Титул I. О правосудии и праве

Книга первая

Дигесты или Пандекты Юстиниана

Млн.строк

***Здесь речь идет о программе первого года обучения в юридических школах (в Бейр Константинополе). Следует думать, что из четырех книг Институций Гай отмечались только две. Нет данных для предположения, что имелось сокращенное изложение. Остальные упоминающиеся четыре книги (о приданом, об опеках, о завещаниях и о не

Вероятно, это были анонимные, а после классические сборники, ленные для потребностей обучения

****Первая часть Дигест, т.е. кн. 1-4. В дальнейшем указываются учебные планы след. лет обучения. Второй, третий и четвертый посвящены изучению Дигест, пятый нию Кодекса.

*****Эта конституция была издана 16 декабря 533 г. на греческом и латинском языках. Начальным текстом являлся, вероятно, греческий. Греческая и латинская версии име держание, но буквально не совпадают. По первому слову текста эта конституция и "Dedoken" (греч.) или "Tanta" (лат.)

19. Преклонитель перед этими законами и соблюдайте их, оставив в покое все предыдущие. И да не осмелится кто-либо из вас сравнивать их с прежними или искать разноречий между прежними и новыми; ибо все, что здесь установлено, мы признаем в качетсве единственного и единого, что должно быть соблюдаемо. И ни в суде, ни в ином споре, где законы необходимы, никто не должен ссылаться или указывать на другие книги, кроме как на составленные и обнародованные нами Институции, Дигесты и Конституции. Нарушитель будет подлежать строжайшей ответственности за подлог вместе с судьей, который допустит заслушание (старых законов).

1. (Ульпиан). Изучающему право надо прежде всего узнать, откуда произошло слово "право" (ius). Право получило свое название от "правосудия" (iustilia), ибо, согласно превосходному определению Цельса, право есть наука о добром и справедливом. &.1. По заслугам нас назвали жрецами, ибо мы заботимся о правосудии, возвещаем понятия доброго и справедливого, отделяя справедливое от несправедливого, отличая дозволенное от недозволенного, желая, чтобы добрые совершенствовались не только путем страха наказания, но и путем поощрения наградами, стремясь к истинной, если я не заблуждаюсь к философии, а не к мнимой.

&.2. Изучение права распадается на две части: публичное и частное (право). Публичное право, которое (относится) к положению римского государства, частное, которое (относится) к пользе отдельных лиц; существует полезное в общественном отношении и полезное в частном отношении. Публичное право включает в себя святыни (sacra), служение жрецов, положение магистратов. Частное право делится на три части, ибо оно составляется или из естественных предписаний, или (из предписаний) народов, или (из предписаний) цивильных. &.3. Естественное право (ius naturale) - это то, которому природа научила все живое: ибо это право присуще не только человеческому роду, но и всем животным, которые рождаются на земле и в море, и птицам; сюда относится сочетание мужчины и женщины, которое мы называем браком, сюда же порождение детей, сюда же воспитание; мы видим, что животные, даже дикие, обладают знанием этого права. &.4. Право народов (ius gentium)-это то, которым пользуются народы человечества: можно легко понять его отличие от естественного права, последнее является общим для всех животных, а первое - лишь для людей (в их отношениях) между собой.*

3. (Флорентин). Мы должны отражать насилие и противоправность, ибо правом установлено, что если кто-либо сделает что-либо для защиты своего тела, то считается совершившим правомерный поступок; и так как природа установила между нами некое родство, то последовательно, что является преступлением, когда один человек строит козни другому.

*Ввиду особой важности этого фрагмента отмечу все высказанные предположения об имеющихся в этом фрагменте интерполяциях (хотя эти предположения и не могут быть признаны достаточно обоснованными): а) &.1. "желая...наградами"(Ленель); б) &.2. "Изучение... частное" (Иернис), "существует... частном отношении" (Пороний). "Частное право... цивильных" (Он же); в) &.3. "Естественное право... птицам" (Он же).

4. (Ульпиан). Освобождение от рабства относится к праву народов. Мапшшхаю проиходит от тали пихзю (отпущение из-под власти), т.е. дарование свободы; ибо, доколе кто-либо находится в рабстве, он подчинен власти (manu et potestate), отпущенный же на волю освобождается из-под власти. Это дело ведет свое происхожденение из права народов; так как по естественному все рождаются свободными, не было освобождения, когда было неизвестно рабство; но после того как по праву народов возникло рабство, за ним последовало благодеяние отпущения из рабства. И хотя мы носим единое наименование "люди", но согласно праву народов, возникло три категории: свободные, и в противоположность им рабы, и третья категория-отпущенные на волю, т.е. те, кто перестали быть рабами.

7. (Папиниан). Цивильное право-это то которое происходит из законов, плебисцитов, сенатусконсультов, декретов принцепсов, мнений мудрецов.

&.1. Преторское право-это то которое ввели преторы для содействия цивильному праву или для его дополнения или исправления в целях общественной пользы; оно называется также в честь преторов "ius honorarium".

8. (Марциан). Ибо и само преторское правоявляется живым голосом цивильного права.**

10. (Ульпиан). Правосудие есть неизменная и постоянная воля предоставлять каждому его право. &.1. Предписания права суть следующие: жить честно, не чинить вред другому, каждому воздавать то, что ему принадлежит.

&.2. Правосудие есть познание божественных и человеческих дел, наука о справедливом и несправедливом.

11. (Павел). Слово "право" употребляется в нескольких смыслах; во-первых, "право" означает то, что всегда является справедливым и добрым каково естественное право. В другом смысле "право" - это то, полезно всем или многим в каждом государстве - каково цивильное право. Не менее правильно в нашем государстве "правом" называется "шгы honorarium".

Говорится, что претор высказывает право (выносит решение), даже если он решает несправедливо; это (слово) относится не к тому, что претор сделал, но к тому, что ему надлежало сделать. В другом смысле "право" означает то место, в котором выносится решение: здесь название переносится с того что делается, на то, где это делается...


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: