Вопрос 2. Педагогический процесс в органах внутренних дел

Бурное развитие общества непрерывно рождает новые связи и виды производства, различные сферы человеческой деятельности - политическую, социальную, экономическую, военную, правовую и др.

В каждой из них педагогика призвана отражать специфику воспитания, профессионального образования и обучения будущих специалистов различных профессий, а также практических работников. В результате от педагогики отпочковалось множество самостоятельных отраслей, каждая из которых носит прикладной характер по отношению к общей педагогике, т.е. теоретической основе для своих прикладных отраслей.

Таким образом выделилась и педагогика органов внутренних дел - как наука о закономерностях, принципах, формах и методах осуществления педагогического процесса подготовки личного состава ОВД к выполнению служебных задач по охране общественного порядка и борьбе с преступностью.

Для органов внутренних дел педагогический процесс - это организованная и целенаправленная деятельность сотрудников ОВД (начальников и подчиненных, старших и младших) с целью формирования необходимых знаний, практических навыков и умений, морально-психологических качеств личности, т.е. целью его является формирование личности сотрудника.

В этой связи, основами педагогического процесса являются:

- - раскрытие педагогических закономерностей в деятельности ОВД;

- - разработка и обоснование системы основополагающих принци­пов обучения и воспитания в деятельности сотрудников ОВД;

- - исследование и разработка теоретических основ процесса обучения и воспитания, а также практическая их реализация в сов­ременных условиях;

- - выявление путей совершенствования средств, методов, форм организации учебно-воспитательного процесса;

- - разработка и внедрение в практику наиболее эффективных форм и методов обучения и воспитания сотрудников ОВД;

- - изучение особенностей содержания профессиональной подго­товки в зависимости от специализации сотрудников.

Особенности педагогического процесса в ОВД:

- специфичность знаний, навыков, умений и качеств, которые необходимо сформировать у сотрудников ОВД;

- проводится с реальной служебной техникой и оружием, в ус­ловиях максимально приближенных к служебным, что связано с боль­шими психологическими и физическими трудностями;

- проводится в условиях высокой боевой готовности и постоян­ного выполнения служебных задач;

- происходит одновременная подготовка как отдельных сотруд­ников ОВД, так и целых подразделений;

- организуется и направляется начальником подразделения;

- овладение профессиональным мастерством является служебной обязанностью сотрудников ОВД.

Функциональная структура педагогического процесса в ОВД: обучение, воспитание, развитие, психологическая подготовка, само­воспитание и самообразование.

Организационная структура педагогического процесса в ОВД: плановые занятия и учения; педагогические возможности оператив­но-служебной деятельности; педагогические возможности обществен­ной деятельности; культурно - и спортивно-массовая работа; педа­гогический аспект всего уклада жизни подразделений ОВД.

Педагогический процесс - социально-педагогический процесс, в котором действует система законов и закономерностей различного уровня и характера.

1. Прежде всего в педагогическом процессе ОВД действуют всеобщие законы развития природы, общества, человека и общие закономерности, отражающие его зависимость от общественных условий и уровня развития полицейского дела.

2. Закономерности формирования личности.

3.Закономерности, выражающие специфические связи и отноше­ния, характерные для педагогического процесса в ОВД.

В то же время, одним из показателей эффективности педагоги­ческого процесса является удельный вес самостоятельности обучае­мых в учебном процессе, результаты их служебной деятельности, об­щественная активность и дисциплина.

Схема закономерностей педагогического процесса

Направленность и характер педагогического процесса определяется социально-экономической структурой общества; Зависимость педагогического процесса от уровня развития служебной техники, организации ОВД, способов борьбы с преступностью. Общие закономерности
Вне сознательного труда, общественно-полезной деятельности нет и не может быть воспитания; Единство воспитания и самовоспитания; Целостное формирование личности. Закономерности формирования личности
Обучение, воспитание, развитие, психологическая подготовка в педагогическом процессе выступают в единстве; Соответствие воздействия начальников характеру деятельности подчиненных; Моделирование деятельности применительно к требованиям службы в ОВД. Закономерности, выражающие специфические связи и отношения педагогического процесса

Выводы по второму вопросу. Таким образом, в настоящее время выделяют педагогика в деятельности органов внутренних дел - как наука о закономерностях, принципах, формах и методах осуществления педагогического процесса подготовки личного состава ОВД к выполнению служебных задач по охране общественного порядка и борьбе с преступностью. По своей сущности педагогический процесс в органах внутренних дел является общественно обусловленным социальным


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: