Основные задачи Управления информационных технологий Налогового комитета МФ РК:
1 Обеспечение достижения стратегических целей развития органов налоговой службы путем эффективного управления развитием и сопровождением информационно-технических проектов, позволяющие достичь реализацию программного обеспечения определенного качества в установленные сроки
2 Совершенствование информационно-технического функционирования налоговых органов, внедрение новых информационно-телекоммуникационных технологий с обязательным обеспечением безопасности информационного обмена, развитие ресурсного обеспечения.
3 Разработка и реализация Концепции развития информационно-технических проектов Комитета
4 Обеспечение бесперебойного функционирования серверного, компьютерного, телекоммуникационного, сетевого оборудования и информационных систем
5 Координация деятельности налоговых органов в части обеспечения функционирования информационных систем
В современном, бурно развивающемся мире важное место принадлежит информации. Обработка информации - это ключ к решению многих задач. В налоговых органах хранится и обрабатывается большой объем очень важной и нужной информации. Эти процессы требуют использования хорошей материальной и программной базы. В 90-е годы в период становления налоговых органов обработка данных в налоговых органах осуществлялась вручную, на бумажных носителях, лицевые счета налогоплательщиков велись в огромных книгах формата A3, недоимка высчитывалась на калькуляторе по данным этих книг. Составление отчетов было трудоемким и долгим процессом. Когда появились персональные компьютеры, для налоговиков были разработаны программы по регистрации налогоплательщиков и ведению лицевых счетов, но одним из их недостатков было отсутствие сетевой поддержки.
В конце 90-х годов в рамках программы МБРР в Казахстане начался процесс модернизации налогового администрирования. Одной из составляющих процесса модернизации была разработка IT-инфраструктуры. В 2001 г. налоговые органы были обеспечены новой современной техникой, была запущена глобальная корпоративная сеть, которая связала в иерархическую структуру все подразделения НК МФ РК. На этой новой технической базе в конце 2001 г. стартовал первый модуль ИНИС - Регистрация. Постепенно внедрялись и другие режимы: СНР, ЭКНА, Учет.
Режим регистрационного учета используется для фиксирования места нахождения налогоплательщика, места нахождения налогооблагаемого объекта, места осуществления деятельности, а также при изменении регистрационных данных.
Процесс регистрации налогоплательщика распределен по всем уровням иерархии - район, область, республика (Рисунок 1).
Рисунок 1. Регистрация налогоплательщиков
РНН присваивается как юридическим, так и физическим лицам. В настоящей версии системы для обеих категорий налогоплательщиков используются унифицированные механизмы регистрации. Рассмотрим подробнее функционирование компоненты "Регистрация" в структурных подразделениях Налогового комитета (Ошибка! Источник ссылки не найден.).
Рисунок 2. Схема функционирования компоненты "Регистрация" в подразделениях Налогового комитета
Одновременно разрабатывались и внедрялись другие информационные системы. Наиболее известные из них СГДС, ИС ЭФНО, ИСИД, НДС, МОП, РНиОН, Акциз. Информационные системы НК МФ РК успешно решали поставленные на тот момент задачи. С помощью этих систем создана базовая инфраструктура для постановки налогоплательщиков на налоговый учет и ведения лицевых счетов. Налогоплательщики могут отправлять отчетность в электронном виде без визита в налоговые органы. Осуществляется электронный камеральный контроль. Реализовано взаимодействие с банками второго уровня по выставлению инкассовых распоряжений.
Но с течением времени начались сложности с эффективным развитием электронного камерального контроля, формированием аналитической отчетности на основании данных различных информационных систем, синхронизацией данных между разными информационными системами, взаимодействием с электронным правительством.
Поэтому в настоящее время процесс модернизации и развития информационных систем поднимается на новую, более совершенную ступень. В настоящее время осуществляется переход на современную платформу информационных систем. Целью автоматизации является эффективная информационная поддержка деятельности налоговых органов по нескольким направлениям:
Ø обеспечение полноты поступления налогов через развитие эффективной системы электронного камерального контроля на основе Единого хранилища данных и Интеграционной шины;
Ø обеспечение удовлетворенности общества деятельностью органов налоговой службы с помощью СОНО, предоставления услуг с использованием возможностей мобильной связи, внутриведомственного электронного документооборота;
Ø построение высокоэффективной налоговой службы. В этом направлении планируется создание новых и развитие существующих подсистем.
Важное значение имеет более полное и качественное взаимодействие между налогоплательщиками и налоговыми органами. В связи с подготовкой к всеобщему налоговому декларированию особое внимание уделяется развитию Сервисов обработки налоговой отчетности (СОНО). Предполагаемая нагрузка в тот период может составить 10 миллионов деклараций в течение недели. Развитие СОНО должно создать налогоплательщику самые комфортные условия для сдачи отчетности в срок. Использование современных средств мобильной связи также должно положительно отразиться на взаимодействии с налогоплательщиками. Создание сервиса электронного документооборота с налогоплательщиками призвано обеспечить налогоплательщиков полной информацией о состоянии запросов в налоговые органы. Все эти меры должны привести к обеспечению удовлетворенности общества деятельностью органов налоговой службы.
В заключение хочется сказать, что информационные системы были и остаются залогом плодотворной и эффективной работы налоговых органов. Решение задач, которые стоят перед органами налоговой службы, невозможно без использования самых современных информационных технологий и ресурсов.