Понятие бухгалтерского счета


Счета бухгалтерского учета — это способ текущего взаимосвязанного отражения и группировки имущества по составу и размещению, по источникам его образования, а также хозяйственных операций по качественно однородным признакам, выраженным в денежных, натуральных и трудовых измерителях.

Это определение довольно сложное для понимания. Если говорить простыми словами, то бухгалтерский счет — это таблица, которая состоит из двух столбцов, левый называется дебет, правый — кредит. В этой таблице отражаются все текущие хозяйственные операции предприятия за месяц. В левую часть таблицы вносятся все то, что поступает на предприятие, в правую все то, что выбывает. Учет ведется в денежном выражении.

Каждый день у предприятия осуществляется множество хозяйственных операций различного характера: поступление и выбытие основных средств, денежных средств, материальных ценностей, выплата заработной платы и т. д. Все эти хозяйственные операции группируются по однородным признакам, для каждой такой группы существует свой счет. Всего в бухгалтерском учете существует 99 счетов, от 01 до 99, все они отражены в специальной книге, называемой «План счетов». Примеры счетов — 50 «Касса», 51 «Расчетный счет», 01 «Основные средства» и так далее. Предприятие обычно не использует все 99 счетов, а выбирает для себя те, которые необходимы для рационального ведения своей деятельности. Кроме этого в Плане счетов предусмотрены также 11 забалансовых счетов.

В начале каждого месяца счет открывается заново, в начало счета переносится конечный остаток (сальдо) из предыдущего месяца, если конечное сальдо было дебетовое — то соответственно заносится в дебет, если кредитовое — то в кредит. Затем в течении месяца в счете отражаются все текущие хозяйственные операции.

Возьмем для примера счет 51 «Расчетный счет».

В конце предыдущего месяца на расчетном счете предприятия оставалась определенная сумма, допустим 1000 рублей, это конечное сальдо для предыдущего месяца или начальное (входящее) сальдо (Сн) для текущего месяца. Заносим в дебет 1000 рублей. В течении месяца происходили различные движения денежных средств, они поступали и выбывали с предприятия. Каждая операция отражается в счете. Поступление по дебету, выбытие по кредиту.

В нашем примере поступило на расчетный счет 600 и 300 рублей (записаны в левой части таблицы в дебете), выбыло 500 и 200 рублей (в правой части таблицы в кредите). В конце месяца подсчитываются обороты за месяц, то есть суммируются все хозяйственные операции, отдельно по дебету (Од) и отдельно по кредиту (Ок).

В нашем примере: Од=600+300=900, Ок=500+200=700. Затем подсчитывается конечное сальдо Ск=Сн+Од-Ок=1000+900-700=1200, если конечное сальдо имеет знак плюс, значит сальдо дебетовое и записывается в дебет, если знак минус, то кредитовое и записывается в кредит.

В нашем примере конечное сальдо Ок=1200, имеет знак «+», значит сальдо дебетовое и записываем его в левой части таблицы.

Дебет Кредит
   
   

Ск=1000+600+300-500-200=1200

Таким образом ведется учет по каждому виду хозяйственных операций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: