащения Святых Таин

О необходимости для спасения причащаться Свв. Таин говорит Сам Господь Иисус Христос:

“Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день…” (Ин. 6, 53–54)

Спасительные плоды или действия причащения Свв. Таин суть

а) теснейшее соединение с Господом (Ин. 6, 55–56);

б) возрастание в духовной жизни и обретение жизни истинной (Ин. 6, 57);

в) залог будущего Воскресения и жизни вечной (Ин. 6, 58).

Однако эти действия причащения относятся лишь к тем, кто приступает к причащению достойно. Недостойно причащающимся причащение приносит большее осуждение:

“Ибо, кто есть и пьет недостойно, тот есть и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем” (1 Кор. 11, 29).

“Покаяние есть Таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом”17.

Таинство покаяния, несомненно, установлено Самим Господом Иисусом Христом. Спаситель обещал апостолам сообщить им власть прощать грехи, когда сказал:

“что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе” (Мф. 18, 18).

По Воскресении же Своем Господь действительно даровал им эту власть, сказав:

“приимите Духа Святого: кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся” (Ин. 20, 22–23).

От приступающих к таинству покаяния требуется:

а) вера во Христа, ибо

“… всякий, верующий в Него, получит прощение грехом именем Его” (Деян. 10, 43).

б) сокрушение о грехах, потому что

“печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению” (2 Кор. 7, 10).

в) намерение исправить свою жизнь, поскольку после того, как

“беззаконник обратился от беззакония своего и стал творить суд и правду, он будет за то жив” (Иезек. 33, 19).

Вспомогательными и подготовительными средствами в отношении покаяния служат пост и молитва18.

“Священство есть таинство, в котором Дух Святый правильно избранного чрез рукоположение святительское поставляет совершать Таинства и пасти стадо Христово”19.

Незадолго до Своего Вознесения Господь сказал ученикам:

“Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века” (Мф. 28, 19–20).

Таким образом, священническое служение включает в себя учительство (“научите”), священнодействие (“крестя”) и служение управления (“уча их соблюдать”). Это тройственное служение — учительства, священнодействия и управления — имеет общее наименование пастырства. Священнослужители поставляются для того, чтобы “пасти Церковь” (Деян. 20, 28).

Институт священства в Церкви не есть человеческое изобретение, но Божественное установление. Сам Господь

“поставил одних Апостолами, … иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения…” (Еф. 4, 11–12).

Избрание на священническое служение также не есть дело человеческое, но предполагает избранничество свыше:

“Не вы Меня избрали, но Я вас избрал и поставил вас…” (Ин. 15, 16).

“И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон” (Еф. 5, 4).

Рукоположение, возведение человека на иерархическую степень, — это не только видимый знак поставления на служение, как полагают протестанты, считающие, что между мирянином и клириком нет никакой принципиальной разницы. Священное Писание не оставляет сомнения в том, что в таинстве священства преподаются особые благодатные дары, отличающие клирика от мирянина.

Ап. Павел писал своему ученику Тимофею:

“Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства” (1 Тим. 4, 14).

“… напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение” (2 Тим. 1, 6).

В Православной Церкви три необходимых степени священства: епископ, пресвитер и диакон.

“Диакон служит при Таинствах; Пресвитер совершает Таинства, в зависимости от Епископа; Епископ не только совершает Таинства, но имеет власть и другим через рукоположение преподавать благодатный дар совершать оные”20.

Кроме того, только епископу принадлежит право освящения храма, антиминса и св. мира.

Для нормального функционирования церковного организма необходимы все три иерархические степени. С древнейших времен это считалось необходимым условием жизни Церкви. Сщмч. Игнатий Богоносец писал:

“Все почитайте диаконов, как заповеди Иисуса Христа, епископов, как Иисуса Христа, Сына Бога Отца, пресвитеров же, как собрание Божие, как сонм апостолов — без них нет Церкви”21.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: