Вопрос 1. Дидактика (теория обучения) как отрасль педагогической науки

Дидактика - это область педагогики, исследующая закономерности процесса обучения; иными словами – теория обучения. Дидактика исследует общие закономерности познавательной деятельности человека, происходящей как под руководством преподавателя/воспитателя, так и самостоятельно, путем самообразования. Ведь обучение осуществляется и в семье, когда родители учат чему-то своих детей, и во время бытового и производственного общения, процесс обучения осуществляется в дошкольных учреждениях, школе, гимназии, вузе, он включает самообразование и т. п. Учиться люди начали с момента возникновения человеческого общества. Термин «дидактика» происходит от греческого слова «дидактикос», что означает «обучающий». Считается что термин «дидактика» в научный обиход ввел немецкий педагог Вольфган Ратке (1571 – 1635) в своем сочинении «Новый способ преподавания» - 1626г. он считается одним из основоположников дидактики.

Фундаментальную научную разработку дидактики впервые осуществил Я.А. Коменский. В книге «Великая дидактика» (1632) эта отрасль педагогики определяется как «всеобщее искусство всех учить всему». В развитие дидактики также свой вклад внесли::

  швейцарский педагог И.Г. Песталоцци, - 18 век обосновал систему принципов развивающего обучения.
  немецкий философ, психолог и педагог Иоганн Фридрих Гербарт (1776 - 1841) Отметил, что цель дидактики - умственное развитие обучаемых, формирование их интеллектуальных умений.
  немецкий педагог Адольф Дистерверг в «Руководстве для немецких учителей» 19 в. предложил целый комплекс требований, активизирующих учебный процесс.

Из отечественных известных педагогов большой вклад в разработку дидактики внесли такие известные педагоги, как К.Д. Ушинский (19 в.), П.Ф. Каптерев, Викт. Петр. Острогорский, в советский период Н.К. Крупская, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, А.П. Пинкевич. На современном этапе немало сделано дидактами Ю.К. Бабанским, Л.В. Занковым, М.Н. Скаткиным, Б.П. Есиновым, М.А. Даниловым, Г.И. Щукиной и др.

В науке дидактике система законов и закономерностей выступает исходной базой для формирования принципов, определения форм и методов обучения.

Дидактика связана с целым комплексом наук: философией, социологией, общей, социальной и педагогической психологией. Особенно тесная связь существует между дидактикой и теорией воспитания.

В комплекс задач, стоящих перед дидактикой как наукой входят:

- анализ противоречий, движущих процесс обучения;

- исследование целей и содержания обучения;

- изучение законов и закономерностей процесса обучения;

- рассмотрение принципов и правил обучения;

- анализ форм и методов обучения;

- исследование видов и методов проверки и оценки знаний;

- исследование передового опыта обучения.

Иначе говоря, в рамках дидактики ставятся и определяются ответы на вопросы: - чему учить (содержания);

- как учить (методика преподавания);

- как учиться (самообразование);

- как воспитывать и развивать личность в процессе обучения;

- как оценивать результаты обучения;

- зачем учить и зачем учиться.

Особенностью отечественной дидактики является то, что она стала рассматривать учебный процесс не только как средство формирования знаний и умений, но и как важнейший фактор всестороннего развития личности. Она исследует обучение в тесном единстве с воспитанием в рамках целостного педагогического процесса.

К основным категориям дидактики относятся: процесс обучения, закономерности и принципы обучения, содержание образования, методы обучения, формы организации обучения.

Процесс обучения - целенаправленный педагогичес­кий процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности уч-ся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений. Для успешного обучения важно знать не только его сущность и внутрен­нюю структуру, но и те глубинные закономерности, на основе к-рых оно должно осуществляться. При рассмот­рении этих закономерностей большое значение имеет прежде всего то, что обучение как средство развития и формирования личности является составной частью вос­питания, понимаемого в его широком смысле (И.Ф. Харламов). Отсюда следует, что обучению присущи все те закономерности, на основе к-рых осуществляется воспи­тание в целом. Основные из них следующие:

- направленность обучения на решение задач всестороннего и гармоничного развития личности;

- деятельностный характер обучения;

- единство потребостно-мотивационной сферы и учебно-познавательной активности обучающихся;

- проявление уважения и требовательности к обучаемым, укрепление их личного достоинства в процессе обучения;

- обеспечение радости успехов в овладении знаниями;

- раскрытие способностей и творческих задатков и опора на их положительные свойства и качества в процессе обучения;

- учет возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых в процессе обучения;

- повышение влияния коллектива на улучшение качества учебной работы;

- согласованность и единство педагогических усилия семьи, учебного коллектива и общественности в стимулировании учебно-познавательной деятельности уч-ся.

Однако, будучи специфическим педагогическим процессом, направленным на овладение знаниями, умениями и навыками, развитие умственных и творческих задатков, а также на выработку научного мировоззре­ния и нравственно-эстетическое формирование уч-ся, обучение имеет и свои особые закономерности. К ним относятся:

- научность и мировоззренческая направленность обучения;

- проблемность обучения;

- наглядность обучения;

- активность и сознательность уч-ся в процессе обучения;

- доступность обучения;

- систематичность и последовательность обучения;

- прочность обучения и его цикличность;

- единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения.

Если считать рассмотренные закономерности обучения достаточно обоснованными в научном отношении, то они должны выступать в качестве основополагающих требований к практической организации учебного процесса. Эти требования в педагогике принято называть дидактическими принципами. К наиболее важным из ни относятся следующие:

- обучение должно быть научным и иметь мировоззренческую направленность;

- обучение должно характеризоваться проблемностью

- обучение должно быть наглядным;

- обучение должно быть активным и сознательным

- обучение должно быть доступным;

- обучение должно быть систематическим и последовательным;

- обучение должно быть прочным;

- в процессе обучения в органическом единстве необходимо осуществлять обучение, развитие и воспитание уч-ся.

Под содержанием образования следует понимать ту систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, к-рыми необходимо овладеть уч-ся в процессе обучения (И.Ф. Харламов). В педагогике разработана целая система научных требований к определению и совершенствованию содержания образования

Метод обучения - это совокупность приемов и способов организации познавательной деятельности обучаемых, развития его умственных способностей, обучающего взаимодействия преподавателя/воспитателя и обучаемых между собой, с природной и общественной средой. В дидактике широко распространен также термин «прием обучения». Прием обучения - это составная часть или отдельная сторона метода обучения. Напр., в состав метода упражнения, который применяется для выработки у уч-ся практических умений и навыков, входят следующие приемы: показ преподавателя, как нужно применять изучаемый материал на практике, воспроизведение курсантами показанных преподавателем действий и последующая тренировка по совершенствованию отрабатываемых умений и навыков.

Все методы можно подразделить на несколько групп, применяя определенный принцип подхода к их выделению. Исходя из этого, все методы можно рассмотреть в такой последовательности:

- методы используемые для сообщения новых знаний /рассказ, объяснение, лекция, инструктирование/;

- методы, используемые для приобретения, выработки и закрепления умений и навыков /беседа, классно-групповые занятия, семинар, упражнения, деловые игры, практические занятия, самостоятельная работа с печатными изданиями, показ наглядности/;

- метод проблемного обучения;

- метод программированного обучения;

- метод самостоятельной работы обучаемых.

Важно все методы применять с учетом принципов обучения.

Между методами обучения существуют не только различия, но и тесная связь. Она выражается в том, что успешное применение одного метода обязательно предполагает сочетание его с другими. Наиболее тесная связь каждого метода обучения проявляется с методом самостоятельной работы.

Формы организации обучения отражают особенности объединения уч-ся для организуемых занятий, в процессе которых и совершается учебно-познавательная деятельность. Форма обучения как дидактическая категория обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством обучаемых, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления. Формы обучения диалектически взаимосвязаны с методами обучения. Они обеспечивают внешние и внутренние организационные условия применения методов обучения, предусматривая состав и группировку обучаемых, структуру занятия, место и продолжительность его проведения, роль и специфику деятельности обучающего и обучаемых.

Формы обучения подразделяются на коллективные, групповые, индивидуальные. практическое обучение сотрудников осуществляется в ходе практических занятий, на служебной подготовке, в ходе игр и учений, при разборе конкретных видов преступлений, на встречах по обмену опытом и т.д.

Таким образом, если содержание обучения отвечает на вопрос «"чему учить?», принципы обучения определяют основные требования к учебному процессу, в методах раскрываются пути и способы обучения, то формы обучения показывают наиболее рациональную его организацию.

Виды обучения. Одним из направлений научного поиска в области повышения эффективности и результативности учебного процесса в ОВД является проблемное обучение. Сущность которого состоит в том, что обучающий постановкой проблемы (проблемной ситуации) перед обучаемыми заинтересовывает их и вовлекает в поиск решения (ответа). Таким образом, проблема выступает в качестве движущей силы процесса познания, отражая противоречие между имеющимися у сотрудников знаниями, умениями, навыками и потребностями практики.

Другим направлением является программированное обучение. Главная его цель заключается в том, чтобы обеспечить эффективное управление и самоуправление познавательной деятельностью обучаемых. Сущность программированного обучения состоит в том, что оно предполагает преимущественно самостоятельное приобретение знаний обучаемыми и формирование у них навыков и умений с помощью специально подготовленных программированных материалов.

Программа содержит учебную информацию, методические указания, вопросы, задания и задачи для контроля и проверки знаний, а также коррекцию хода обучения, на основе проведенного контроля который является обязательным элементом программы.

Дидактические законы и закономерности не являются чем-то застывшим, неизменным. По мере развития общества изменяются требования к системе образования, появляются новации в практике обучения и проявлении законов, поэтому закономерности обучения могут изменяться или возникать новые.

Процесс обучения носит закономерный характер. Важнейшей задачей педагогики является раскрытие этого закономерного процесса с тем, чтобы выработать на этой основе наиболее целесообразные и эффективные пути обучения. Принципы обучения охватывают все основные стороны и этапы сложного процесса обучения, т.е. его содержание, организацию и методы в соответствии с целями и задачами профессиональной подготовки и с учетом уровня обученности сотрудника. Они выведены на основе научного осмысления наследия прошлого и обобщения современного передового опыта подготовки личного состава ОВД к выполнению оперативно-служебных задач. Их требования носят объективный характер, они вытекают из ложки педагогического процесса, учитывают особенности полицейской деятельности, данных многих наук. Реализация требований принципов обучения обеспечивает комплексный подход к формированию личности, подготовку всесторонне развитого, сознательного и активного сотрудника ОВД и, напротив, незнание принципов обучения, пренебрежение их требованиями ведет к усилению субъективного фактора в организации учебного процесса, снижению его качества и эффективности.

Рассмотрим содержание, требования и основные пути реализации дидактических принципов в процессе служебной подготовки сотрудников ОВД. Принципы обучения - основные руководящие положения, требования дидактики, которая отражает закономерности педагогического процесса. Соблюдение этих принципов гарантирует эффективность обучения.

Принцип научности. Сотрудники должны иметь глубокие знания, владеть необходимыми навыками и умениями, обладать глубокой убежденностью в важности своего дела. Основные требования данного принципа: вооружать сотрудников достоверными знаниями; связывать обучение с жизнью; заботиться о воспитательном и развивающем аспекте всех занятий; добиваться научной организации занятий и учений, проявлять нетерпимость к недостаткам в педагогическом процессе; внедрять все новое и передовое в процесс обучения.

Принцип сознательности и активности. В процессе сознательного усвоения знаний формируется творческое отношение к изучению и применению знаний на практике, развивается логическое мышление обучаемых. Реализация данного принципа зависит: от выбора и сочетания методов обучения; постановки познавательных задач перед сотрудниками; создание на занятии проблемных ситуаций; постановки обучаемых в такие условия, когда им необходимо анализировать различные точки зрения; доказывать те или иные положения, аргументировать свое мнение.

Принцип наглядности обучения. Принцип наглядности диктуется тем, что зрительные, слуховые, осязательные и другие ощущения и восприятия - являются исходным началом всякого познания. При обучении применяются различные виды наглядности:

- натуральная или естественная наглядность /образцы оружия, спецтехника/;

- изобразительная наглядность /макеты, стенды, таблицы/;

- словесно-образная наглядность /словесные описание явлений, фактов/;

- практическая наглядность /показ тех или иных действий/. Основные требования принципа: наглядность должна отвечать цели и содержанию занятия; быть яркой и доступной; широко использовать технические средства обучения и наглядность.

Принцип систематичности, последовательности и комплексности в обучении. Данный принцип предполагает овладение знаниями, навыками и умениями в определенной последовательности - системе.

Основные требования принципа: излагать учебный материал по частям, логически связанных между собой, давать стройную систему знаний учебной дисциплины, связывать новые знания с ранее изученными умело группировать и структурно строить учебный материал, выделять в нем главное, что должно быть глубоко усвоено.

Принцип обучения на высоком, но доступном уровне трудностей. Основные требования принципа постоянно учитывать умственные и физические возможности обучаемых, посильность для них изучаемого материала; в процессе занятий обеспечивать оптимальный уровень напряжения умственных и физических сил; изучение учебного материала начинать с легкого, постепенно переходя к трудному, опираясь на исходный уровень подготовленности обучаемых; четкое формулирование познавательных задач; подбор такого содержания материала, чтобы оно могло заинтересовать обучаемых; вселять уверенность у сотрудников ОВД в их возможности при усвоении учебного материала.

Принцип прочности овладения знаниями, навыками, умениями. Прочность усвоения знаний, навыков и умений достигается всем ходом обучения и в значительной степени зависит от установки на запоминание. Основные требования принципа разъяснять обучаемым значение изучаемого материала для практической деятельности; организовывать повторение материала; стимулировать самостоятельную учебную работу обучаемых; широко использовать упражнения, тренажи, решение практических задач; вести систематический контроль за усвоением изучаемого материала.

Принцип учета индивидуальных и типических особенностей сотрудников. Чтобы умело организовать успешное овладение каждым сотрудником знаниями, навыками и умениями, необходимо знать его индивидуальные особенности. Учет типических особенностей предполагает знание специфики деятельности сотрудников той или иной службы.

Основные требования принципа: знать и учитывать в процессе обучения индивидуально-психологические особенности сотрудников, их интересы, склонности, способности, черты характера и т.д.; дифференцированно подходить к обучению каждого; оптимально сочетать одиночную подготовку с боевым сколачиванием подразделений.

Для успешного решения учебно-воспитательных задач необходимо хорошо знать не только сущность, задачи и принципы обучения, но и пути вооружения сотрудников знаниями, навыками и умениями. Такими путями являются методы обучения.

Выводы по первому вопросу. Важнейшей задачей педагогики является раскрытие этого закономерного процесса с тем, чтобы выработать на этой основе наиболее целесообразные и эффективные пути обучения. Принципы обучения охватывают все основные стороны и этапы сложного процесса обучения, т.е. его содержание, организацию и методы в соответствии с целями и задачами профессиональной подготовки и с учетом уровня обученности сотрудника. Они выведены на основе научного осмысления наследия прошлого и обобщения современного передового опыта подготовки личного состава ОВД к выполнению оперативно-служебных задач. Их требования носят объективный характер, они вытекают из ложки педагогического процесса, учитывают особенности полицейской деятельности, данных многих наук. Реализация требований принципов обучения обеспечивает комплексный подход к формированию личности, подготовку всесторонне развитого, сознательного и активного сотрудника ОВД и, напротив, незнание принципов обучения, пренебрежение их требованиями ведет к усилению субъективного фактора в организации учебного процесса, снижению его качества и эффективности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: