Примечания. Глава XII.
Состояние душ умерших до дня всеобщего воскресения
Кончина мира
Изменение живых при воскресении умерших
Всеобщность и одновременность воскресения мертвых
Тождественность тела воскресшего телу живущего
Воскресение не есть облечение души в новое тело, по существу это будет то же самое тело, каким человек обладал в этой жизни:
“тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему — облечься в бессмертие” (1 Кор. 15, 53).
“сеется в тлении, восстает в нетлении” (1 Кор. 15, 43).
Воскресение умерших будет иметь всеобщий характер:
“Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут” (1 Кор. 15, 22).
При этом воскресение совершится одновременно. Православная Церковь осудила так называемый хилиазм, учение о тысячелетнем царстве Христовом на земле. Согласно этому лжеучению, сначала воскреснут праведники, а через 1000 лет все прочие2. Однако Сам Господь говорил, что
|
|
“все, находящиеся во гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения” (Ин. 5, 28–29).
“… у тех, которые до времени общего Воскресения останутся в живых, нынешние грубые тела мгновенно изменятся в духовные и бессмертные”3.
“Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся…” (1 Кор. 15, 51-52).
Воскресение произойдет
“при конце сего видимого мира”4.
Мир, существующий во времени и пространстве, движется к определенной цели и будет иметь конец. Небо и земля “погибнут” (Пс. 101, 27).
“… небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят” (2 Пт. 3, 10).
Однако этот конец будет означать не исчезновение мира, а его преобразование, обновление:
“небо и земля прейдут” (Мф. 24, 35),
то есть изменятся по образу своего бытия.
“И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали…” (Откр. 21, 1, 2).
До дня всеобщего воскресения души умерших находятся в различном состоянии:
“Души праведных во свете, покое и предначатии вечного блаженства; а души грешных в противоположном сему состоянии”5.
Тотчас по смерти душам усопших не приписывается ни полноты блаженства, ни полноты мучений,
“потому что полное воздаяние по делам предопределено получить полному человеку, по воскресении тела и последнем суде Божием”6.
“Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое” (2 Кор. 5, 10).
|
|
1. С. 72.
2. Помазанский М., протопр., изд. цит., сс. 226-228.
3. Пространный Христианский Катихизис…, с. 74.
4. Там же.
5. Там же.
6. Там же.
Глава XIII
О двенадцатом члене Символа веры
“Жизнь будущего века” есть та жизнь, которая откроется после воскресения мертвых и всеобщего суда Христова”1.
Для праведных это будет жизнь
“столь блаженная, что мы теперь сего блаженства и вообразить не можем”2,
ибо
“не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его” (1 Кор. 2, 9).
Источником такого блаженства будет особая близость ко Господу, непосредственное общение с Ним: тогда мы “увидим Его, как Он есть” (1 Ин. 3, 2), и “будет Бог все во всем” (1 Кор. 15, 28), и мы “всегда с Господом будем” (1 Фес. 4, 17).
В блаженстве души будет участвовать и тело,
“оно будет прославлено светом Божиим, подобно как тело Иисуса Христа во время Преображения Его на Фаворе”3.
“Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему — облечься в бессмертие” (1 Кор. 15, 53).
Блаженство праведных будет иметь различные степени, “по мере того, как кто здесь подвизался в вере, любви и добрых делах”4.
“Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых…” (1 Кор. 15, 41–42).
“кто сеет скупо, тот скупо и пожнет, а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет” (2 Кор. 9, 6).
Блаженство праведных будет вечным:
“Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей” (Ин. 10, 28).